Больше рецензий

24 марта 2016 г. 02:40

565

5 Маленькая тленная жемчужина

Не знаю, кому в прошлом году пришла в голову мысль перевести написанное 20 лет назад произведение автора, чьи первые книги не были встречены восторгами русскоязычных читателей, но спасибо огромное этому человеку. Это маленькая жемчужина в океане переводной литературы, истинная отрада для любителей чувственной, эмоционально наполненной литературы и мой личный кандидат в рейтинг лучших книг для интровертов, если бы таковой существовал. А ещё это тот случай, когда обложка вполне отражает ожидания от книги. Посмотрите на неё внимательно. Приглушенные, немного пыльные цвета; размытый, почти абстрактный силуэт женщины; крупные, яркие, но будто бы слегка увядшие цветы. Такова и атмосфера этого произведения: пасторальная природа, палящий зной, пылинки в солнечных лучах, пышные фуксии и петуньи в аккуратных палисадниках, сонная разморенность городской интеллигенции, медленно поджаривающейся на летнем солнце и огне собственных страстей. Это не та книга, которую можно читать на бегу. Автор снимает на макро, поэтому и читателю стоит поставить жизнь на паузу, прежде чем погрузиться в препарирование этой истории.

Повествование ведется от третьего лица, но создается впечатление, что мы смотрим на происходящее глазами главной героини - Полины, 55-летнего литературного редактора-фрилансера, которая живет в пригороде Лондона вместе с дочерью Терезой, ее мужем Морисом и малышом Люком. Морис работает в том же издательстве, которое сотрудничает с Полиной, - пишет книгу о коммерциализации натурального хозяйства. Тереза до замужества была успешным дизайнером, но теперь сидит в декрете - полуторагодовалый сын-непоседа отнимает всё её время. Это период, когда она всецело поглощена ребенком и особенно уязвима, поэтому Тереза не замечает, как рядом совершается предательство, невольным свидетелем и заложником которого становится её мать...

Это концентрированная рефлексия, сплошной внутренний монолог, поток общей боли двух таких разных женщин. Изредка из этого потока выныривают диалоги-айсберги, во время которых замалчивается гораздо больше, чем произносится. Когда задают вопрос о погоде, чтобы узнать, с кем спит твой муж. Это какая-то типично английская черта или феноменальная способность Полины чувствовать других людей? Не знаю, но это та суперсила, которой мне бы по-настоящему хотелось обладать. Полина чем-то напомнила мне героинь Пережить зиму в Стокгольме и Семейной реликвии , а по проблематике книга схожа с произведениями Айрис Мердок. Одним словом, качественная интеллектуальная проза о бабопроблемах от лауреата Букеровской премии, самое оно для девочек, которые уже слезли с ручек, но ещё хотят платьишко.

Прочитано в рамках игры "Собери их всех!"

Комментарии


На ручках не была, но платьишек всегда хочу, Лайвли тащу в "хотелки".)


Мне кажется, у этой книги с тобой неплохие шансы :)


Мне тоже так кажется.)


Интересная рецензия! Вы смогли так же, как Лайвли, написать корректно, сдержанно, но содержательно) У Мердок в книгах иногда появляются загадочные субъекты, подобные Морису. Думаю, она добавила бы ещё, как минимум 5 героев, от недосказанности Лайвли не оставила бы и следа, отчего книга выросла бы в объёме, как минимум, вдвое. Согласна, проблематика схожа.
Хотя знаю, что некоторые главным виновником всего считают именно Полину!
"Пережить зиму в Стокгольме" беру в "хотелки":)


Спасибо :) Сложно было не спойлерить сюжет - гораздо интереснее понять из текста, что происходит, чем прочитать в чужой рецензии.
Лайвли, конечно, более камерная, чем Мердок. Просто Мердок тоже не подводит к однозначным выводам, оставляет читателю место для раздумий. Люблю такие произведения.
В жизни в таких ситуациях еще любят пообвинять жену, мол, распустила себя, ушла в ребенка. А муж, можно подумать, такой весь в белом! Ребенком совсем не занимается, а потом обижается, что жена его не ублажает. А я не понимаю, как вообще в такой ситуации можно искать виноватых. Полина и сама себя постоянно винит, что это она познакомила Терезу с Морисом, но это естественная реакция каждой небезразличной матери.
"Зима" весьма необычная по форме подачи, с ней надо совпасть настроением. Надеюсь, вам понравится :)


Некоторые читатели уверены, что Полина хладнокровно намеренно столкнула Мориса с лестницы! Я с этим не согласна. По-моему, несчастный случай- она была напугана. Да я и сама побаивалась Мориса, честно говоря.
Да уж, угадать с настроением-целая проблема. У меня несколько хороших книг, которые я начинала не по одному разу и бросала, но хочу их прочитать)


Да, я прочитала рецензии, благо их не так много. Я тоже думаю, что это был несчастный случай. Вообще на этой сцене я испугалась, что Морис задумал что-то нехорошее сделать с Полиной. Он же знал, что она обо всем догадалась раньше, и наверняка решил, что мать настроила дочь против него. Думаю, Полина тоже испугалась. В тексте прямо не указано, что она вообще до него дотрагивалась. Может, сделала резкое движение, а он отшатнулся и спьяну не удержал равновесие. В общем, я с вами совершенно согласна.


"Лунный тигр" я бы тоже прочитала.


Он у меня давно в вишлисте, подвину теперь поближе.


Несчастный случай был бы если бы под ним провалилась лестница или на голову ему обрушился потолок.
Вот вы говорите - испугалась. Да, испугалась, уже отношение, уже субъективная сторона, уже не несчастный случай.
В том то и мораль, на мой взгляд. Что само присутствие сочувствующего третьего лица в браке неуместно.


Обратимся к тексту:

Полина вспоминает, что в ярости шагнула к нему. Возможно, Полина что-то сказала. Возможно, вскинула руку.

Как видите, это ваше субъективное восприятие. Вам нравится думать, что это было убийство, мне нравится думать, что она не виновата, истина где-то посередине. Прелесть этой книги в том числе в свободе интерпретации произошедшего.


Я помню наш диалог. Хладнокровно и намеренно - это прямой умысел, у Полины умысел косвенный, это убийство по неосторожности. А неосторожность это тоже форма вины. Полина виновата. Иначе бы она не скрывала всех подробностей той грозы.


Так она и не скрывала. Ей же дочь сказала, что не хочет ничего знать.


Было следствие. Обстоятельства расследовали. О ссоре она умолчала. И о ярости тоже. Это ее право, никто не обязан свидетельствовать против себя.
По секрету "как было" она рассказала своему другу, образцовому семьянину. Чья история здесь противовес неприятию. Уж он то хороший муж. Не то что Морис.


Согласна с вами, что книга очень хороша. Платьишко) скорее для тех, кто его не хочет!
Суперсила ее это обостренный материнский инстинкт.
Как думаете - если бы Полины не было бы в браке дочери - какой была бы судьба Терезы? И вообще насколько Тереза похожа на мать? Так же она ревнива?


Думаю, автор не зря делала акцент на том, что Люк, Тереза и Полина живут в разном времени. Ведь и Полина в возрасте Терезы была такой же - не менее 8 лет терпела, прежде чем уйти от мужа, хотя и знала о его похождениях, и ревновала. Тогда её никак нельзя было назвать сильной. Возможно, с Терезой рано или поздно произошло бы такое же преображение.


Тереза более рафинирована. Ведь у нее была не такая мать как у Полины.
Мне кажется если бы не мать, Тереза могла развестись. А могла бы начать интересоваться платьями или родить еще парочку детей, ничего не замечать что там у Мориса и быть счастливой при этом. Или встрепенуться, узнав, выбросить платье из штор, вернуться в профессию и стать привоекательной не только внешне.
В любом случае, Люк остался бы с отцом. В смысле у него был бы живой отец.


Думаете, Морис начал изменять из-за того, что она ходила в платье из штор? :) Скорее всего, она была такой и до их знакомства - она все-таки дизайнер, человек со своеобразным взглядом на мир. Любопытно думать о её будущем - с одной стороны, она говорила, что хочет второго ребенка, но мысли о возможной измене мужа ее отрезвили, она перестала к нему относиться так же восторженно, как раньше, так что, возможно, в конце концов подала бы на развод.

Думаете, живой гулящий отец лучше, чем мертвый? Морис, который "по шкале Рихтера родительской привязанности больше трех баллов не набирает"? Он и в браке-то не особо демонстрировал желание возиться с сыном - думаете, он стал бы общаться с Люком после развода? У Терезы вот есть живой отец, а много ли толку от него было в её жизни? Когда ребенок осознаёт, что не нужен одному из родителей - это всегда моральная травма, даже если в остальном у него жизнь благополучная. Мы не боги, конечно, чтоб судить, кому жить, а кому умирать, но в некоторых случаях мертвый отец (образ которого, к тому же можно идеализировать) лучше живого, который пренебрегает своими родительскими обязанностями.


Да нет, не только из-за штор. Ее не волновала собственная привлекательность. При том что мужчину она себе выбрала такого, для которого это важно. Морис - павлин. И если уж связалась с таким или терпи, или играй, или уйди. Или убей. Если любишь, хочешь быть рядом, наверное первые два пункта. Да, подала бы. Тоже так думаю и наверное выбрала кого то получше. Так как опыт заставляет поумнеть.

Думаю, лучше. Отцы без инстинкта могут стать отличными друзьями со временем. Могут поддержать, оплатить учебу в конце концов. Чему то научить. Отцом можно гордиться, даже если он не близок. На мой взгляд это лучше, чем отец погибший в семейных дрязгах между матерью и бабкой. Где твой папа, деточка? Он маме изменял и его моя бабушка с лестницы спустила...


А для какого мужчины внешняя привлекательность женщины не играет роли? Просто одни могут намекнуть своей женщине, что ей стоит поменять стиль в одежде/прическу/пойти в спортзал, а другие предпочтут молча пойти налево. Проблема не в женщине, а в том, что некоторые мужчины не способны держать кое-что в штанах.

Если любишь, хочешь быть рядом, наверное первые два пункта

Ооо, сколько таких женщин, которые думают: "Уж со мной-то он перевоспитается"! Особенно по молодости. Возможно, Тереза в своей слепой влюбленности не замечала, что Морис пользуется привлекательностью у женщин, или не знала о его "послужном списке".

Отцы без инстинкта могут стать отличными друзьями со временем. Могут поддержать, оплатить учебу в конце концов. Чему то научить. Отцом можно гордиться, даже если он не близок.

И что из перечисленного сделал Гарри для Терезы? Я уверена, что и Моррис был бы для Люка таким папашей-кукушкой. А если бы они не развелись, ситуация могла бы быть ещё хуже: однажды сын мог точно так же случайно обнаружить, что отец изменяет матери, и тогда бы от этой ситуации страдали уже два человека.
Думаю, Люку расскажут только то, что его отец погиб в результате падения с лестницы. Зачем детям вообще знать о личной жизни родителей, об изменах и т.д.? Возможно, Тереза еще выйдет замуж, и у Люка будет отчим. Хотя, конечно, всё это не значит, что я бы желала Морису смерти.


Если честно - не знаю что неприятнее - когда намекают что ты могла бы что-то сделать с собой (значит не принимают такой какая есть) или принимают и смотрят налево.
Разве "терпи, играй" это перевоспитание? Мне кажется это развитие отношений. Жизнь то долгая штука. Совместная жизнь это взаимодействие. Насчет штанов и списка - так Терезе это нравилось. Типаж ее. С чего он должен был измениться если именно это женщин (включаю жену) и брало?

Я уже плохо помню про Гарри. Но если учитывать соц.гарантии GB для детей и жен после разводов он не мог не принимать участия. Кроме того, Полина подчеркнуто не подпускала его даже на выстрел.
Не знаю, я считаю что живой отец лучше мертвого, даже обосновывать этот пункт мне странно.


А напомните мне, пожалуйста, про ту девицу, с которой Морис замутил: я что-то не помню там совершенства форм? Я думаю, что мужчина-самец (вы меня поняли), с возрастом утрачивающий прежние силы, будет самоутверждаться. В то же время в жены такие мужчины, если они конечно не идиоты ( а Морис явно им не был), выбирают совсем другой сорт женщин, сознательно и обдуманно! И он любил свою жену! А привлекательна она была своей молодостью, неискушенностью и умением бескорыстно отдавать. Я думаю, если б Морис остался жив, он искал бы подпитки на стороне пока ноги бы его носили, но жену свою ни на кого бы не променял. Она -номер два в его жизни после работы)


Да, там про совершенство форм ничего не говорится, просто подчеркивается умение Кэрол стильно одеваться, её притворно-капризный стиль поведения и пренебрежение к детям (словом, полный контраст с Терезой). Согласна с вами, по собственному желанию Морис вряд ли ушел бы от Терезы. К тому же, он не мог себе позволить лишиться столь влиятельной в издательских кругах тещи :)