Больше рецензий

antonrai

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 марта 2016 г. 09:49

393

5

Вот, лишь недавняя рецензия на «Гамлета» от FATAMORCANA заставила меня по-настоящему внимательно вчитаться в этот знаменитый монолог – «быть или не быть» (полный вариант – в конце рецензии). Проблема со всеми НАСТОЛЬКО знаменитыми речами состоит в том, что их воспринимаешь как-то автоматически, и настолько же автоматически считаешь их понятными. А как вчитаешься, понимания убавляется и понимаешь, что понять-то еще только надо, а пока что еще не очень то и понятно. И проблемы тут две. Первая – «что выбирает Гамлет?», и вторая, что сам Шекспир понимает под «быть», а что под «не быть»? Естественно, что две эти проблемы крепко сплетены воедино.

Я то до сих пор думал, что Гамлет, конечно, выбирает "быть", то есть "в бой вступить", «оказать сопротивленье». Это – условно классическое понимание (точнее, понимание с позиции здравого смысла, по-английски же звучит лучше – «common sense» – обыденный разум), вот и Аникст, классический шекспировед советского времени, пишет:

Какую же из двух возможностей выбирает Гамлет? «Быть», бороться — таков удел, принятый им на себя.

Оно бы и складно получается, одна загвоздка («there’s the rub», так сказать), - а что такое «не быть» по Шекспиру? А «не быть» по Шекспиру, значит, умереть, другого значения в монологе не найти. Но, если «не быть» - это умереть, то «быть», тогда – это «Смиряться под ударами судьбы», «Кряхтя, под ношей жизненной плестись» и т.д, а вовсе не «оказать сопротивленье». Аникст в своем «common sense» разборе монолога как раз и не видит этого момента:

Дальше...

Не требуется особого внимания, чтобы увидеть незаконченность первой строки, тогда как следующие строки раскрывают смысл вопроса и противопоставление двух понятий — что значит «быть» и что — «не быть»:

Что благородней духом — покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством?         

Здесь дилемма выражена совершенно ясно: «быть» — значит восстать на море смут и сразить их, «не быть» — покоряться «пращам и стрелам яростной судьбы.

Так ведь прямо противоположное совершенно ясно! Если следовать словам Шекспира, конечно. Просто толкователю слов Шекспира трудно смириться с тем, что «благороднее» то выходит, «не быть», а не «быть». Итак, еще раз, «быть» по Шекспиру – это «кряхтеть», «не быть» – покончить с кряхтеньем. Однако, ясно и то, что разбор монолога не может завершиться на этой стадии рассуждения. Когда ранее я сказал, что другого значения для «не быть» кроме «умереть» в монологе Шекспира нет, я, конечно, немного слукавил. Другое значение как раз и состоит в «оказать сопротивленье», просто у Шекспира это сопротивленье также вполне ясно увязывается со смертью:

Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.

Далее же Шекспир подменяет «покончить с ними и умереть» на «покончить с собой», («Когда так просто сводит все концы Удар кинжала!») что затрудняет логически стройное восприятие монолога, поскольку это совсем не одно и то же. В одном случае перед нами человек, который не смиряется с судьбой, в другом же – который отказывается как от «лямки» жизни, так и от схватки с жизнью. И вообще, у Шекспира можно различить три разных «не быть»: «умереть», «покончить с собой», «умереть, оказывая сопротивление». Первый вариант – тот, которого все боятся, предпочитая ему «кряхтящий» жизненный путь. Лучше как угодно «быть» чем совсем «не быть». Второй – прекращение этого страха, чему мешает страх загробного возмездия за малодушный отказ от жизни. Третий вариант – отказ от кряхтящего «быть», путем сопротивления. Именно третий вариант и выбирает Гамлет.

И вот далее нам и надо понять, что же это за странное состояние, в котором оказывается Гамлет, да и любой человек, выбравший этот «третий вариант». Выход за пределы «быть» в пределах бытия, «не-бытийное», но – «быть»; некое промежуточное состояние между бытием и небытием. FATAMORCANA вполне справедливо замечает, что промежуточность этого состояния выражается через «безумие» Гамлета («Мало того, он вводит в игру безумие героев - пограничное состояние между бытием и небытием»), которое, правда (и это я уже добавлю от себя), вообще говоря, слишком логично, чтобы посчитать его просто игрой. Все правильно, чтобы стать подлинно разумным, сначала надо обязательно сойти с ума. При этом «сойти с ума» совсем не обязательно ведет к «стать разумным». «Сойти с ума» - это аналог «не быть» – сойти с ума, значит, покинуть пределы того самого обыденного разума, «не быть разумным». А удастся ли при этом перейти от обыденного разума к разуму подлинному или придется утонуть в чистом небытии-безумии? Удастся ли человеку, покидающему твердую почву (пусть, может, и не самого завидного, но - бытия) под ногами, найти какую-то другую почву? Гарантий нет; вообще для любого человека, покидающего надежное «быть» уже не может быть никаких гарантий.

Итак, Гамлет выбирает «не быть», потому что «кряхтящее бытие» его не устраивает. Гамлет выбирает «быть», потому что не кончает с собой, а решает «оказать сопротивленье». И, Гамлет в итоге погибает, потому что выбранное им «быть» изначально слишком самоубийственное, слишком «безумное», в нем слишком много от «не быть». Можно сказать, что Гамлет так и не обрел под ногами новой твердой почвы, да и не мог обрести в силу той сюжетной ситуации, в которую его помещает Шекспир. Гамлет – трагический герой, его самоубийственный путь мог закончиться только достаточно скорой смертью. И потому, все равно следует сказать, что Гамлет выбрал скорее именно - «не быть». Художественно, это совершенно оправданно, конечно. Более того, только в таком ракурсе и можно понять всю трагедийность данного выбора, всю его смертельную опасность. Если же мы примем выбор «быть» Гамлета (в редакции здравого смысла), то его сопротивленье судьбе будет не более чем сопротивленьем.. не знаю, человека, у которого пытаются отобрать кошелек. Нет, подлинное сопротивленье нельзя оказать исходя из обыденных посылок.

Подводя итог, можно сказать, что в конкретной ситуации Гамлета нет четкого ответа на вопрос «быть или не быть»? Гамлет покидает «быть» обыденное, но не приходит к «быть» обновленному. Он так и застревает где-то между бытием и небытием. А вот в высшем смысле ответ, конечно, «быть», что означает, - умерев, родиться заново; пройти через «не быть», но вырваться к очищенному бытию; сойти с ума, чтобы обрести ясность мышления. И только в этом новом «быть» состоянии, прежнее «быть» превращается в «не-быть», потому что кряхтеть и подлинно «быть» – две вещи несовместные; обыденная жизнь видится теперь как смерть заживо. То есть из «быть или не быть» вопрос трансформируется теперь в «быть или Быть»? (в рассматриваемом монологе, следовательно, можно различить три разных «не быть» и два разных «быть»). До тех пор же, пока мы не поймем, что прийти к такому видению можно лишь через выбор третьего «не быть» (как границы между двумя типами бытия), мы не поймем сути монолога.

P.S. Вероятно, все эти скачки от «быть» к «не-быть», а затем опять к новому, очищенному «Быть» хорошо вписываются в небезызвестную диалектическую схему с отрицанием и «отрицанием отрицания». «Не-быть» есть отрицание «быть» обыденного, «Быть» есть отрицание бегства от бытия, а Бытие теперь обретает новое качество. Я, однако, не очень люблю вписывать живое описание процесса в готовую логическую схему, потому что существует опасность, что в таком случае логика начнет доминировать собственно над рассуждением. Но, похоже, в данном случае действительно полезно удерживать в уме предложенную диалектическую схему.

P.P.S. Ну и сам монолог, хоть он всем и известен, а все ж таки пусть будет перед глазами читающего – в одном из вариантов перевода, конечно (я выбрал вариант Пастернака):

Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снес бы униженья века,
Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств.

Комментарии


А удастся ли при этом перейти от обыденного разума к разуму подлинному или придется утонуть в чистом небытии-безумии?

- вариант Офелии?)

приведу еще один интересный монолог Гамлета:

Все мне уликой служит, все торопит
Ускорить месть. Что значит человек,
Когда его заветные желанья -
Еда да сон? Животное - и все.
Наверно, тот, кто создал нас с понятьем
О будущем и прошлом, дивный дар
Вложил не с тем, чтоб разум гнил без пользы.
Что тут виной? Забывчивость скота
Или привычка разбирать поступки
До мелочей? Такой разбор всегда
На четверть - мысль, а на три прочих - трусость.
Но что за смысл без умолку твердить,
Что это надо сделать, если к делу
Есть воля, сила, право и предлог?
Нелепость эту только оттеняет
Все, что ни встречу. Например, ряды
Такого ополченья под командой
Решительного принца, гордеца
До кончиков ногтей. В мечтах о славе
Он рвется к сече, смерти и судьбе
И жизнью рад пожертвовать, а дело
Не стоит выеденного яйца.
Но тот-то и велик, кто без причины
Не ступит шага, если ж в деле честь,
Подымет спор из-за пучка соломы.
Отец убит, и мать осквернена,
И сердце пышет злобой: вот и время
Зевать по сторонам и со стыдом
Смотреть на двадцать тысяч обреченных,
Готовых лечь в могилу, как в постель,
За обладанье спорною полоской,
Столь малой, что на ней не разместить
Дерущихся и не зарыть убитых.
О мысль моя, отныне будь в крови,
Живи грозой иль вовсе не живи!

Можно рассмотреть, в принципе, варианты развития событий на примере неглавных героев:
один из них - безумие подлинное - демонстрирует Офелия;
второй - занятие трона (если бы он был так нужен Гамлету) через бунт, месть за отца (под воздействием сильных чувств, коих у Гамлета не наблюдается) - Лаэрт;
третий - дозреть до состояния силы за границей и прийти войной, заявив свои права (вариант достойный, Гамлету нравится, если судить по монологу чуть выше) - это Фортинбрас.
четвертый - смерть физическая - Полоний. (Размышления о том, что происходит с человеком после смерти. Перспектива весьма непривлекательна, неудивительно, что мало кто торопится расстаться с бытием, пусть даже оно так себе - бытие.)
И даже Тень отца - это еще один из возможных вариантов. Если после физической смерти дух продолжает страдать от неисполненного долга, то Гамлету просто необходимо выполнить то, что он считает должным.
Последний вариант (и единственный из возможных для Гамлета) - тот, который мы видим - роль Гамлета. Гамлет не может быть иным.

К мысли о том, что Шекспир гениально расщепляет личность Главного героя на составляющие, привел небольшой фрагмент из предисловия к фильму Робина Лока (очень советую фильм, кстати) https://www.youtube.com/watch?v=SoBf2LRo6_I
(смотреть с 29 - 30 минуты.)

Еще поделюсь одной мыслью: "Гамлет" - великолепная пьеса об инициации. О переходе ГГ из состояни мальчика к состоянию мужа (в смысле - мужчины). И процесс тем сложнее, чем больше притязания. То есть, претендент на должность вождя (короля) должен был пройти более сложные испытания, чем простой смертный. И ведь прошел) Полагаю, Гамлет был бы тираном, если бы не умер.


Да, человек - разумное животное, больше всего недолюбливающее разум, и менее всего признающее, что он - животное:)
Смерти же, действительно представлены на любой вкус. Перспектива Полония действительно наиболее непривлекательна, самая у него какая-то "животная смерть" и дальнейший ужин у червей - полное небытие. Как говорится - только о нем и можно вспомнить, что "густые брови"... Фильм я в принципе больше всего люблю Козинцева, смотрел немного и Кары, и как ни странно, не могу сказать, что просмотренный отрывок вызвал отторжение:) Камбербэтч-Гамлет - это интересно, надо бы тоже посмотреть.
А был бы Гамлет тираном? Я думаю, он не все-таки не ту инициацию проходит, которая готовит к королевской роли. Его в принципе трудно увидеть на троне. Он входит в вечность именно как литературный, а не исторический персонаж. Его смерть неотделима от самого образа.


Здесь тоже двойственность) Гамлет по рождению должен был и мог стать королем. Но не стал де-юре. Шекспир показывает нам именно короля. Не того, кто раб по должности:

По званью он себе не господин.
Он сам в плену у своего рожденья.
Не вправе он, как всякий человек,
Стремиться к счастью. От его поступков
Зависит благоденствие страны.
Он ничего не выбирает в жизни,
А слушается выбора других
И соблюдает пользу государства.


а человека, являющегося, по сути, властелином своей жизни (несмотря на многие метания, это так) и жизней других людей. Ну, кроме того, там некоторые моменты, показывающие благородство, ответственность, масштабность (в значении величия или важности персоны)

Он входит в вечность именно как литературный, а не исторический персонаж. Его смерть неотделима от самого образа.


Чтобы остаться жить, герой должен умереть)

Фильм Кары был бы неплохим, в принципе, если бы не какие-то нюансы, что сделали из трагедии комедию.

Камбербэтч-Гамлет - это интересно, надо бы тоже посмотреть.


Фильм потрясающе интересный) Уверена, что вам понравится.


Согласна много раз, он не для трона, совсем не из той породы, не своей дорогой пошел - и других погубил, и себя, и трон не уберег. Это персонаж восклицательный, ему вредно деяние. )


Гамлет не для действия, он - для "слов, слов, слов". В этом, наверное, и его главное
- быть:)


Ну да - потрындел, вот и побыл.)


Так ведь "потрындел" так, что до сих пор вспоминаем:)


Этого не отнять.)
Персонаж прекрасный, но сочувствия не вызывающий.


Больше всего сочувствия достоин отец Гамлета - влить яд в ухо - во время сна - бррр:)


Мне думаетеся, что он был не без греха.)
Всегда сочувствовала Гертруде.)


Муж и жена - два сатаны:) Представляю, как Гертруду должен был возмутить и ранить монолог про два изображенья...


Приношу извинения за офтоп, но мне сразу вспомнился тот момент, когда я, случайно перебирая каналы, попал на "Гамлета" Франко Дзеффирелли. И не смог оторваться. Почему-то именно в этом варианте, с несколько карикатурным Мэлом Гибсоном, я прочувствовал эту вещь.


Оффтоп - это другое; про Гамлета - все в тему:) Я фильма Дзеффирелли не видел, хотя Мэл Гибсон в роли Гамлета вызывает у меня подозрения.


А зря (на мой вкус), зря, он невероятно органичен. Как и весь актерский состав. Хелена Бонем-Карттер - Офелия хороша.


Интересная версия с "безумием".
Но ведь в книге говорится о том, что Гамлет учился в Виттенбергском университете. А этот университет ( в котором, кстати сказать, ему мог преподавать сам Фауст) славился вольнодумием в религиозном плане.
А значит и его "быть или не быть", раскрывается в метафизическом свете : поверить призраку отца, не веря в призраков и "тот " мир. Или ринуться в бой, не поверив себе же.


Мне, кстати, вообще любопытен вопрос о вере в призраков в религиозном плане:) Как и, скажем, момент смерти как нечто определяющее загробное существование (если раскаиваешься и умираешь - одно, если через пять секунд умираешь за каким- нибудь неподобающим делом - другое).


Я что-то мало разбираюсь в призраках именно в религиозном плане. Как по мне, так это не более чем светлое эхо и пыль души. Бывает в старом месте всколыхнёшь эту пыль , и она носится, носится, пока не уляжется. А так как она безлична, то может на время питаться страхами и мечтами людей, отражая их. Бывал в довольно мрачных в этом плане местах, где чувствовалась эта "пыль".
Что касается момента смерти... Помните, как у Достоевского в "Идиоте" умирала старушка около окна? Тут ведь почти зеркальная, но тоже жуткая ситуация. А так, если человек всю жизнь жил "добродетельно", но так уж случилось, что он умер "во грехе", то, не думаю, что он изымает себя из вечности и обрекает на нечто ужасное. Инерция добра и света всей его жизни должна преодолеть эту трещинку греха. Хотя, бесспорно, момент смерти очень важен. Это как трамплин или призма для слияния с нечто вечным. А вообще, довольно наивно рассматривать душу как нечто оформленное, что можно изъять из вечности или обречь на что-то. Душа - это некий процесс припоминания вечности.


Я вообще ничего не могу сказать о загробном существовании, мне интереснее слушать, что говорят другие; основная идея, если подумать, почти всегда незаметно сводится к тому, что там будет примерно то же самое, что и здесь, - когда человек доволен своим существованием и что там будет то, чего ему не хватает здесь, когда недоволен. И это какие-то " слишком человеческие" мысли, хотя даже и Сократ ( по Платону) говорил о том же - что он и и там будет вести все те же самые беседы, разве что теперь без мешающего ему тела. Ну а если бы какой-нибудь случайный форальный момент определял бы бытие души в вечности... До этого точно только человек мог додуматься...


Вирджиния Вулф писала о грёзах : "в них, реальности здешних иллюзий." Думается, что это можно сказать и о "том" мире-мирах.


Наверное.


Два лучших, на мой взгляд, Гамлета экранизаций: Гамлет Иннокентия Смоктуновского и Гамлет Дэвида Теннанта.
И, кстати, по вопросу о том, мог бы Гамлет стать королем, а то и тираном: Гамлет Смоктуновского - нет, исключено. Гамлет Теннанта - да, почему нет.
А текст у обоих один и тот же ;)


Соглашусь про Гамлета-Смоктуновского, Гамлета-Теннанта надо будет посмотреть. Гамлет же Шекспира по факту королем не стал, а может ли кто-нибудь стать тем, кем он в итоге не стал - это, правда, тоже отдельный вопрос:)


Помнится, Пастернак в своих записках к переводу «Гамлета» писал, что весь смысл этой пьесы заключается в тех нескольких мгновениях от момента, когда принц узнает, что ранен отравленной шпагой, и до его смерти. Наступает состояние абсолютной свободы, когда законы человеческой морали уже не действуют.

Есть еще интересный анализ пьес английского классика у Питера Брука в его лекции «В поисках Шекспира».


Спасибо, интересно, не знаю, доберусь ли до этой лекции...


В ней всего 10 страниц.
Если интересно, можете посмотреть ее обсуждение в нашем клубе.