Больше рецензий

21 марта 2016 г. 03:32

2K

3.5 Розовый калачик свихнулся и плачет

Мне очень нравится теория о том, что Боровиков — это Масодов. Особенно хорошо в нее верится, когда читаешь одного за другим подряд, без стыка. Те же многостраничные прогоны действия без единого диалога, та же лексическая избыточность, от которой на филологическом затылке с непривычки волосы дыбом встают, некоторая механистичность героев и их разговоров, нагромождение странного на каждой странице, даже телесности место нашлось — притушенной до предела, невинной, но все же очевидной. И всю первую часть так и ждешь, что с главной героиней сейчас начнут делать гадкое, а она в ответ вцепится кому-нибудь в горло…

Впрочем, ко второй части приходят и другие писатели — детские, на этот раз совершенно точно детские (хотя бы частично). Размывают противное ожидание, сбивают страх. Крапивин, Волков, Гофман, Москвина, Погорельский, Шварц, бог знает, кто еще (и ой, нет, давайте с Кампанеллой как-нибудь в другой раз разберемся). Приходят такие призраками, встают за спиной у автора, качают головами: постмодернизм для школьников среднего возраста? с нашим участием? да ладно! А Боровиков усмехается да пишет, пишет. Вот, написал. Великое дело.

«Горожане солнца» могли получить первый приз «Заветной мечты». Эта национальная премия в области детской литературы прожила, к сожалению, совсем недолго — с 2006-го по 2009-й годы, но успела наделать немало шума. Один из «шумов» был как раз связан с Боровиковым. Когда взрослая часть жюри уже практически отдала первое место «Горожанам», детская взбунтовалась и наложила вето. В итоге Боровикову пришлось делить второе место с очаровательным и добрым Цирком в шкатулке Дины Сабитовой (боюсь, правда, что особой радости это обоим авторам не принесло).

Долго потом критики взрослого вида упрекали школьников за непонимание ничего и жажду «шоколадки» (в смысле, обнадеживающего финала). Но я-то, честно говоря, детское жюри понимаю. Потому что одно дело, когда ты такой весь взрослый и подготовленный — не годами даже, а десятилетиями чтения — следишь за веселенькими масодовскими пионерками, а другое — когда тебе от десяти до шестнадцати, а тебе «деконструкцией и ремифологизацией» прямо по голове — ннна! Иди, пересекай границы, засыпай рвы… И сопли подбери, это боллитра, детка!

Приключения Мишаты (она же Мицель, она же Маша Иванова), девочки, воспитанной снеговиками и попытавшейся спасти мир от Часов, тормознувших развитие всего хорошего, длятся долго — дольше, чем хватает дыхания и смелости это читать. И здесь есть все — заколдованные елочные игрушки, партизаны в оранжевых жилетах, беспризорные дети из метро и такие же — из планетария, злые манекены, добрый, но нервный памятник Гагарину, вредная завучиха, бредуны из колодца, лучшая подружка Фара — потерявшаяся эфиопская принцесса Фамарь, кровососущие барби, злющие болдуины, сентиментальный воришка детских игрушек Бормотехник и его слоники, даже автор появился, к которому в сложный момент обращаются герои (стихами!), странная постапокалиптическая Москва (Черная?), Новый год… И, конечно, Директор-Дидектор, Михаил Афанасьевич, — центр притяжения и воображения всей истории.

Герои идут из точки А в точку Б, чтобы оказаться в точке А и начать свой путь сначала — через леса, подземные реки, кривые лестницы, чужие крыши. Они падают, тонут, обжигаются, ищут тайные входы в метро, воруют еду, болеют, тоскуют, вербуют сторонников, толкают философские телеги о жизни и смерти, переодеваются в карнавальные костюмы и ругаются странными словами — «плямба! росомаха!».

(Со словами у Боровикова, кстати, вообще интересные отношения. Метрошных детей зовут «мельхиседеками», условных полицейских — «болдуинами», что-то там нужное-найденное девочки закладывают в «дышла сапог», на стенах подземелья растут «дынные стинцеи», партизаны ездят на «бонч-бруевичах» и проч., и проч.)

А когда измочаленные Мишата и Директор со товарищи, преодолев все препятствия на своем пути, врываются в самый финал книжки, то сказочные законы, по которым они, в общем-то, жили все это время, внезапно перестают работать. Нет, не ждите шоколадки, «блаженного плюшевого покоя» не будет ни героям, ни читателям. Вывернув наизнанку все, что можно, автор и здесь не отказал себе в удовольствии скинуть с корабля современности остатки жанра. Дамблдора убили, говорите? Ха!

В общем, история мощная вышла. Горячечная. Стоила и первых-вторых мест, и бунта на корабле, и нервных восклицаний критиков, и очень осторожных учительских рецензий (книги, изданные по итогам «Заветной мечты», рассылали по школьным библиотекам; о, как же мне жаль этих русичек!). Не стоила она, пожалуй, только забвения. Случилось с «Горожанами солнца» еще только одно переиздание (Вагриус, все тот же 2007-й год), а дальше тишина. Кое-где еще продаются бумажные экземпляры из личных библиотек, а электронный вариант искать с огнями надо.

Но если найдете… Хотя нет, лучше не рискуйте. Потому что администрация за ваш рассудок ответственности не несет.