Больше рецензий

18 марта 2016 г. 16:15

853

5

«Трагическая история о Гамлете, принце датском»
Великая (во всех отношениях) вещь. Темы вечные, не зависящие от времени, пространства, декораций, костюмов.
Обращаться к пьесе пришлось много раз во время разбора по буквам пьесы Горького "На дне" (там сплошные отсылки к Шекспиру), а еще после фильма с Бенедиктом Камбербэтчем в роли Гамлета я перевернула множество текстов в поисках автора перевода, использованного в титрах. (увы, похоже, но все не то)
Так вот, хочется поделиться коротенько своими впечатлениями о пьесе.

Тема №1:
"Быть иль не быть". Когда-то великий грек* озадачил этим вопросом человечество, определив, что "Есть лишь «Быть», а Ничто — не есть".
Герой Шекспира произносит великолепнейший монолог по поводу бытия и не-бытия:

Быть иль не быть - вот в чем вопрос.
Что благороднее: сносить удары
Неистовой судьбы - иль против моря
Невзгод вооружиться, в бой вступить
И все покончить разом...

и т.д.
(перевод Гнедича)

Дальше...

И неправда, что Гамлет выбирает "быть". Слишком сложно герою в бытности, чтобы он мог сознательно выбрать и примириться с таким бытием.
Вполне возможно, что принц Датский просто вычеркнул бы только себя из определенного мира - общества, данного ему по рождению.
В таком случае началась бы новая история нового человека без прошлого, но за пределами королевства.

если бы не призрак.
"Отомсти" - говорит...
Увел, в общем, принц наш датский с собой в небытие все семейство.
А ведь могли еще жить и жить быть и быть.

Экзистенцию героя тоже не трогаю. Одинокий юноша, оставленный всем миром, защищающий свое право на "быть". Так ведь не дают же существовать автономному "я". "Я" -государству-личности. (чудесно обыгран этот момент в постановке Робина Лока. Комичное представление, изображение как бы безумия, на самом деле - игра Гамлета в безумие - единственный способ сохранить свою автономию, свою личность, свою независимость.)

У общества, видите ли, есть свои правила, отличные от представлений принца. Принять правила Гамлет не может. Тогда - война? Да. Все абсолютно закономерно. Гамлет пошел войной на чуждый ему мир. "Его глаза сжирает порох" - разве может он видеть другую картину мира, понимать чужие миры, когда ему (его вселенной) больно?
Гамлет - настоящий король. Виват, кстати (О, если бы не отравленный клинок!*)

Ну а теперь о мирском, о меркантильном, о мирах датчан и разных прочих шведов, окружавших принца нашего Гамлета.

Клавдий. (Король, он же - новый муж вдовой королевы Гертруды, отчим и дядя Гамлета):
Слишком хотел стать королем. Стал. Почему нет? (история знает много подобных случаев, еще больше - наверняка не знает и не узнает никогда.)

Гертруда. (Мать Гамлета, принца Датского. Жена короля бывшего и брата его - настоящего)
Я не искала, каким образом наследовалась во времена Гамлетов корона Датского королевства. Могло быть непрямое наследование. То есть, трон старшего брата переходит не его сыну, а старшему рода - старшему по возрасту брату. От него - не его сыну, а племяннику - Гамлету.
В таком случае Гамлету стоило держаться подальше от трона до поры, пока дядя не прикажет долго жить.
Гертруду можно понять. Помимо возможной влюбленности мог присутствовать элементарный корыстный интерес. В таком случае, что может быть разумнее, чем брак с братом короля? В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности своей и принца.

Не приходится сомневаться в том, что король мог элементарно избавиться от нежелательных претендентов на должность (что, собственно, и сделал, не забрав кубок с отравленным вином из рук Гертруды. Нет, он предупредил, конечно: ""Не пей вина", но слишком все хорошо складывалось, чтобы упускать шанс избавиться одномоментно от старых родственников, слишком привлекательна перспектива укрепить свою, прямую ветвь правления, без племянников и прочих недоразумений).
Любовь к Гертруде не рассматриваем, потому что какая такая любовь.

А вот со стороны Гертруды - вполне возможны чувства. Но пьеса так построена, что зритель (читатель) просто обязан сочувствовать Главному герою - Гамлету. И оправдания Гертруды не предусмотрены.
А между тем, брак Гертруды - скорее необходимость, чем прихоть. Могла ли править королева-мать, не обладая способностями к правлению? Мог ли ее сын - принц Датский сохранить трон и государство? (помним же, что события происходят на фоне угрозы войны с Фортинбрасом.

Офелия. Жертва. Жалко ее.

Лаэрт.
Отвлекусь на киношных Лаэртов. Лаэрт Козинцева не интересен. Нудный.
Лаэрт Робина Лока мне от души понравился, вернее, понравилась режиссерская шутка (не рассматривать же негра в роли Лаэрта как дань политкорректности). Черный Лаэрт - это великолепно! Откуда у Полония взялся чернокожий сын - загадка. Ну да пусть, мало ли - усыновил может быть. Интересно звучат слова о возвращении черного Лаэрта во Францию. Мол, там ему милее. Или привычнее среди своих.
(Дивный перевод, кстати (титры). Не запомнила, к сожалению - чей. Похож на Гнедича, но не уверена.)
Лаэрт - Козловский тоже ничего. Харизматичный юноша, в моем представлении он именно так и должен был выглядеть. Вообще, в фильме Юрия Кары подбор актеров интереснейший, даже простушка-офелия вписывается в образ. Вот кстати, именно в этом фильме показана пропасть между Офелией и Гамлетом. У Козинцева Офелия - Вертинская немного неземная. С сумасшедшинкой. Как и сам принц. Великолепная пара, отчего и не быть вместе? Но Офелия ведь абсолютно не понимает Гамлета. Настолько на разных волнах они находятся, что у Офелии вообще нет шансов не сойти с ума. Вот эту непохожесть героев (истерик-Гамлет и святая простота - Офелия) демонстрируют (вольно или невольно) актеры в фильме Кары. Но фильм без слез (от смеха) не вспомнишь.

Да, Лаэрт. В общем, о нем и сказать-то нечего.

Полоний. Не повезло Полонию. Слишком большое рвение проявлял, доказывая свою преданность новому королю.

Горацио. Умничка Горацио. По сути, мы знаем эту историю с его слов. Помните, он остался единственным очевидцем произошедших событий. Это ему Гамлет поручил рассказать историю гибели одного рода.
Мог и наврать, конечно. Но кто проверит?

Мой фаворит - Фортинбрас. Обожаю. Не пролив ни капли крови, только издали бряцая оружием, нагнал страху на все королевство, руками Гамлета уничтожил конкурента на трон (давнего соперника, - помните, Гамлет - старший когда-то в честном бою отобрал владения старшего Фортинбраса?), устами Горация обеспечил себе доброе имя (так ли все было на самом деле, нет ли, свидетелей нет, а историю пишут победители). Так вот, не факт, что Фортинбрас не заказал историку - поэту оправдательную историю о восшествии на престол новой династии:
Мол, не виноват он в отнятии престола, не он всех умертвил. Пришел, а они все мертвые лежат. И тишина... Сами друг друга поубивали.
Тут трон свободный. Да и трон их семейный, на нем еще папенька фортинбрасовский сиживал, пока в честном бою земли не профукал.

Хеппи енд, можно сказать. Каждый получил то, о чем мечтал. Пусть и на короткое мгновенье, но все-таки. И даже призрак - Тень отца - он хотел, чтобы его глупое дитя научилось вершить судьбы других людей - его желание исполнилось. Гамлет - младший "порешал" все вопросы в королевстве. Уж как мог.
----------------------------------------------------------------
* На самом деле, не в отравленном клинке дело. Отравлен оказался Гамлет. То есть, наследовать престол (быть справедливым, лояльным, благородным - качества, которыми Г. наделял своего отца) он мог только после естественной, ненасильственной смерти родителя и перехода короны к принцу по наследству. Но, увидев (или почувствовав) предательство-предательство-предательство, отмыться от этого знания-чувствования уже не получится. Нет противоядия, убивающего полученные знания, возвращающего человека к наивности.
Гамлет вынужден был бы стать тираном. Прежний Гамлет-романтик, увы, погиб.

"А королевство ни при чем, и Гамлет
Страдает от себя, не от эпохи."
(Илья Эренбург)

Комментарии


Кстати, я вот, наверное, только сейчас и задумался о подлинном значении этого монолога: "Быть или не быть" - его все-таки в целом надо воспринимать, процитированной части недостаточно. Я до сих пор думал, что Гамлет, конечно, выбирает "быть", то есть " в бой вступить". Но далее то (да и сразу) Шекспир фактически определяет "быть" как "быть трусами" - "Кряхтя, под ношей жизненной плестись", "не быть" же тогда и есть - бросить вызов тому, что есть, "в бой вступить" и тогда Гамлет выбирает "не быть". Проблема в том, что Шекспир напрямую увязывает "не быть" с самоубийством, с бегством с поля боя, у него, похоже, логическая неточность в монологе. Но Гамлет выбирает "самоубийство" в глазах "бытия" мира, то есть подлинное - "быть" которое все же есть - "в бой вступить" - а не кряхтеть и не самоубиваться. То есть он выбирает некое другое, "самоубийственное", но - быть. Как-то так...


Да, я согласна с вами) Самой жалко было резать монолог, но он слишком большой для рецензии, поставила ссылку на полный тест. Хотя, в принципе, надо рассматривать всю пьесу в свете этого монолога)
В пьесе же постоянная тема "быть - не быть", "бытие - не бытие" ("здесь-бытие", вот-бытие", Dasein, одним словом). Монолог шикарнейший.

Кто бы на земле
Нес этот жизни груз, изнемогая
Под тяжким гнетом, - если б страх невольный
Чего-то после смерти, та страна
Безвестная, откуда никогда
Никто не возвращался, не смущали
Решенья нашего... О, мы скорее
Перенесем все скорби тех мучений,
Что возле нас, чем, бросив все, навстречу
Пойдем другим, неведомым бедам...
И эта мысль нас в трусов обращает...

- здесь прямо говорится о "не быть" как о смерти. Но можно рассматривать и как не-прекращение привычного, но неустраивающего существования из страха перед возможным другим бытием.
Гамлет меняет мир (бытие) вокруг в соответствии со своими представлениями о справедливости. Опять же, можно рассматривать как нежелание подстраиваться под чуждое ему бытие. То есть - не быть условно, не быть в навязываемых ему правилах.
Вообще, мне очень нравится смотреть на эту тему через Парменида. Этот древнийгрек говорит о том, что существует либо одно, либо другое: либо "быть", либо "не быть" (споря с Гераклитом, если не ошибаюсь). Шекспир (и Горький в "На дне"), как мне кажется, продолжают этот спор, показывают возможность одновременного существования противоположных понятий.
Горький называет своих ночлежников мертворожденными, заставляет задумываться: вот такое бытие - что это, жизнь?
У Шекспира умерший Гамлет-старший оказывается живее всех живых. Даже если бы он не появлялся в виде призрака, Гамлет в любом случае замутил историю во имя умершего.
И кстати, еще один пример: ведь главным действующим лицом пьесы является, по сути, Фортинбрас, который не появляется на сцене, но имя которого все имеют в виду. Он - двигатель истории. Но в пьесе Ф. одновременно и есть и его нет. (Опять единство "быть" и "не быть", но также верно и "быть" или "не быть") Красота же красивая, правда?)

(Мои извинения за многословие, обожаю эту тему)


"Шекспир (и Горький в "На дне"), как мне кажется, продолжают этот спор, показывают возможность одновременного существования противоположных понятий".

Шекспир ставит вопрос слишком четко, так что сразу возникает противоположность и ведь этот монолог всегда и воспринимается только в контексте противоположности "быть или не быть". Вопрос, скорее в том, насколько он сам эту противоположность выдерживает, у него действительно получается какая-то смешанность между быть и не быть. Гамлет-старший... все же его "появление" - художественный прием, можно ведь при желании представить себе и такую картину, что Гамлет просто узнал, что случилось - и образ его действия был бы тем же самым. Ну а то, что умершие могут продолжать оказывать "идейное" влияние на живых - это понятно (образ отца, естественно, может воздействовать на сына). Роль Фортинбраса я бы не стал преувеличивать. Он именно что двигатель истории, но не этой:)


Шекспир ставит вопрос слишком четко, так что сразу возникает противоположность и ведь этот монолог всегда и воспринимается только в контексте противоположности "быть или не быть". Вопрос, скорее в том, насколько он сам эту противоположность выдерживает, у него действительно получается какая-то смешанность между быть и не быть.

Воспринимается только в контексте противоположности? Разве?) Шекспир ставит только вопрос, но не дает четкого ответа. На мой взгляд, наоборот, всей пьесой он доказывает единство противоположных понятий. Мало того, он вводит в игру безумие героев - пограничное состояние между бытием и небытием. Вся пьеса построена на контрастах, но автор заставляет читателя (зрителя) соединять как бы несовместимое. Например: Шекспир через Гамлета разделяет красоту и порядочность, предлагает вариант "или - или", а зритель самостоятельно, но ведь с подачи автора, рассматривает возможность "и". То есть: красоту и порядочность. То же самое в диалоге могильщиков, помните? - смерть = вечное блаженство, не "небытие".
Хотела написать, что "Гамлет" - ода небытию, т.к. слишком уж мало аргументов в пьесе в пользу бытия, но Шекспир не рассматривает, получается, смерть как небытие. (Кстати, вы не читали Вещь ?)

Насколько велика роль Фортинбраса в этой истории судить не берусь, для этого надо, как минимум, знать изначальный вариант пьесы, а не тот, который был поставлен во времена правления фортинбраса (он же - Яков I). Мне нравится этот персонаж, поэтому, возможно, слегка преувеличиваю роль и значимость))


он вводит в игру безумие героев - пограничное состояние между бытием и небытием.

Совершенно верно - именно пограничное "быть"-состояние, я это и имел в виду, когда говорил о "самоубийственном" быть, пожалуй, "безумие" хорошо выражает это состояние. "Вещь" как раз недавно должен был прочитать, но вылетело из головы, теперь, наверное, прочту:) Нужен всегда какой-то контекст, погруженность в аспект конкретной темы, тогда многое подряд читается.

Относительно "четкости" ответа у Шекспира, наверное, соглашусь, что не отменяет и четкости постановки вопроса, задающего две противоположности. А доказывает ли он тем самым единство противоположностей (и насколько четко) - этот вопрос для меня пока что неразрешим:)


А доказывает ли он тем самым единство противоположностей

Он доказывает показывает возможность единства. Выводы, на основе представленных доказательств, читатель делает сам. Автор тем и хорош (вернее, хорош еще и тем), что не навязывает единственное свое мнение )

"Вещь" как раз недавно должен был прочитать, но вылетело из головы, теперь, наверное, прочту:)

У этой Вещи нет ни одной рецензии. Рискнете?)


Зато 36 цитат, что немало для такой небольшой вещи:) Ну а будет что написать, то и конечно же напишу....


Писать там есть о чем) Только вот у меня точно не получится написать рецензию ни на одну из вещей этого автора. Добавлю лучше еще одну цитату:

истина человека не откроется иначе как из его соседства ("близости") с божеством, чья суть - даль. Истина земли не проявится иначе, как в свете недостижимого неба. Ср. у Гераклита человек - смертный бог, бог - бессмертный человек.
(из примечаний)