Больше рецензий

17 марта 2016 г. 20:03

425

4 Обзор книги: «Существует ли женщина?» Дарио Салас Соммэр

Дарио Салас Соммэр – чилийский писатель, философ, исследователь, сыгравший не последнюю роль в развитии философской мысли в нашей стране. С 2004 года он является иностранным членом Союза писателей России. С 2015 года его книги «Мораль XXI века» и «Космическая валюта – наивысшее богатство» включены в список учебных пособий по философии для федеральных университетов Российской Федерации. Награжден государственной наградой РФ «Орден дружбы» за вклад в развитие сотрудничества, экономических и культурных связей с Россией.

Так что Дарио Салас не чужой нам человек, и его книга «Существует ли женщина?» достойна внимания уже поэтому. Но в еще большей степени потому, что в ней он предлагает пересмотреть существующую концепцию женственности и призывает женщин по-новому взглянуть на себя и собственные возможности. Основную идею книги можно проиллюстрировать следующей цитатой:

«Не может быть, чтобы у женщин было только две возможности для самореализации: стать матерью или подражать мужской роли. Во что бы то ни стало нужно открыть третий путь — свободное и сознательное индивидуальное развитие.» Дарио Салас Соммэр

Что характерно, мне не удалось найти ни одного мужского отзыва на эту книгу. Либо не читали, либо молча выразили свое согласие с позицией автора, либо, в отличие от Дарио Саласа, не сомневаются в том, что женщины существуют.

В свою очередь, отзывы женщин встречаются как восторженные, так и резко отрицательные. Естественно, те, кто согласен с мнением Дарио Саласа, не упоминают о недостатках книги. А те, кто высказывается отрицательно, отмечают, что либо не поняли подхода автора, либо чтение вызывает слишком большой протест и сопротивление и даже желание сжечь богомерзкую книжонку злостного шовиниста. Вряд ли сам Дарио Салас смел мечтать о таком успехе, история показывает, что для того, чтобы попасть на костер, нужно написать что-то о-о-очень стоящее.

Таким образом, следует попробовать оценить данный труд объективно и вдумчиво, не закрывая в своем невежестве глаза на нелицеприятные факты, но и не принимая слепо на веру все, что говорит нам мужской гений автора. В конце концов, не к этому ли нас призывает Дарио Салас?

Три капли дегтя

Сперва о недостатках книги, которых не так много, но которые следует непременно учитывать, чтобы за ними не потерять основную идею автора. Некоторые, судя по отзывам, потеряли.

Максимализм

Что немедленно может оттолкнуть и оттолкнуло многих потенциальных читательниц уже в начале книги – это чрезмерные обобщения, которые автор допускает отнюдь не в пользу женской половины человечества. Хотя Дарио Салас неоднократно подчеркивает, что не ставит своей целью принижение женщин, зачастую радикальность его высказываний заставляет усомниться в этой позиции. Если кратко, в ходе повествования создается ощущение, что на протяжении всей истории человечества ни одна женщина не занималась саморазвитием, все они только и делают, что читают глянцевые журналы и фанатично следят за своей внешностью, чтобы поймать мужчину. В то время, как все мужчины занимаются только самореализацией, знают о своем предназначении, и ни один мужчина никогда не прожил пустой и бесцельной жизни.

Очевидно, что подобная степень обобщения и абстрагирования нужна была автору для ясности и выразительности повествования. Однако, менее толерантные к проявлению мужского максимализма читательницы, чем я, уже бросили читать книгу, не успев вникнуть в ее суть.

Толкование поведения женщин с позиций гендерных стереотипов

Как уже говорилось выше, читая книгу невозможно усомниться, что она написана с позиции маскулинного мышления – слишком категоричный тон, нежелание допустить амбивалентности некоторых идей и ситуаций, а также непонимание некоторых особенностей женской психологии. Приведу несколько примеров.

«Её жизнь может висеть на волоске, но она не забудет о новом платье, в котором хочет блеснуть… Может, у неё вообще нет способности определить свои жизненные приоритеты, или просто не хочется встретиться с реальностью, которой она избегает при помощи самообмана.» Дарио Салас Соммэр

Начнем с того, что инстинкт самосохранения у женщин очевидно сильнее, чем у мужчин. Это может быть объяснено биологоческой функцией женщины по вынашиванию потомства, которую Дарио Салас справедливо предлагает не ставить во главу угла своей психической жизни. Но она тоже есть и от этого никуда не деться – женщины гораздо менее склонны к риску и саморазрушению, чем мужчины. Поэтому, если жизнь висит на волоске, глупостями женщина заниматься не будет – скачущие кони, горящие избы, вот это все.

Теперь о платьях. Выше я неосторожно обвинила мужчин в отсутствии гибкости, прошу пардону. Хотят восхищаются женщинами, следящими за собой и носящими платья, хотят ставят наличие платьев и косметики в упрек при первой возможности… Желание ухаживать за собой вообще никак не связано с наличием интеллекта или его отсутствием. Получаю второе высшее образование, желание брить ноги не пропало, что я делаю не так? Это трудно, невозможно трудно уложить в голове привыкшей мыслить шаблонами и стереотипами, но «умная» и «красивая» не взаимоисключающие понятия. Ни с лингвистической, ни с философской, ни с бытийной точки зрения. Скорее даже взаимодополняющие, утверждала Коко Шанель:

«Не всякая женщина рождается красивой, но если она не стала такой к 30 годам, значит она просто-напросто дура.» Коко Шанель

Ведическая традиция говорит нам, что через уход за собой женщина пополняет запасы внутренней энергии [1]. Я же скажу, что украшение себя, особенно в критических жизненных ситуациях, не является проявлением легкомыслия и недальновидности – это своего рода нанесение боевого раскраса, ритуальное облачение в доспехи. Безупречным внешним видом женщина лишь подкрепляет уверенность в собственных силах и это работает безотказно. Так что наше вам, Дарио, презрительное «пф!».

То же касается некоторых других вещей, которые автор ставит женщинам в упрек – например, сосредоточенность женщин на отношениях между людьми, даже тех, которые не касаются их непосредственно. Джин Бейкер Миллер в своей психологической модели на первое место ставила важность межличностных отношений в жизни и психологическом развитии женщины. Иными словами – личностное развитие женщины происходит именно в отношениях [2].

Таким образом, Дарио Салас, призывая женщин к личностному росту и развитию, отказывает им в средствах для этого развития только лишь потому, что эти средства отличаются от того, чем пользуются мужчины. Это не может не удивлять, ведь книга «Существует ли женщина?» написана в годы бурного развития феминистских психологических теорий, когда женщины перестали быть для психологии terra incognita, о которой рассказывали лишь редкиеона исследователи. Женщины в то время уже сами активно говорили о себе: упомянутая выше Миллер, Джин Бейкер, Ирэн Стивер, Джудит Джордан, Жанет Суррей. Если Дарио Салас писал свой труд для женщин, не логичней было бы обратиться к женским исследованиям женской же психики? К кому же обратился Дарио Салас за объяснениями?..

Пансексуализм, фрейдизм

Говорим «секс», подразумеваем «Фрейд»; говорим «Фрейд», подразумеваем «секс».

Наиболее явным недостатком книги можно назвать чрезмерное увлечение ее автора идеями ортодоксального психоанализа. Следует помнить, что, хотя вклад Фрейда в развитие психологии невозможно переоценить, большинство его наиболее известных последователей критиковали именно его пансексуализм – попытку объяснить все человеческие мотивы неконтролируемым проявлением сексуальности. Совершенно очевидно, что эти мотивы имеют место, но перенос их на все сферы человеческой жизни безоснователен.

В частности, Дарио Салас вслед за Фрейдом объясняет неспособность женщин избрать свой путь и подражать мужчинам завистью к пенису. Согласно этой концепции, с детства девочки ощущают себя кастрированными мальчиками, что создает у них чувство неполноценности, которое тянется и во взрослую жизнь. С точки зрения большинства женщин, эта идея кажется совершенно абсурдной и вызывает большой протест.

Однако, все не так однозначно. Зависть к пенису как явление действительно встречается, однако я склоняюсь к мнению Карен Хорни о том, что она обусловлена не биологическими, а социальными причинами. К слову, Дарио Салас цитирует в книге психиатрическую практику Хорни для подтверждения наличия у женщины зависти к пенису, забывая, что она в своих поздних работах объясняла ее совершенно иными причинами, чем Фрейд. По ее мнению, живя в патриархальном обществе, где главенствующее положение занимает мужчина, женщина естественным образом завидует его позиции [3]:

«Наша культура, как известно, — это мужская культура, которая, вообще говоря, не способствует раскрытию женщины и ее индивидуальности. …как бы женщину не превозносили в роли матери или возлюбленной, с точки зрения человеческих или духовных ценностей на первом месте всегда оказывается мужчина. Именно с таким впечатлением растет маленькая девочка.» Карен Хорни

При таком подходе сам пенис может пониматься лишь метафорически – как символ власти и положения в обществе. Что же касается буквальной зависти к пенису как к физиологическому органу… Будем откровенны, многие женщины на каком-то этапе своей сексуальной жизни задумываются о том, какие ощущения дает мужчинам их жезл всевластия. Но это не означает, что многие бы из них не глядя обменяли державу на скипетр. Не личные ли это проекции дедушки с сигарой? Или Дарио Саласа? Или отдельной группы мужчин? Вы хотите поговорить об этом?

Вообще, я завидую – нет, не пенису! – фантазии фрейдистов: увязать все разнообразие психической жизни представителей обоих полов с фаллосом, это надо быть фанатами своего дела.

И о хорошем

Итак, с поправкой на перечисленные выше нюансы, можно попытаться без чувства уязвленного женского самолюбия понять основную мысль Дарио Саласа, которая, безусловно, ценна и актуальна и по сей день, хотя книга написана уже 30 с лишним лет назад.

Основной посыл книги состоит в том, что женщины в современном мире не знают, что такое истинная женственность:

«Понимание женственности искажено, и исправление будет болезненным. Излечиться смогут лишь те, кто захочет и кто будет внимательно читать книгу, узнавая себя в некоторых описаниях. Нельзя достичь истинной женственности без развития своего Высшего «Я», а этот процесс естественно связан с болью, неизбежно сопровождающей каждый шаг на пути изменения и роста.» Дарио Салас Соммэр

Самка
Современные женщины, по мнению Дарио Саласа, вынуждены идти по одному из двух путей. Первый путь – путь самки, сосредоточенно только на продолжении рода, для чего ей нужно одержать победу над соперницами и поймать мужчину. Согласно этому сценарию вся психическая жизнь женщины сосредоточена на мужчине и подчинена тому, чтобы привлечь к себе внимание через украшение собственной внешности. Такая женщина ощущает себя полноценной только заполучив мужчину и родив ребенка, потому что не видит своей ценности в чем-то еще.

«Психологические исследования показали, что женщина потеряла способность быть отдельной личностью, она определяет себя только через кого-то. Сначала она чья-то дочь, потом жена, затем мама, а значит, обладает внутренней реальностью только тогда, когда ей её кто-то дает.» Дарио Салас Соммэр

Кстати, Дарио Салас вслед за Фрейдом объясняет желание родить ребенка через ту же зависть к пенису (другие варианты? звонок другу?): мужчину определяет наличие пениса, а поскольку у женщины его нет, кажется, что у нее нет средств самоопределения, поэтому она использует для этого ребенка, таким образом «получая пенис».

Если кого-то коробит от такого подхода к делу, то поиск женщиной самоидентификации в материнстве можно объяснить и социальными причинами: ценность мужчины всегда определялась его вкладом в трудовую и общественную деятельность, тогда как ценность женщины, по исторически сложившемуся общественному мнению, состоит в продолжении рода. Неспособность женщины реализовать эту функцию всегда воспринималась обществом как неполноценность. Грубо говоря, вот мужчина – он адвокат, вот женщина – она мать. Не мать? Тогда кто?!

Таким образом, мы не можем говорить о какой-то ограниченности женского восприятия, когда женщина стремится реализоваться в материнстве. Зачастую она делает это под давлением социальных установок патриархального общества, где долгое время ей в принципе не был доступен какой-либо иной вид самореализации. Если рассуждать в терминах Фрейда и Дарио Саласа (черт, это заразно!), то «кастрирует» женщину не природа, не мать, а патриархальное общество, в котором она жила слишком долго, чтобы после эмансипации за несколько десятков лет осознать, принять и в полной мере начать пользоваться своей свободой. Однако, в конечном итоге не важно, чем объясняется это не такое уж редкое явление — посвятить всю себя детям, чтобы в итоге упрекать их за неблагодарность и вмешиваться в их жизнь, не имея своей. Важно признать, что оно имеет место и гораздо чаще, чем хотелось бы.

Мужик в юбке
Другим тупиковым путем для современной женщины является подражание мужчине. Поскольку женщины утратили понимание того, что означает женственность, им остается подражать тем, кто в общественной структуре стоит выше их – мужчинам, и соревноваться с ними. Очевидно, что книга была написана в противовес радикальному феминизму и выражает справедливую его критику:

«Те же, кто принимает феминистскую позицию для защиты своих интересов, борются с мужчинами, а не со своими слабостями и недостатками. Они пытаются ограничить мужскую экспансивную силу вместо того чтобы развивать собственную энергию и способности.» Дарио Салас Соммэр

Да, с одной стороны, женщинам удалось вырваться из добровольно-принудительной роли жены, матери и домохозяйки. С другой стороны, многолетнее (многовековое!) подавленное положение женщины вылилось во фрустрацию по поводу мужского превосходства и переросло, по крайней мере на начальном этапе, в открытую конфронтацию с противоположным полом. Дарио Салас в своей книге показывает, что это для женщины тоже путь вникуда:

«И хотя некоторые женщины могут преуспеть, в основном они делают это за счет потери женственности. Они не добьются успеха, если не будут подражать мужской роли и не станут более агрессивными. Обычно это негативно влияет на гормональную систему женщины, делая её более мужественной: не естественное понижение тона голоса, рост волос на лице и теле, стремление командовать и доминировать, мужские манеры поведения — все это становится платой за успех. Таким образом, они могут чего-то достичь, только отказавшись от женственности и имитируя мужское поведение. Это будет не победа женщины, а победа мужчины.» Дарио Салас Соммэр


Женщина не может соревноваться с мужчиной не потому, что она слабее или глупее его, а потому, что ее предназначение и роль в жизни совершенно иные, поэтому она не может и не должна добиваться личностного роста и самоидентификации мужскими средствами. Какими же? Дарио Салас использует простой и понятный образ – образ психической матки, в которой женщина должна зачать, выносить и родить себя. Я понимаю это, как обращение к своему внутреннему миру, своей интуиции – женщина должна понять, какой она хочет быть, отследить, в какой мере представление о женственности навязано ей извне:

«Каждая читательница должна ясно понимать огромную способность и силу её психической матки, правильное применение которых может открыть двери к свободе, саморазвитию и персональному успеху.» Дарио Салас Соммэр

Итак, по мнению Дарио Саласа, с которым я не могу не согласиться, женщина может достичь счастья, не ставя мужчину или ребенка в центр своей психической жизни и не пытаясь занять это центральное место соревнуясь с мужчиной. Достичь счастья женщина может только через саморазвитие, поиск своей уникальной личности, осознание своей – женской! – силы и огромного потенциала.

Читать нельзя не читать

Подводя итог, скажу, что книга «Существует ли женщина?» – с некоторыми оговорками – одна из лучших книг, написанных для женщин мужчиной. Хотя Дарио Салас и утверждает, что «абстрактный разум не имеет пола», ему при написании книги не удалось полностью абстрагироваться от своего (как и мне не удалось абстрагироваться от своего при написании этой статьи). Однако, это не значит, что женщины не могут выслушать точку зрения высказанную мужчиной и прислушаться к ней, по-женски сгладив некоторые острые углы; используя интуицию, посмотреть глубже, чтобы понять, какие струны души она затрагивает и почему.

Хочу закончить словами Дарио Саласа:

«Искренне надеюсь, что женщина примет решение в пользу объективной реальности, а не детских сказок. Осмелюсь предположить, что если она решится, то сможет достичь такого уровня самореализации, который позволит ей создать собственную реальность, независимую от постоянно меняющихся жизненных обстоятельств. Женщина окончательно освободится от мужского покровительства, достигнет «совершеннолетия» и найдет тысячи новых возможностей развития и самореализации.» Дарио Салас Соммэр

Я тоже на это надеюсь.

Автор: iRina.gift

__________________________________________________________________

[1] Валяева О. Предназначение быть женщиной. Москва, 2012.

[2] Miller, J. B. Toward a new psychology of women. Boston: Beacon Press, 1976.

[3] Хорни, К. Психология женщины. Спб.: Питер, 2012.

Полный обзор книги: «Существует ли женщина?» Дарио Салас Соммэр

Комментарии


Спасибо за такую содержательную и грамотную рецензию, которая позволяет получить представление о книге. А то рецензии типа "Замечательная книга, но вызывает внутренний протест через который надо пройти" не помогают понять, да что же там такое написано:) Для себя решила, что книгу можно не читать:)


Мне тоже очень понравилась вышеприведенная рецензия, и я все же решила рискнуть :)
Фрейд Фрейдом, а хотелось узнать, какие чисто женские способы саморазвития и достижения самодостаточности может предложить автор. Ведь действительно, проблема самоопределения женщины главным образом через семью, а значит, мужчину, существует.
Тем, кто все еще сомневается, читать или не читать, могу сказать следующее. Первые 3 четверти книги (как минимум!) составляют отдельные не очень новые мысли, например, о том, что нужно развивать свой внутренний мир (вот только женщине это трудно, так как по своей природе она существо низкого порядка), и что нельзя ставить свое счастье в полную зависимость от другого человека. Между этими отдельными мудрыми мыслями с поразительной регулярностью вставляется (миллион раз) один и тот же припев: Женщина ущербна с самого рождения, так как она кастрированный мужик, и всю свою жизнь она только и делает, что мечтает о пенисе. Ее ничто не интересует, кроме своей внешности, так как она всего лишь самка. По этой же причине она ненавидит других самок - соперниц, но лицемерно скрывает свою ненависть под видом милой болтовни. К мужчинам она тоже относится исключительно враждебно, так как завидует пенису. Более того, мужчина ей нужен лишь для того, чтобы получить пенис в свое распоряжение. Периодически, в приступах бесконтрольного гнева, она также испытывает желание сравнять счет путем отнятия у мужчины пениса, что она и делает метафорически, оскорбляя его или колко иронизируя над ним. Материнской любви, как таковой, у женщины нет, но есть желание родить ребенка - угадайте, с какой целью? Правильно, чтобы временно заменить себе им пенис! Временно, потому что, как только первая эйфория проходит, женщина горько осознает, что пениса, увы, как не было, так и нет. И далее в том же духе.
Примечательно, что автор неоднократно ссылается на женщин, используя слово "самки" или "самки sapiens", в то время как мужчины у него всегда остаются мужчинами - активными, решительными и обладающими потрясающим уровнем самосознания. Такое крайнее обобщение (вплоть до полного исключения автором прецедента проявления женщиной какой-либо разумности) поражает не меньше, чем упорство, с которым Дарио Салас повторяет припев, сформулированный выше, - на протяжении всей книги. Только ближе к концу повествование приобретает более конструктивный ход: автор предлагает варианты работы над собой. Однако все, что он предлагает, можно отнести к развитию личности (или, в терминологии Саласа, индивидуальности) как таковой, не обязательно в женщине.
И получается, что читать книгу целиком не имеет смысла, если вы не являетесь мазохисткой (а мазохизма Салас не одобряет ;)
Если не ставить себе целью послушать о себе гадостей, сформулированных чуть ли не в форме гипноза и повторяемых рефреном на протяжении всей книги, чтобы вы, не дай Бог, не забыли - читать лучше с конца, или просто почитать "Гипсосознание", где более подробно изложено содержание последних страниц данной книги.


великолепная рецензия !