Больше рецензий

16 марта 2016 г. 12:49

1K

5

Несмотря на всю мою подкованность в области антиутопий и постапокалиптической прозы, «Орикс и Коростель» стали невероятно сильным и очень личным переживанием. Главный герой оказался настолько трогательно обыкновенен и человечен, а мир вокруг него подвергся таким грандиозным изменениям, что отпускать всё это совсем не хотелось. И каждый поворот основного сюжета, ведущий к туманно-неопределённой развязке, каждая ретроспектива, возвращающая читателя к истокам и предпосылкам традиционного для жанра квеста «выжить и найти смысл своего существования» – прямо-таки когтями терзали мою несчастную, и без того убитую драматизмом душу человека, привыкшего, что в любой антиутопии можно найти лазейку. Какой-нибудь поворотный момент, когда можно было представить себе, как герой делает сложный, но мудрый выбор и останавливает всё на краю гибели. Или, что бывает значительно чаще – как горстка (не)счастливчиков, наблюдающих закат цивилизации, умудряется в последний момент утечь куда-нибудь подальше от центра событий и заняться возрождением человечества (или ещё чем-нибудь полезным, в зависимости от апокалипсиса). Этвуд лишает нас такой радости. Нет, лазейка в открытом финале есть, хоть и смутная, но ради неё хочется запоем читать продолжения. А вот в процессе повествования история давит своей неотвратимостью. Вот уж воистину – куда ни кинь, всюду клин. Когда скорость воды превышает скорость лодки, ты перестаёшь контролировать ситуацию.

Одной из ключевых особенностей антиутопии Этвуд является её реалистичность, из-за которой так просто провести параллели с нашим сегодняшним миром. Маленькие крючки-зацепки, намекающие на актуальные экологические проблемы, коррупцию, жадность и глупость человеческую – на всём этом автор не останавливается подробно, для истории это лишь фон, зато какой! Конечно, виртуозное генетическое модифицирование всего и вся, деление общества на компаунды и плебсвилли, некоторые детали технического прогресса пока ещё лежат в области фантастики. Но, учитывая постепенное нарастание социальной напряжённости и постоянное стремление человека менять как окружающую среду, так и себя самого в поисках ответов на некоторые сакральные вопросы, перспективы выглядят весьма пугающими. Этвуд не нужно вводить вмешательство извне или сводить всё к глобальной природной/техногенной катастрофе. Одно логически верно вытекает из другого и тащит за собой третье, а в конце – финита ля комедия.

Возможно, приведение такого масштабного сеттинга к локальному конфликту в любой другой ситуации выглядело бы упрощением, но у Этвуд получилось вплести жизнь маленького, не подающего надежд человека в самую сердцевину событий, и сделать это органично. Джимми берёт за живое простой, едва ли не типичной историей отпрыска какого-нибудь потерянного поколения. Нет ничего особенного и выдающегося в несчастном детстве, неприкаянной юности и унылой рутине взрослой жизни. Неприглядности образу придаёт отстранённый взгляд из будущего, колко насмехающийся над промахами и наивностью заблудившегося в собственных комплексах и нереализованных потребностях человека. И какой же болью и ностальгией по ушедшему пронизаны эти воспоминания! Как знакомо это перемалывание прошедших событий в попытке найти тот переломный момент, когда всё пошло под откос. И как передано смутное чувство вины, в котором не признаешься даже самому себе (а ответственность за это лежит не перед кем-то одним, а перед целым человечеством). И совсем другим выглядит Коростель. Что скрывается за холодным и невозмутимым фасадом? Правда ли это бездушный гений, способный принести колоссальные жертвы ради сомнительной миссии по спасению человечества? Или же им руководит его собственная застарелая, но неугасающая боль?

Что же касается Орикс – по интересности и выразительности она проигрывает даже «обыкновенному» Джимми. Её примитивно-идеалистический взгляд на окружающий мир оправдан происхождением и трудным жизненным путём, и как типаж она прописана безукоризненно, но всё равно кажется, будто бы Орикс нужна лишь как связующее звено и катализатор для жуткой развязки. Ну и, разумеется, романтических переживаний. А то из женских образов, имеющих какое-либо значение, в книге осталась бы только мать Джимми.

Посыл романа вполне обычен для антиутопий, разве что подан в предельно жёсткой форме. Не раз и не два в литературе фигурировала попытка человека по тем или иным причинам примерить на себя роль Творца. И о том, что ни к чему хорошему привести это не может, мы уже прекрасно знаем. Планировал ли Коростель именно такой исход или же сломался и не сумел довести дело до логического завершения – в сухом остатке получается провал по всем параметрам. Лишь месть, жестокая и беспощадная, роду человеческому с его цинизмом и корыстолюбием, удалась на все сто.

«Орикс и Коростель» – цепляющая, жуткая и неимоверно увлекательная история. Некоторую вторичность идеи с лихвой искупают шикарная проработка мира, глубокий психологизм и напряжённость конфликта. После неё хочется немедленно хвататься за продолжения, ведь столько ещё во вселенной Этвуд осталось белых пятен и вопросов без ответа.

P.S. К слову, забавно было после прочтения «Орикс и Коростеля» обнаружить в рассказе Маргарет Этвуд «Голова» , включённом вот в этот сборник, кусочек того же самого мира, семимильными шагами несущегося к точке невозврата. Это же прекрасно, когда автор дарит читателю такие замечательные пасхалки.

Комментарии


Зато в "Годе потопа" женских образов чересчур много, деваться там от них некуда


Я чуть было сразу не схватилась за него, но решила чуть повременить. Всё-таки Кларк ещё, надо же к субботе подготовиться)
Меня, кстати, больше интересует даже не "Год потопа", а "Беззумный Аддам". Я как в первый раз увидела в тексте это словосочетание, так оно мне покоя и не даёт.


Кларк тоже в тему апокалипсиса но с другой стороны медали
Хотел пошутить на тему, что уже юбилей - два года как Беззумного не могут выпустить на русском, но нет, сегодня на фантлабе статус поменялся, издали


Мне уже нравится у Кларка в аннотации: «Взгляды, отображенные в книге, не совпадают со взглядами автора».
Надо же! В и-нет магазинах пока, правда, не видать)


Эпиграфом идёт: Гипотезы, положенные в основу этой книги, принадлежат не автору


В Википедии по этому поводу написано следующее: "Отказ от ответственности в первоначальной редакции, касающийся в первую очередь заявления Кареллена о том, что «звёзды — не для человека»". Правда, это Википедия и источник не указан.


Ну технофил типа Кларка конечно был против этого, зачем тогда нужен был весь прогресс, который и сам Кларк двигал вперёд как мог. Думаю под этой "гипотезой" ещё имеется в виду теория о преображении человечества в другую форму, и что только так они могут достичь звёзд


На Лабиринте появился. У меня на лаби скидка 12%, обращайтесь если надо


Нет бы переиздали и две предыдущих в одном оформлении - первая бы купила. А так как-то на обложку посмотришь - и не тянет) А в оригинале он симпатичный.
Скажи, а перевод у "Года потопа" хороший? На скринах "Беззумного..." (там же вроде один и тот же переводчик) охраняемые поселки вместо компаундов. Много там чего ещё поменялось?


Через два года обсудим Аддама с лсрбми

Комментарий удалён.

Многоногую курицу ты, кажись, придумала (или я пропустила), а многогрудая да, особенно название продукта - "ПухлоКуры" - внушает. Я вот только понять не могла, как они, такие крутые генные инженеры, придумали выращивать по куче грудок сразу, а вкус им нормальный сделать не смогли? Плёвое дело же, или ароматизаторы и вкусовые добавки не для великих людей будущего? :)

С библейскими отсылками у меня совсем плохо, и даже яндекс не помог мне этого чудо-зверя найти, так что не знаю) Только "Отелло" на ум приходит, но у них там с двумя спинами был и явно к "ПухлоКурам" отношения не имеет :))


Я начала читать "Орикс" и мне она очень сильно напомнила злобную футураму))
А генная курица-то была в "Жуе"! И там тоже со вкусовыми добавками были похожие проблемы :D Еще про курятину и постапок была чудовищная манга Fourteen.
картинка sartreuse
Вообще "Орикс" пока так много всего напоминает, что я даже не знаю, хорошо ли это, плохо ли.


Вся трилогия хороша!
Сравнительно недавно прочитал заключительную часть, и уже знаю, что буду перечитывать все три книги снова.


Интригуете) Меня "Беззумный Аддам" даже больше интересует, как прямое продолжение. Очень жду, когда же, наконец, все три до меня доберутся.


А я жду, когда уже наконец запустят сериал - я про него упомянул у себя в рецензии на третью книгу