Больше рецензий

Rossweisse

Эксперт

по шоколадоедению

15 марта 2016 г. 23:20

150

2

Между нами, девочками, если взять и по-тихому поменять обложки сборника "Смертельно опасны" и Негодяев , подвоха никто не заметит: в первой книге действует примерно столько же лиц сомнительной моральной ориентации, сколько во второй, а во второй едва ли меньше женских персонажей, чем в первой.
В принципе, все антологии такого типа похожи: несколько отличных рассказов, несколько унылых рассказов, несколько - серединка на половинку, пара-тройка примыкают к большим циклам, ещё пара-тройка - претендуют на оригинальность, некоторые написаны известными авторами, некоторые - известными, но не в России, другие - не особенно популярными (и по прочтении становится ясно, почему). Никаких неожиданностей: "Негодяи" - про негодяев обоего пола, Пиратское фэнтези - про пиратов и пираток, Драконы - про драконов, методы борьбы с оными, практику взаимовыгодного сотрудничества и использования в гастрономических целях.
И только "Смертельно опасны" озадачивают несоответствием содержания заглавию на обложке.
Надо сказать, во всех перечисленных антологиях (и в других из тех же серий, и в десятках и сотнях современных романов) полно опасных героинь на любой вкус: воительниц, разбойниц, драконоубийц и дракониц, дерзких воровок, отравительниц и жадных до власти и золота интриганок. Это - наконец-то! - норма, точно так же, как стали нормой герои-негодяи. Я люблю классическую фантастику, но когда даже у гуманистичнейшего Саймака женские персонажи низведены до роли мебели (а в худшем случае - красивой мебели), это грустно. На самом деле это так же печально, как уничтожение Земли, или полное вымирание человечества, или как известие о том, что эльфы ушли и больше никогда не вернутся - очень, очень печально.
И от антологии "Смертельно опасны" я не ожидала ничего экстраординарного, я просто думала, что там будет... ну, про женщин.
Про бешеных фурий. Про отмороженных сук. Про злых волшебниц. Про хладнокровных убийц. О мечницах, лучницах и отъявленных забияках, о могущественных чародейках, о восставших рабынях, о идущих по следу и о сидящих в засаде, о поднимающих погосты и об упокаивающих живых мертвецов, о стоящих на страже закона и о плюющих на правила, о ведущих в бой армии и об одиночках, сражающихся против всего мира.
Не меньше, чем классическую фантастику, я люблю истории о девочках, решающих проблемы куском железа в чужое мясо (файерболлы опциональны).
В этом сборнике таких или подобных историй - треть от общего числа, и это я ещё кое-кому польстила.
Остальные рассказы - о таких знакомых и таких привычных, сгибающихся под тяжестью грифа "смертельно опасны" женщинах-призах, женщинах-жертвах, женщинах-мебели и - та-дам! - вообще не о женщинах.
Это как если бы в антологии "Драконы" половина рассказов была бы не про драконов и все бы делали вид, что так и надо.
Не надо так. Не надо тут рассказывать, что женщина, которой нужно только, чтобы от неё отцепились и позволили жить так, как она хочет, - уже опасная женщина. И, хотя материнство требует столько силы и выносливости, что хватило бы на небольшую армию амазонок, заботливая мать - ещё не опасная женщина. А женщина, которая красива настолько, что из-за неё мужчины начинают творить чёрт знает что с ней и с друг другом, если для кого и опасна, то только для самой себя.
И это ведь, на минуточку, фэнтези, фантастика, детективы, вся эта приключенческая, восхитительно неправдоподобная литература, где можно всё и ещё немного. О да, здесь водятся драконы, и пираты, и негодяи всех мастей - но они придуманные и не способны напугать никого за пределами книжных страниц. А опасные женщины, видно, оказались настолько страшны, что их постарались показать как можно менее опасными.
И вправду, мало ли что.