Больше рецензий

blackeyed

Эксперт

бесплатная экспертиза без регистрации и смс

9 марта 2016 г. 16:58

2K

5

Я не виделся с Набоковым уже 4 года. Это мой старый друг, мы очень хорошо дружили прежде. Не идеально, конечно; скажем, однажды я не дочитал его "Приглашение на казнь", и он обиделся, не разговаривал со мной. А вообще: мы с первого взгляда друг друга взлюбили. Правда, как часто бывает, история знакомства не обошлась без женщины. Девушки. Девочки. Нам обоим нравилась одна и та же... девочка. Нет-нет, ничего такого, просто нравилась и всё, без задней мысли - как нравится цветок, на который смотришь и даже не думаешь сорвать. Лолита её звали. Негласно мы решили: пусть она живёт своей жизнью, а мы как-нибудь сами с усами... И на почве этой утраты, из солидарности подружились. Была потом ещё одна пассия, Машенька; были долгие вечера у Лужина, шахматиста; были посиделки с Горном - да много чего было! И в один миг всё куда-то пропало. Иные сказали бы: "Судьба развела", да я не верю в судьбу. Да что говорить! У вас тоже, наверняка, были такие закадычные друзья, которые неведомо как исчезали из вашей жизни. Другие занятия, другие знакомые, другие интересы...
И вот, мы снова повидались. Я сперва боялся. "Что я ему скажу?", "О чём мы будем вспоминать?". Переживал, что мы сильно поменялись за это время, и уже бесповоротно перестали интересовать друг друга. И! Зря волновался! Мы прекрасно провели эти несколько дней, так, как будто и не расставались!! Я был очень рад!! Истинная дружба не меркнет со временем. Пообещали вскоре повторить встречу. И я уверен - на сей раз это надолго.

Впервые за многие последние тысячи страниц и миллиарды абзацей я чувствовал физическое удовольствие от чтения! Такое щекотание перышком в мозжечке. Набоков - великий стилист, у него нет крупных зернистых мыслей-идеологем, зато какое течение-переплетение образов, вкусных словечек! Хочется жить после этого! Эмигрантская, выспренная, интеллигентская литература. В этом романе, возможно, и кроется некая глубокая идея, связанная с поступком ГГ в финале, идея, которую я интерпертирую, однако, простыми словами: Мартын не нашёл себе места в жизни, не обрёл успеха ни в труде, ни в любви, и совершил своего рода "самоубийство". Герой этот мне был симпатичен (всяк, в ком видишь свои черты, симпатичен) и мне не жаль, что он так поступил в конце. Это подвиг! (обращайте внимание на звучание и этимологию слов: "подвиг" - "путешествие", от слова "двигаться"; а ведь таких двусмысленных слов в языке тьма - "тварь" (творить), "зависть" (зависеть) и т.д.)) Для столь скромного и деликатного человека - двойной подвиг. Он как цветок, и фамилия у него цветочная.

Плачевная (и героическая) участь постигла героя при "старании" женщины (а как же без неё). Я со своим мужским умишком не понял Соню (ах, какое имечко! Мартын-цветочек и бледнощёкая Сонечка - идеальная пара...). Не захотела быть с деятельным предприимчивым Дарвином, не захотела быть с искренне любящим Мартыном - и осталась ни с чем, чуть ли не у пустого корыта. Женщины! Сладостные 8-мартовские слова уже выветрились у вас из головок - рассудите трезво, подскажите - чего Соня хотела??
К слову о Дарвине - в романе очень колоритные персонажи. Вот этот герой ← смешной, рубаха-парень (прикол с кочергой сплошная умора). Плаксивый дядя Генрих. Извращенский Арчибальд Мун. Неприхотливый Зиланов. Лёгкая как ветерок Алла. И пр.

У книги линейное повествование: от рождения до, назовём это, исчезновения героя, и когда ты наблюдал воочию за становлением личности, за неудачами и успехами, первыми девушками и неразделённым чувством - ты не можешь не сопереживать и не понести утрату на последних страницах. Крепкий Дарвин и тот чуть не рыдал, Соня запаниковала. По форме книга напомнила "По эту сторону рая" Фицджеральда (и написаны обе всего с 10-летней разницой). Мелочь ли - в романе ровно 50 глав, но, но - 11-я глава отсутствует, после 10-й сразу следует 12-я. Наверное, Набоков, сидя за письменным столом, вспомнил вдруг обо мне, отвлекся и пропустил цифорку.

Когда долго не было любви, нынешняя любовь кажется сильнее других. Помимо этого, книга понравилась ещё и потому, что она коснулась одной моей душевной струны и извлекла пронзительную минорную ноту. Речь о путешествиях. Мартын много путешествует (оттого ли, что нигде ему нет места, и тянет в непонятное "туда", где оскорблённому есть чувству уголок?), много двигается, совершает подвиг (или подвИг), и - может быть, мой личный подвиг будет состоять в том, чтобы однажды покинуть родное гнездо и поехать куда глаза глядят... Без оглядки, без цели - уехать ради перемен. Путешествовать побаиваюсь; где родился, там и пригодился. Эээх. Не знаю. Владимир Владимирович любит озадачивать. Никогда не даёт прямых советов.
На этом и закончим: поздним вечером думая о будущем и вспоминая о прошлом - о добром друге В.В.Набокове, видеть (=читать) которого - как будто заново открывать для себя этот прекрасный мир!

P.S. В Зоорландии вводится полярная ночь.

Комментарии


И эту книгу придется читать, чтобы узнать чего хотела Соня
"щекотание перышком в мозжечке" надо запомнить эту фразу, пригодится :))


Её прочитай не ради Сони, а ради истинного читательского удовольствия!!! Он прям всякий раз в мою умственную точку G попадает )))


Ладно. Я тоже надолго разлучилась с ВВ, пора пообщаться


А у меня было так - уже очень давно до глубины души взволновала ''Машенька'' (хотя совершенно не помню сейчас стиля, в котором произведение написано, было необыкновенно красивое меланхоличное настроение, настолько прекрасное от той повести, что даже не до стиля), увлёк сюжетом и захватывающим психологизмом Лужин, на стиль опять-таки мало обращал внимания, с ''Приглашением на казнь'' возникло ощущение, что для меня Набокова уже слишком много, не восприму как положено, потому начатые вскоре после этого ''Другие берега'' были заброшены на полуслове с расчётам что к этим прекрасным берегам с радостью вернусь; после определённого перерыва несмотря на восхитительнейший стиль отброшена ''Лолита'' (психологизм показался уж чрезмерно извращённым, может, я излишне чопорен и впечатлителен одновременно), затем был категорически мною отвергнут ''Дар'', показалось, что стиль, доведённый чуть ли не до превосходного совершенства чрезмерно давлеет над содержанием, уничтожая содержание, чуть ли не уничтожает самого себя... В случае с ''Даром'' хотелось бы привести ему в пример резкой противоположности роман Умберто Эко ''Имя розы'', казалось бы также стиль неимоверной густоты, весь текст - один-единственный беспримесный стиль, стилизация в случае Эко под средневековье, но у Эко стиль работает на содержание, стиль становится функциональным, а у Набокова в ''Даре'' стиль превращает содержание в пустоту и тем самым убивает для меня роман...
Извините, что так длинно получилось, просто рассказал, как длинный перерыв в знакомстве с Набоковым вышел для меня боком, после перерыва каждый текст Мастера воспринимаю всё хуже и хуже...


У меня вот тоже с Набоковым давняя дружба. Хотя отношения не отличаются особой стабильностью. Могу за несколько лет ни одной строчки у него не прочесть, а потом случается приступ Набокова. И начинается он с перечитывания "Машеньки", которая мне очень нравится.
"Подвиг" ещё не читала, но рецензия побуждает. :)


После "Подвига" захотелось прочитать "Приглашение на казнь", на которую давно уже махнул рукой (не дочитал).


Я тоже не с первого раза прочла "Приглашение на казнь". Наверное, эта книга немного не соответствует тому, чего ждешь от Набокова. И нужна какая-то проба температуры воды с привыканием, чтоб понять, что температура только кажется неподходящей. Как когда в теплую воду опускаешь замерзшую руку.
Я бы перечитала. Чую, снова будет приступ Набокова ))


После "Машеньки", "Защиты Лужина" и "Камеры обскура" тогда, 4 года назад у меня произошло какое-то неприятие, когда я взялся за "Приглашение на казнь". А вот, спустя много времени, добавил на полку))


А как тебе (можно?) "Камера обскура" в сравнении с "Лолитой"? Есть ощущение, что присутствует сквозная тема?


Не буду врать и заискивать - я уже не помню толком деталей этих книг, помню лишь общее впечатление, что "мне было хорошо при чтении". Если ты (можно?; тебе (можно?) можно!) про пристрастие к очень молодой особе, то да, конечно.


Я тоже давно читала, деталей не помню. Но запомнилось ощущение атмосферы. И даже было какое-то ощущение, что в "Камере обскура" не просто есть что-то предлолитное, а что "Лолита" менее фатальна. Возможно, потому что мне осознанность себя всегда кажется смягчающим обстоятельством. Вроде того, что смутное переживается сложнее.


Такая красивая рецензия. Совершенно не читала Набокова и не сказать, что захотелось, но рецензия красивая


Спасибо большое!


Друзья Набокова - мои друзья :)