Больше рецензий

boris_alihanov

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 марта 2016 г. 10:46

2K

3 Второй Довлатов

Здесь надо сказать, что я не большой знаток творчества Михаила Веллера. До этого я читал всего лишь одну его книгу – «Легенды Невского проспекта», и эта книга мне очень понравилась. Как и всякий человек своего времени, я был в восторге от ярких и интереснейших историй времени, на несколько десятков лет раннего и, как водится, практически во всем различного с нашим. Красочные персонажи, живейшие их истории, богатый задний план, состоящий из прекраснейшего на мой взгляд города… Все это не могла оставить меня равнодушным, и я сказал себе: «Вот автор, у которого я обязательно прочитаю если не все, то хотя бы многое». И вот, наконец, волею случая, мне досталось прочитать сборник рассказов Михаила Веллера «Ножик Сережи Довлатова». Что из этого получилось? Сейчас я вам все расскажу!
Начнем с того, что книга с таким названием не могла меня не заинтересовать. Сергей Довлатов уже много лет привлекает меня своей личностью и своим творчеством. Как-нибудь, при личной встрече, спросите меня и я расскажу, как и почему я ставлю Довлатова в один ряд не только с набившим оскомину Буковски (имеется в виду оскомина от сравнения Довлатов - Буковски, а не сам старина Чарльз!), но и со Стефаном Цвейгом, Эрихом Марией Ремарком, Мишелем Уэльбеком и Алексеем Ивановым. История жизни Довлатова известна мне пока что отрывочно, до нескольких томиков его жизнеописаний из моей библиотеки я пока что не добрался, поэтому возможность хотя бы вскользь узнать о любомом авторе чуть больше, меня очень обрадовала. Плюс ко всему, я с большим удовольствием читаю малую прозу современных российских (или в случае с Веллером, скорее, позднесоветских) автором. То есть сборник рассказов Михаила Веллера «Ножик Сережи Довлатова» обещал быть преинтереснейшим времяпрепровождением, не меньше… И вот сейчас, перевернув последнюю страницу сборника, я вполне могу свои впечатления уложить в одно слово, вернее, в одну характеристику – разочарование. Почему, спросите вы? Позвольте, сейчас я вам все объясню!
Титульный рассказ сборника («Ножик Сережи Довлатова») – история о том, как автор на протяжении большей части своего творческого пути так или иначе сталкивался с именем Довлатова. Сергей Донатович, родившись на несколько лет раньше Веллера, свой творческий путь в Советском Союзе проходил точно такой, какой в последствие выпал и Веллеру. Не печатали Довлатова – спустя несколько лет так же не печатали Веллера, Довлатову не давал жить проклятый пятый пункт, спустя немного времени то же постигло и Веллера, Довлатову не удавалось писать только для души, а приходилось размениваться по мелочам в средней паршивости газетах, у Веллера то же самое. С одной только поправкой. Довлатову во многих местах был этаким «первопроходцем», когда Веллеру всегда приходилось быть лишь вторым после Довлатова. И, если сейчас выражение «второй после Довлатова» не может вызвать ничего кроме уважения (ну или равнодушия у тех, кто не знает, кто такой Довлатов), то Веллеру пришлось действительно нелегко. Дело в том, что Эстония – маленькая страна, такой человек, как Сергей Донатович, не мог «пройти бесследно». И не прошел, собственно говоря. Михаил Веллер, например, долгое время не мог устроиться на работу в Эстонии именно благодаря Довлатову. Тут вышло все достаточно смешно (это нам, это уже сейчас) – Довлатов приехал из Ленинграда – Веллер из Ленинграда, Довлатов был евреем – Веллер тоже еврей, Довлатов – журналист и писатель – и Веллер туда же. Такая вот цепочка аналогий приводила рассуждающих к еще одному заключению – раз Довлатов был героем такого громкого скандала с участием КГБ и в итоге эмигрировал, то Веллер не заставит себя ждать и тоже уедет, если не в Америку, то в Израиль уж точно!!! В произведении «Ножик Сережи Довлатова» еще много-много таких вот случаев, когда Веллер оказывался именно вторым и именно после Довлатова. Плюс еще и довольно натянутые отношения между двумя этими авторами, всякие недомолвки, взаимное расшаркивание при личных беседах и острые шпильки друг в друга за глаза… И, если сложный характер Сергея Донатовича был притчей во языцех, то Михаилу Веллеру стоило бы пойти единственным достойным и благородным путем – постараться быть выше этого. Вместо этого он действительно стал «вторым Довлатовым».
Тут я прошу меня простить тем поклонникам Веллера, которые в гневе начали топать ногами и громко говорить: «Алиханыч, что ты несешь!» Несу я лишь то, что извлек своим скудным умом из этого сборника рассказов и не более. Почти все рассказы из этого сборника лично у меня вызвали стойкое ощущение déjà vu, очень трудно было отделаться от впечатления, что я где-то это все уже читал, что-то такое уже видел. А читал и видел я это все у того же самого Довлатова. «Рандеву со знаменитостью», «Положение во гроб», «Борьба с редактором» - типично Довлатовские повествования на тему литературного мира Советского Союза. Вот именно про то, что печатаются полные ничтожества и бездарности, а писателей настоящих не пишут и гонят взашей. Про то, что, чтобы стать знаменитым советским писателем, нужно быть лжецом и подлецом, говоря и делая не то, что кажется правильным и честным тебе, а то, чего от тебя требует общество и твое собственное положение в нем. «Кухня и кулуары» - еще более Довлатовский «сборник высказываний». Здесь Веллер острословит, разбирая чье-то произведение за несколько абзацев, умело и по-злому снимая с разных нашумевших произведений и авторов налет восторга и почитания, оставляя лишь недоумение и сомнение. Что очень, опять же, по-Довлатовски. Кажется, он, конечно, этим не занимался, но, поживи он подольше, кто знает, кто знает…
Рассказ «Гуру» - вообще отдельный случай. Веллер рассказывает почти что шаолиньскую историю про обучение у великого и всеми забытого мастера литературы. Как настоящий седовласый мастер тот обучает юного неопытного главного героя всем премудростям изящной словестности почти что по правилам BDSM – унижение, подавление и моральные «побои». Главный герой же, пройдя сквозь все эти муки, обучение заканчивает и перед самым занавесом уже хоронит забытого всем миром Мастера, одиноко бредя за его гробом, как Николай I за катафалком бедного офицера(!). В общем-то мне рассказ понравился, но что-то все же есть в нем нехорошее. Дело в том, что в таких шаолиньских историях для меня кроется грех излишнего самолюбования и нарциссизма. Может быть это не так, но ведь повествование ведется от первого лица, поэтому невольно ассоциируешь главного героя с автором. А после такой истории уже не можешь не искать заслуги Веллера и не удивляться отсутствию у него Нобелевской премии в области литературы!!
Закончу я рецензию, еще раз сказав, что Веллера я читал очень мало, практически ничего не читал. И, учитывая его богатое представление на полках книжных магазинов, я обязательно прочитаю что-нибудь еще из его произведений, особенно учитывая настойчивые советы моих друзей. Прочитаю, по крайне мере, чтобы понять, что же вы в нем нашли, и что смогу найти я.

ВПС-69, основное задание, март 2016, Долгая прогулка

Комментарии


C "Мастером" история сложная. Ты все правильно проассоциировал, Веллер со студенчества специализируется на теории малой формы, которой до него в СССР не занимался никто. От слова совсем. И как писать рассказ "по-научному" на русском языке впервые раскладывал именно Веллер. Со всеми прихватами, подходами и финтами. "Песнь торжествующего плебея" именно об этом вот, просто, для народа.


Эвона как. Значит и впрямь надо будет пару-тройку томиков приобрести, почитать. Очень уж я малую прозу люблю.


практически на 100% согласна с рецензией.


Приятно видеть единомыслие в таком противоречивом вопросе!:)


Я Веллера после "Легенд" не смог читать. Слишком выбешивает всё что он говорит по радио-телевизору и этот осадочек ложится на все его литераторские потуги.
Как-то он сознательно создал себе образ мерзкого брюзгливого старикашки.


Как хорошо, что у нас телеящик только кино с компа вещает. Я и не знал, что такая программа есть (теперь знаю). Вот все ругают Гришковца, дескать поц и хам и по телевизору фигню глаголит. А мне норм, я вот позавчера послушал По По, пока уборку делал. И никакими своими мыслями он ничего не испортил, все отрепетировано и зализано.


Гришковец мне раньше нравился: спектакли Как я съел собаку и Одновременно по несколько раз пересматривал и даже альбом гр.Бигуди "Сейчас" на кассете слушал много. Другое дело, что время его прошло, и творчество его в начале 2000-х было интересно и в новинку, а сейчас уже ну никак не торкает. А "медийность" всех портит. Чем чаще товарищ появляется в блогах/тельавизоре и толкает свое "мнение" тем меньше ему доверия и респекта от простых пацанов


Стараюсь отделять образ Гришковца как человека искусства от его образа в медиа. И так со всеми нынеживущими, иначе бы никого читать не смог. Тот же Сорокин в интервью меня бесит, но читаю с удовольствием.


Сразу вспоминается 54-секундный ролик "Владимир Сорокин молчит в прямом эфире", его к сожалению уже отовсюду удалили: в программе На ночь глядя ведущий спрашивает у него что-то типа "Владимир, чего вы в жизни боитесь?" и Сорокин 50 секунд демонстративно в муках молчит и не может ничего сказать


Хех, жаль я этого не видел. Впрочем, это должно быть было лучшее его интервью - говорить он нихуя не умеет.


Не буду на лекции устраивать провокационного перформанса и посмотрю потом дома) Впрочем, было бы круче, если бы он дегустировал восемь сортов грибов.


С грибами скорее к Пелевину надо идти


Он, мне кажется, скучноват будет. Сорокин более экспрессивен. Хотя, я бы их вместе собрал, будь я господь бог всемогущий, и обоих бы накормил.


И Веллера, пущай развеется


Хм, ну тогда пущай уж и старушку Улицкую растрясут, а то совсем пылью покрылась.


Без милых дам и грибы с водкой не в радость


лучше Толстую.


Толстая огого-го, женщина в самом расцвете сил, как Карлсон, ещё сможет выдать всем на орехи по первое число.
Даже божий одуванчик Петрушевская выдала в 2001 леденящий душу триллер Номер один, или в садах других возможностей , который любой сорокинский "Лёд" уберёт на второе место.
А вот Улицкая с Рубиной уже не торты, повторения и заговаривания, эксплуатирование одних и тех же тем, настойчивые уколы в одни и те же точки...


Толстая ещё и 10 марок водки продегустирует не поморщившись. ну такое у меня впечатление от неё, во всяком случае)


Способна.


по грибы к пелевину :)


Пелевин с БГ часто общается, насколько понимаю. Думаю года с 1992 у них резонансы очень сильно совпали


В своё время прочитав "Легенды " Веллера, я точно так же как и вы думала, что автор блеск. Книжку "Ножик Сережи Довлатова" приобрела себе купившись на имя любимого Довлатова, которого я обожаю. Я даже не смогла её прочитать(( у Веллера ещё что то пыталась читать, не пошло. А уж когда увидела с ним интервью, то просто он мне стал неприятен. В итоге Веллер лично для меня стал автором одной книги "Легенд".
В общем я все это к тому, что согласна с вашей рецензией))