Больше рецензий

Mahaosha

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 марта 2016 г. 00:14

501

3 Много воды

Рецензию на эту книгу я увидела в видео у Маши Покусаевой – в ее «Теории большого чтива». Рецензия мне настолько понравилась, что когда увидела эту книжку на полке новейших поступлений в библиотеке – я ее схватила не раздумывая. Но реальность оказалась не так радужна – книга мне не понравилась.
Читать я ее начала с большим удовольствием. Красивая обложка с лабиринтом – дочка так ее и назвала «книга с лабиринтом». Куча симпатичных иллюстраций, легкий язык, множество отсылок к известным фильмам.
Уже в первых главах автор рассказал, что каждая история в кино (он рассказывал в основном про кино, но по ходу дела ты понимаешь, что данной структурой обладают и книги и сказки и сказания) имеет определенную структуру. В книге имеется главный герой, который в какой-то определенный момент осознает, что жить как прежде – нельзя и отправляется в путь. На пути ему встречаются наставники, враги, друзья, препятствия. После получения того, что он желает – герой возвращается назад.
Итак, дадим слово самому автору:
1.Герой предстает перед нами в обыденном мире.
2.Привычный уклад жизни героя нарушает зов к странствиям.
3.Герой пребывает в нерешительности и пытается противостоять зову.
4.Но в этот момент появляется наставник.
5.Воодушевленный его поддержкой, герой переступает первый порог и входит в особенный мир.
6,Здесь он сталкивается с испытаниями, приобретает союзников и врагов.
7.Герой приближается к сокрытой пещере и преодолевает второй порог.
8.Наступает момент главного испытания.
9.Одержав победу, герой получает награду.
10.На обратном пути в обыденный мир его преследуют враждебные силы.
11.Герой преодолевает третий порог и переживает возрождение. Полученный опыт изменяет его.
12.Герой возвращается в обыденный мир с эликсиром, наградой или сокровищем.
Мне показалось очень интересным узнать, что любой фильм, любую книгу можно разложить по полочкам данной схемы. Мне показалось интересным, что эту схему можно будет использовать для написания собственных произведений. Так как эта схема является архитипически обоснованной и присутствует в наших реалиях, то книга, написанная с использованием данной схемы – будет находить положительный отклик у читающей публики.
На этом интересности закончились. Во-первых, сама идея пути героя взята из другого источника, о чем автор не устает говорить на протяжении всей книги. Он взял академическую уже на тот момент концепцию и переработал, немного изменил и начала ходить по киностудиям – разбирая сценарии известных и не очень фильмов.
Во-вторых, кроме самой концепции – в книге больше ничего нет. Вся книга – это повторение одного и того же. Автор разбирает каждый этап, указывая на примерах их фильма, как режиссеры это используют. И все.
Я думала, что Воглер углубиться в образы архетипов, юнгианскую теорию, но все, что Воглер рассказывает об архетипах очень поверхностно. Нет ни углубления, ни проработки. То есть, вся книга – это просто подтверждение его структуры примерами из фильмов и вода-вода-вода-вода.
Не скажу, что я вообще ничего не узнала для себя. Я с удовольствием эту схему держала бы перед глазами. Это так забавно – препарировать фильмы и книги и понимать, что при всем разнообразии – авторы подсознательно выбирают одно и то же.
А также мне очень интересно было понять – являюсь ли я героем, могу ли я перейти пороги, сразиться и получить свою награду. Вот, например, автор пишет, что наши неврозы – это всего лишь возможность узнать – готов ли человек сделать решительный шаг и стать «героем». А еще он пишет, что очень часто для того, чтобы перейти первый порог – нужно почувствовать, что при отсутствии действия тебя ждет смерть. В нашем современном обществе скорее всего эмоциональная, ментальная.
Это все, что я хотела бы рассказать об этой книге, которая могла бы уместиться в формате хорошей статьи и при этом ничего не потеряв.

Источник