Больше рецензий

5 марта 2016 г. 17:25

2K

1.5

Лагину многое могу простить за любимого "Старика Хоттабыча", даже махровые несовершенства в самом Хоттабыче, где пионеры обладают такой суперсилой непрошибаемой кристально-сияющей советсткости, что все силы древнего джиннячества супротив них - как кошачий чих. А вот в "Голубом человеке" простить несовершенства уже никак не получается, хотя задумка книги многообещающая.

Хоттабыч был про попаданца из древнего мира в наш, тут же стрела времени летит в другую сторону. Советский гражданин, живо интересующийся историей, но выросший уже именно советским человеком с мотивационных плакатов, вдруг по каким-то неведомым причинам попадает в 1894 год, когда Ульянова никто не знает, эсдеки - какой-то миф вроде бабайки и широкой общественности известно только, что они, кажется, хочут царя бонбой разорвать на мелкие шматочки. Советский гражданин попадает в этот мир под личиной крестьянина, приехавшего в Москву на заработки к своим родственникам, ибо возраст пришёл. Тоже непонятно, почему так - то ли, получается, он действительно выглядел стопроцентной копией какого-то парниши из 1894-го (куда тогда, кстати, делся он сам?), ведь внешне он ничуть не изменился. То ли это условность, которую автор поленился продумать поподробнее. Парень образованный, начитанный, хорошо помнящий историю этого времени и всей душой стремящийся к советским идеалам и победе революции... Но. Одно большое но.

Совершенно непонятно, почему он ведёт себя так, как ведёт. Обладая его возможностями и знаниями, он мог бы примкнуть к революционным любимым товарищам. Или помочь кому-то. Или пойти работать и получше узнать такую незнакомую старую Москву, где идеалистов вроде него считают наивными "голубыми людьми", которые полагают, что идиллия с добрым и справедливым миром может воплотиться в реальность. Что же вместо этого делает герой? Ничего. Вот действительно ничего. Автор пару раз вскользь упоминает, что на него напала какая-то вялость и память сильно испортилась, наверное, вследствие прыжка по временному пути. Однако сразу после этих упоминаний герой вспоминает важнейшие даты, имена, отчества, какие-то факты биографий малозначимых исторических персонажей, что с этим заявлением никак не соотносится. К тому же, он потрясающе вял и глуп. Отпугивает от себя тех немногочисленных "товарищей", до которых у него хватило слабенькой энергии доползти, лениво ругается со стукачом, один раз встречает Ленина, чтобы ляпнуть ему какую-то ерунду, зато долго ездит по ушам умирающему революционеру, успокаивая его, что в будущем всё будет тип-топ, и этот дядька почему-то ему верит, хотя персонаж слишком глуп, чтобы доказать своё "мы из будущего". А больше ничего. Никак не пользуется своими знаниями, никому не помогает, хотя должен, по идее, знать, кому и какая помощь нужна. Идёт зачем-то на какой-то отдельно взятый дурацкий завод и заводит там своими речами пару десятков человек, пишет карандашиком листовки, и всё это загибается и скатывается в никуда. Абсолютно бесполезное и ничего не давшее путешествие в прошлое, которое умудрилось при всей своей интересной задумке стать унылым и тягомотным.

Из интересного только предсказуемая и банальная линия с Шурочкой (не буду спойлерить, вдруг кто решит-таки почитать), а также приятный сочный язык. Автор постарался откопать реалии Москвы того времени и описать их от души, у него это получилось, тем более, что Лагин всегда хорошо строил картинки. Но эти хорошие мелочи не могут перекрыть все недостатки скучной в целом книги, которая и завершается-то ничем, так что непонятно, зачем вообще написана. Точнее, понятно, зачем, - это чистой воды наивная агитация, но такая неумелая, что диву даёшься. Неудивительно, что сейчас эта книга известного, в общем-то, писателя, почти полностью забыта и мало кто её читал. Она того и не особенно стоит.

Комментарии


Книга очень хорошая и интересная, психологически точная, антимещанская и антилакейская. Это мнение человека, почти двадцать лет проработавшего в серьёзной журналистике. Разумеется, книга не может вызывать восторг у современных читателей, воспитанных на литературе, культивирующей безвкусицу, обывательские ценности и воспевающей суперменов с суперкомпьютерами в придачу к единственной извилине (и то на спине).


Вообще поразительно: по статистике LiveLib книгу "Голубой человек" прочитали всего 20 человек, а у рецензента 40 плюсов. Получается по принципу "не читал, но осуждаю". Видимо, здесь практикуется то, что в театральном мире называется "клака".


И как это, мисс, главный герой "никому не помогает"? Обучает Шурку грамоте, предостерегает её, а через неё родителей девочки и её знакомых от грядущей Ходынки, делает смерть обречённого человека счастливой... Как это "ничего не делает"? Во-первых, не "лениво ругается" со стукачом, а разбивает ему морду в кровь. Или Антошин, специалист по транзисторным схемам, должен был радио раньше времени изобрести? Так не в технике тут дело, а в людях. У Уэллса в викторианскую Англию "проваливается" из другого измерения ангел - и даже он оказывается бессильным перед системой ("Чудесное посещение"). Кстати, тоже избивает тамошнего подлеца...