Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 марта 2016 г. 11:13

996

4 Таинственная история Никодима Ипатьева

Роману Скалдина про Никодима Старшего явно не повезло. Выйдя из печати за несколько дней до Октябрьской революции, он потерялся в буре происходящих событий, а в 1994 году, будучи переизданным «Террой», уже казался вторичным по сравнению с «Мастером и Маргаритой» и «Мелким бесом» Сологуба.
Хотя «Странствия…» и называют предтечей булгаковского романа, на мой взгляд, они находятся в разных плоскостях. Скалдина практически не интересует социальное и, тем более, сатира. Его влечет мистическое, теософское. И если у Булгакова Воланд посещает Москву только для ежегодного бала, то у Скалдина «нечисть» в этом мире присутствует постоянно, составляя его неизбежный фон.

Главный герой повествования – Никодим Ипатьев, оказывается втянутым в странную цепочку событий. Хотя, вполне допустимо и толкование, что все происходящее – результат душевной болезни и расщепления сознания Никодима на несколько личностей. И если одна из них продолжает жить в имении под Петербургом, то другая, восприняв отъезд матери, как ее исчезновение, бросается на поиски. Третья – видит таинственных чудовищ, каждый вечер проходящих мимо дома и прыгающих в озеро. Четвертая – напрямую общается с бесом, принимающим вид то монаха-послушника, то ярмарочного актера. Пятая – влюбляется в графиню и даже, не помня того, женится на ней. Шестая – выступает в провинциальном театре, до смерти напугав публику огненным духом. Седьмая – путешествует по землям Палестины, попадая в «долину женщин», очень похожую на убежище из мифа об Амуре и Психее. И, наконец, восьмая – присутствует, правда, мельком, на «бесовской бале», получая возможность выбрать себе новое тело из деревянных заготовок.

В этой фантасмагории очень трудно отделить реальность от вымысла. Единственное что скрепляет происходящее – это личность самого Никодима, от лица которого и ведется повествование. Балансируя на грани миров, он получает возможность видеть события в совершенно ином свете, хотя и метафорически, но явственно отобразив в своей рукописи все грядущие потрясения, выпавшие на долю России.
***
Есть книги выполняющие роль искусства для искусства, предназначенные в первую очередь другим литераторам. И роман Скалдина, в силу сложившихся обстоятельств, попал в эту категорию. Мало известный широкой публике, он, тем не менее, подпитывал своими идеями русскую литературу. И возможно, отнюдь не случайны сюжетные пересечения между «Странствиями…» и «Мастером», а Быков в своей лекции назвал Алексея Дмитриевича одним из вдохновителей творчества Пелевина.

Вердикт. Рекомендуется прочитать в качестве «первоисточника».