Больше рецензий

5 марта 2016 г. 09:31

136

4

Первое, что приятно удивляет в книгах Михаила Кликина – это их толщина, увесистость и чрезвычайно высокая плотность буковок на квадратный сантиметр листа. Признаться, давненько мне не приходилось брать книг, обещающих столько страниц занимательного чтения. Ей-богу, сегодня, когда подавляющее большинство начинающих авторов мнутся в искусственно созданных рамках двадцати авторских листов, а признанные мэтры не редко уподобляют романы пророчествам – умно, но коротко и не понятно – проникаешься невольным уважением к такому объемному тексту. Сразу хочется верить, что писал автор не исключительно для себя или издательства, но для читателя. Право, нет ничего более подкупающего.
Дебютная книга автора – роман «Три легенды» – отличается достаточно оригинальной композицией, да и выбранная тема отнюдь не заезжена. Автор не соблазнился колеей, основательно разбитой поклонниками Толкиена и Пермуова, но выбрал свой путь и первый шаг по нему вышел вполне уверенным. Как можно догадаться по названию, роман состоит из трех частей, связанных между собой и событийно и локально, эти части крепко сшиты четвертой, достаточно тонкой, но прочной нитью: вор-бродяга, пытающийся выкупить свою жизнь тремя легендами. Сразу оговорюсь, «Три легенды» – роман не для любителей панорамных полотен. Собственно, ничего, кроме затерянной в лесу деревеньки с покосившимся колодезным срубом ¬– в центре, вы не увидите. Персонажей во всем романе – чуть больше десятка. Охваченный автором временной интервал равен одной человеческой жизни. Ничтожно мало. Пока, следуя умелой руке автора, не вглядишься пристальнее, не поймешь: что жизнь человека – это целая вечность, со своими бедами и радостями, каждое мгновение которой может стать поворотным для всего мира, даже если мир этот – полузабытая деревенька, приютившая горстку стариков. Автор так пристально, с такой ощутимой любовью вглядывается в этот микромир, так тщательно его выписывает, что чрез какое-то время читатель начинает понимать и те механизмы, по которым живет оставшаяся за кадром авторская вселенная. Очень любопытный эффект. Сильный и смелый шаг для начинающего автора, от которого обычно ждут непрерывного драйва, и напряженного экшена, зачастую не позволяющего не только читателю, но и создателю остановиться и спокойно оглядеться, вдуматься. Нельзя сказать, что в романе нет того, другого или третьего, но автор не идет на поводу у читателя, наоборот, с первых строк повествования берет ровный, чутко сбалансированный ритм и не сбивается с него ни на минуту. Первое же слово романа «Бывает…» звучит веско, уверенно. «Бывает…» – завораживающая независимость от времени и пространства. Это слово моментально подчиняет себе читателя, и просто заставляет прочувствовать своеобразную стилистику автора. «Три легенды» – книга для интеллектуального читателя, ценящего красоту и точность русского слова, умеющего сопереживать и чувствовать тончайшие движения человеческой души.