Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 марта 2016 г. 21:12

333

5

Очень интересная и познавательная книжка, с большой библиографией, примечаниями, разборами - в общем, все как положено в хорошей научной книге.

Дальше - конспект того, что мне показалось важным

1. ВИЗАНТИЙСКАЯ ПОЭЗИЯ В КОНТЕКСТЕ

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЭПИГРАММА
О значении понятия "эпиграмма" в Византии — стихотворное произведение с практической направленностью, надпись (на предмете, памятнике итп) или книжная надпись (пролог или эпилог).
Эпиграмма против императора Александра, сына Василия Македонянина, 913 г., была написана над креслом эпарха. (!)
Об эпиграммах в Св. Софии после землетрясения 869 г.
Патрикий Петр подарил Льву VI на Брумалии рукопись Феодорита Киррского "Исцеление языческих болезней".

ПОЭТЫ И ПОКРОВИТЕЛИ
Иоанн Геометр был придворным панигиристом при Никифоре Фоке. Имел воинский чин. Был возведен в протоспафарии.
Восхваление то одних императоров, то других, то третьих посменно - не лицемерие, а поиск своей выгоды с т.з. византийца.
С 850 г. византийские поэты все более настойчиво проявляют в творчестве свое "я", которое звучит все громче, в противовес прежней "анонимности".
Поэзия была приятным развлечением для элиты; часто у нее такой сложный язык, что едва ли это кто читал и понимал вне высшего круга.

ПОЭТЫ И ПУБЛИКА
Мы не знаем, для кого предназначалась поэзия, сатира и пр. - только ли для друзей или оппонентов автора или для более широкого круга лиц; чаще всего не знаем даже, кто были эти друзья и противники.
Византийские читатели - наиболее трудно определимая категория: неизвестно, сколько их было, каков их социальный состав, читательские привычки и литературные вкусы.
Гномологии составлялись в монашеской среде, но распространялись и среди благочестивых мирян, о которых мы тоже ничего не знаем.

2. СОБРАНИЯ ПОЭМ

В средние века было больше принято чтение вслух, чем про себя. Средний византиец знал античную литературу, т.к. проходил ее в школе, и Библию, т.к. ее читали в церкви, но относительно византийской л-ры его знания были очень ограничены, если он не имел доступа к монастырским или частным библ-кам. Поэтому византийский автор не обязательно был знаком с трудами своих предшественников; знакомство можно установить с помощью цитат и аллюзий.
Т.к. произведения писались часто на случай, то чтобы понять полностью их смысл, их надо поместить в ситуативный контекст, социальный, культурный и литературный. Рукописи уже вторичны. Для нас текст существует, только когда напечатан. Но если он ходит только в нескольких рукописях или не циркулирует вовсе - существует он или нет?
Феодор Продром или Михаил Пселл писали поэмы на случай, а не "для будущих поколений". Не то чтобы они не хотели, чтобы их поэмы были известны потомкам, но это не было их первой задачей при написании, т.к. поэма д.б. быть представлена прежде всего перед конкретной публикой. Если она нравилась публике, она переписывалась, - и наоборот.
Мы мало знаем о византийской поэзии не только потому, что пропало много рукописей, но и потому, что далеко не все произведения копировались. А то, что не копировалось, пропало в веках.

ВИЗАТИЙСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ ПОЭМ
Эпиграммы попадали в один сборник с поэмами потому, что будучи записанными, они "отрывались" от предмета или случая, на котором или на который были написаны, и становились литературными произведением.
"Византийские эпиграммы в рукописных собраниях стремятся дематерилизоваться". Для автора разница между эпиграммой и поэмой еще важна, а для переписчиков позднее она уже несущественна.
Сборники эпиграмм, появившиеся ок. 1000 г., очень беспорядочно составлены. Беспорядочность вообще характерна для большинства сборников визант. поэм.
Такие сборники включают в себя разные виды поэтич. произведений; большинство написаны двенадцатисложником, реже гексаметром или элегическим стихом, а иногда анакреонтическим размером.
Коллекция эпиграмм Феодора Студита была составлена после 886 г., но студиты писали эпиграммы и раньше - они были записаны на стенах монастыря; на них также писали библейские и святоотеческие изречения и гимнографические цитаты.

ВИЗАНТИЙСКИЕ АНТОЛОГИИ
В Антологиях произведения еще более оторваны от контекста, чем в сборниках, - они часто еще и анонимны.
Современные люди интересуются авторством, а византийцы им интересовались мало. Почему? Трудно сказать, но можно предположить, что большинство византийских текстов не были частью литературного канона византийцев, для которых таким каноном были классические авторы (их изучали в школе) и отцы Церкви.

ЦИКЛЫ ЭПИГРАММ
Антологии м.б. полезны для изучения ментального климата той или иной эпохи.
Циклы эпиграмм - на различные праздники церковные или на евангельские события итп; чаще всего анонимные, большинство не издано. Вероятно, они писались для украшения рукописей над миниатюрами или для храмовых надписей.
Некоторые сборники эпиграмм предполагали их будущее использование для украшения памятников, храмов итп.

3. АНТОЛОГИИ И АНТОЛОГИСТЫ

Деятельность виз. интеллектуалов 9 в. вроде Льва Математика привела к созданию двух антологий - Anthologia Palatina (вскоре после 944) и Anthologia Barberina (ок. 919).
Anthologia Palatina - большей частью копия не сохранившейся антологии Константина Кефалы (кон. 9 в.). АР написана 6-ю разными писцами. Конечную редакцию делал Константин Родий, местами неряшливо.

КОНСТАНТИН КЕФАЛА
О Константине Кефала известно мало. Одна из схолий говорит, что КК писал эпиграммы для учеников, преподавая в школе при Новой Церкви (Неа, построенной Василием I в 880). Предисловие к Антологии говорит о том, что она имела хождение в школьных кругах и использовалась при обучении. Когда Григорий Кампса руководил школой, КК был там молодым преподавателем и составил Антологию - т.е. после 880, однако не позже 902.
Антология была составлена в контексте византийской образовательной системы и для использования при обучении. Кефала был молодым учителем в школе при Новой церкви в 880-х гг. В Антологии было 9 разделов эпиграмм по темам: эротические, посвятительные, надгробные, описательные, на произведения искусства, наставительные, вакхические (застольные), сатирические и о любви к мальчикам. (Какая хорошая школьная программа!)))
Были там и короткие эпиграммы, и длинные поэмы - Евангельская Парафраза Нонна и Экфрасис Христодора. В антологии была и коллекция христианских эпиграмм. Константин Родий впоследствии дополнил Кефалу.
Основные источники Кефалы: Мелеагр, Филипп, Диогениан, Паллад, Агафий. Современных Кефале эпиграмм там не было, кроме его собственного предисловия к книге эротических эпиграмм и некоторых эпиграмм Льва Философа и Феофана Грамматика.
Система классификации эпиграмм та же, что у Агафия, с прибавлением протептических и педерастических.

КОЛЛЕКЦИЯ ХРИСТИАНСКИХ ЭПИГРАММ (Anthologia Palatina, кн. 1)
Эта коллекция - не позднейшая прибавка к Антологии Кефалы, но изначально часть этой Антологии. Тому доказательство, в частности, некоторые схолии.
Из круга Кефалы были Григорий Кампса и Михаил хартофилакс. Коллекция христианских эпиграмм была составлена в конце 9 в. в ученом окружении Кефалы. Она оч. интересна для историков, т.к. описывает многие исчезнувшие памятники, на которых часто и были высечены сами эпиграммы: храм Св. Полиевкта (№10), Влахернский храм (№120,121), храм Св. Апостолов в деревне Синассон недалеко от Кесарии (№92). №105 - про императрицу Евдокию-Афинаиду.
Странно, что Кефала не включил в коллекцию несколько христианских надгробных эпиграмм; но видимо, для него не всякая эпиграмма с христ. содержанием являлась христианской эпиграммой.
Эпиграмма АР 1.1 (надпись в Св. Софии) м.б. принадлежит Фотию. Изначально в интерьере Св. Софии не было изображений с фигурами святых.
Предисловия к эпиграммам эротическим лицемерны: советы читать не чтó написано, а как написано; думать не о плотской любви, а о любви к знаниям. Вынужденная оговорка Кефалы, чтоб его не обвинили в язычестве, разврате итп. Кефала прямым текстом отклоняет от себя возможное обвинение в эллинизме.

ЛЕВ ФИЛОСОФ И ЕГО УЧЕНИКИ - КОНСТАНТИН СИЦИЛИЕЦ И ФЕОФАН ГРАММАТИК.
В кружке Льва Философа читали и изучали Цикл эпиграмм Агафия. ЛФ сделал (или для него сделали) копию сборника Паллада, которую потом использовал Кефала, и в нее входило некоторое количество стихов самого ЛФ.
ЛФ прекрасно знал античные эпиграммы и сыграл большую роль в формировании текста греч. антологии.
Константин Сицилиец был учеником Льва. ЛФ был отличным учителем поэзии, судя по таланту КС. Константин род. в 825-30 и сочинил поэму об Эроте ("Любовная песнь"), будучи студентом школы в Магнавре; поэма показывает его образованность. Коллекция гомосексуальных эпиграмм была составлена им же до 870 г., возможно, в 840-50 гг.
Эротические и анакреонтические эпиграммы были, видимо, популярны в кружке Льва Философа. Их писал, напр., Феофан Грамматик.
Раздавались и голоса против эллинской поэзии. Позиция Фотия диаметрально противоположна позици ЛФ; помимо большой образованности, они не имели ничего общего.
При жизни Льва интерес к эллинской поэзии преобладал в Константинополе. Но после его смерти возобладал православный фундаментализм, перед которым надо было делать реверансы. "Обращение" Константина Сицилийца и его поносительные поэмы против Льва Ф. с обвинением в эллинизме и язычестве, а также стихотворение, противопоставляющее мудрость божественную Фотия и мирскую Льва.

КОЛЛЕКЦИЯ КЛАССИЧЕСКИХ ЭПИГРАММ (АР 15:28-40)
Эта коллекция иллюстрирует интерес Льва Философа и его кружка к античности. Составлена, когда Арефа Патрский еще не был архиепископом, до 902 г. Она составлена м.б. и не Кефалой. Эпиграммы Комиты, Игнатия Диакона, Анастасия Квестора.
Издания Гомера Комитой, коллегой ЛФ, не сохранилось. Но похоже, Комита был не силен в гомеровском стихе. Критическая эпиграмма на него константина Родия. Комита составил центон-перефраз гл. 11 Евангелия от Иоанна, он К. хорошо знал Парафразу Нонна (!).
Анастасий Квестор - друг Льва Хиросфакта, противник Арефы. Участвовал в мятеже Дуки в 913 г. и был заключен в Студии; при Романе Лакапине в 919 г. снова занял свой пост. Автор эпитафии Митрофану Смирнскому, сатирической поэмы на смерть имп. Александра и разных ямбических канонов.
АР 15:28 - поэма на Распятие Христа, талантливая, с античными реминисценциями.
АР 15:29-31 - эпитафии пера Игнатия Дьякона, от которого сохранилась коллекция эпитафий, до нас не дошедшая, но ее использовал автор Антологии. Игнатий мог вдохновляться эпитафиями Григория Богослова, которые были оч. популярны.
АР 15:32-34 - Эпиграммы Арефы - один из худших образцов византийской поэзии.

КОНСТАНТИН РОДИЙ И ДРУГИЕ
Антология Кефалы имела большой успех, было много копий, но все они сейчас утеряны, кроме Палатинской рукописи. Несколько следов встречается в других источниках.
Антология Плануда составлена на основе двух усеченных версия Антологии Кефалы, из которых одна составлена патрикием и логофетом дрома (в 907 и 913) Фомой, другая Александром Никейским или для него.
Палатинская Антология была издана в окончательном виде вскоре после 944 Константином Родием (род. в Линде ок. 880), который знал лично Кефалу и Григория Кампсу, учился в школе при Новой церкви в 890-х.
Константин написал много сатирических произведений, Экфрасис храм Св. Апостолов и др., в 927 г. был в придворном клире.

ВИЗАНТИЙСКИЙ КЛАССИЦИЗМ И МОДЕРНИЗМ
Только в редких случаях можно определить, что какая-то античная эпиграмма послужила прямым образцом для византийского автора.
Античная эпиграмма оказала сильное влияние на византийских поэтов только в течение 100 лет классицизма, который начинается Львом Философом и заканчивается составлением Палатинской Антологии, ок. 850-950 гг. Во все остальное время античная эпиграмматика не занимала никакого места в литературной вселенной византийцев; они могли читать и ценить классические эпиграммы, но не чувствовали нужды подражать им. Зато в 850-950 гг. это было в моде, так же как стихотворные надписи. Однако это классицистское поветрие существовало лишь в Константинополе, да и там не всеми приветствовалось; напр., эпиграммы Льва Хиросфакта не особенно похожи на классические, хотя он и был обвинен в "эллинизме" Арефой.
Но это не была мода на язычество как таковое - оно было давно осуждено. Константин Родий осуждал стихи Анакреонта о вине и женщинах, но сам же писал в стиле анакреонтик. Византийцы подражали форме и отделяли ее от содержания, которое могли и не одобрять. Подражали стилю и писательскому таланту древних, а не их идеологии.
Константин Родий был "модернистом" - знал наизусть много античных произведений, но не классицизировал, а просто использовал древние стили.

БЕРБЕРИНСКАЯ АНТОЛОГИЯ
2-я пол. 10 в. Содержит коллекцию анакреонтических и алфавитных эпиграмм. Драгоценно оформленный манускрипт. Часть страниц утрачена.
Анакреонтические эп.: патр. Иерусалимский Софроний, Софроний ятрософист, Илия синкелл Иерусалимск., Михаил синкелл Иерусал., Игнатий диакон, Арефа Кесарийский, Лев Хиросфакт, пс.-Лев Хиросфакт, Иоанн Газский, Георгий Грамматик, Лев Философ, Сергий Грамматик, Леонтий Грамм., Константин Грамм., Феофан Грамматик.
Во второй части - разные гимны на религиозные сюжеты, покаянные, церемониальные. Напр., поэмы, относящиеся к событиям царствования Василия I и Льва VI. Все поэмы с датами из 2-й части были составлены в 867-912 гг. Из анакреонтик только одна написан после 912 - эпиталамия на свадьбу Константина VII и Елены (919 г.) - самая поздняя из датированных в Barb. gr. 310.
Т. обр. Б. антология составлена в 919 г. или чуть позже.
Т.к. часть эпиграмм связана с событиями при дворе, составитель был каким-то высоким чиновником, имел доступ к архивам. Выбирал эпиграммы, так или иначе связанные с Македонской династией. М.б. это был его подарок императору по случаю свадьбы Константина VII.
В Б.ант. есть три палестинца - Софроний ятрософист, Илия синкелл и Михаил синкелл. Игнатий диакон был первым константинопольцем, писавшим анакреонтики и классические элегии после 800 г., и далее составитель АВ обращается к его современникам - Арефа, Лев Хиросфакт и сам составитель. Следующие два раздела посвящены грамматикам 6 и 9 вв.
Без Б.ант. мы бы ничего не знали об истории византийской анакреонтики. Фактически это собрание лирики, книга песен без нот. Она имеет мало общего с греч. антологией, это собрание не эпиграмм, а поэм в основном. Если Кефала оканчивает антологию 600-м годом, то Берб. антология этим годом начинается. Это собрание лирики, песенник без нот.

4. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ЭПИГРАММЫ

Легко определить, до или после 600 г. написана эпиграмма, т.к. византийские и позднеантичные эпиграммы отличаются по многим аспектам. Во-первых, размером. У византийцев это двенадцатисложник. Во-вторых, содержанием - после 600 г. влияние христианства чувствуется куда больше, больше соотнесения литературы с окружающей реальностью. В-третьих, радикально меняется функция эпиграммы. Теперь это фактически исключительно надпись на памятнике или на книге.

EX ORIENTE LUX
Между 640 и 790 г. эпиграмма перестает существовать как литературный жанр. Кризис.
Кассия подражает монашеским эпиграммам 7 в.
Влияние палестинских авторов на Македонский ренессанс.
Иоанн Дамаскин написал еврипидовым стихом драму о Сусанне и старцах.
Стефан Савваит написал диалогическую «пьесу» «Смерть Христа». Игнатий Диакон — драму «Адам и Ева».
Важную роль сыграли ямбические каноны и гимны.
Помимо ямбических канонов и стихотворных диалогов, из Палестины пришло влияние анакреонтики. Илия Синкелл, Михаил Синкелл — подражатели Софрония. Феодор и Феофан Начертанные - тоже из Палестины.
Игнатий Диакон — первый константинопольский автор, который не имитирует палестинскую поэзию 8 в.

ПЕРЕОТКРЫТИЕ ЭПИГРАММЫ
Эпиграмма оживает в 9 в., в борьбе с иконоборчеством и после победы над ним.
Феодор Студит порицает иконоборцев не только за содержание эпиграмм, но и за плохую форму; он - первый поэт после 7 в., который обращает внимание на форму. Эпиграммы Феодора не имеют ничего общего с эпиграммами Агафия или Павла Силенциария, они похоже на эпиграммы Писиды, Софрония и др. авторов 7 в., т.е. это византийский стиль эпиграммы. Возможно, Феодор посодействовал возрождению жанра.
Составители антологий, однако, предпочитали эпиграммы Игнатия Диакона – более превыспренние по стилю и похожие на античные.

Лев Философ и его ученики Феофан и Константин подняли заново античные темы в эпиграмме.
В 10 в. эпиграмма возвращается к чисто византийскому стилю, как во время Писиды.

5. ЭПИГРАММЫ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

В визант. антологиях много эпиграмм на разные живописные изображения. Напротив, на реально сохранившихся объектах надписи встречаются редко.
Большинство этих надписей посвятительные - Христу, Богоматери, святым, с просьбой о помощи и заступничестве итп.
Но видимо, далеко не все сохранившиеся в антологиях эпиграммы были когда-либо написаны на предметах искусства; многие из них - чисто литературные произведения, хотя какая из них были in situ, а какая нет, установить невозможно.

ЭПИГРАММЫ ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ АНТОЛОГИИ
В антологии Кефалы, особенно в АР 1, содержится много эпиграмм имеющих большой интерес для искусствоведов. На здания и предметы культа.
Эпиграмма на бани Евфросины, построенные имп. Михаилом, была начертана на них.

ПОСВЯТИТЕЛЬНЫЕ ЭПИГРАММЫ
Такие эпиграммы обычно много говорят о дарителе и мало о самом предмете.
Две группы: на публичные здания и на церковные здания или утварь. Первых очень мало, вторых оч. много. Первые обычно упоминают императора или сановника и говорят о самом здании (стена, крепость, бани итп).

ЭПИГРАММЫ НА ВИЗАНТИЙСКИХ ВОЗНИЦ
В Палатинской Антол. есть серия эпиграмм в честь знаменитых возниц 6 в.: Константин, Порфирий. Есть теория, что эпиграммы были составлены в 900-925 г. - возрождение имперской славы итп. Изображения возниц славных прошлого украшали императорскую галерею. Но автор пользовался старыми эпиграммами из антологии Кефалы.

ЦИКЛЫ ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ ЭПИГРАММ
Эпиграмма Анастасия о Воскресении.
Полемика Анастасия Синаита с феопасхитами.

6. КНИЖНЫЕ ЭПИГРАММЫ

Книжные эпиграммы связаны с рукописями. Писец мог подписать работу после выполнения. Ктитор также мог поставить свое имя в колофоне. Эпиграммы могли восхвалять автора книги. Жанр книжной эпиграммы имеет долгую историю и широко популярен.

СТИХИ В КОЛОФОНАХ
Чаще всего эти стихи, работа писцов, находятся в конце византийских рукописей, но иногда и в начале или даже в середине.

ЭПИГРАММЫ НА ПСАЛТИРЬ
Издатели Библии часто не учитывают, что византийцы могли читать разные версии НЗ и Псалтири.

7. ЭПИТАФИИ

Малое число эпитафий было найдено на месте (на могилах): общество мало интересовалось такими начертаниями, в силу плохой грамотности населения и снобизма высших классов - знать погребали не на общих кладбищах, а в монастырях и при церквах, но эти захоронения в основном разрушены. Не все сохранившиеся в источниках эпитафии были реально начертаны на могилах, но в любом случае они предназначались для интеллектуального чтения.

ГОЛОС МЕРТВЕЦА
Стихи от первого лица обычно содержали исповедание греховности.
В эпитафиях используются стандартные метафоры, они неизменны как клише, в 14 в. те же, что в 4-м. Однако некоторые различия все же есть, и их больше, чем кажется на первый взгляд – роль близких, отношение к иконам, исторические обстоятельства итп.
Идея «священной войны» и смерти на войне как мученичества официально не допускалась, но неофициально признавалась возможной, судя по надгробным эпиграммам.

ЗАГРОБНЫЙ МИР
Нет удовлетворительного исследования о смерти в Византии. Существовало разнообразие мнений о судьбе души между смертью и Страшным судом. Не все они строго православны, некоторые склоняются к платонизму (отрицанию воскресения с телом). Судя по византийским эпитафиям, не все верили безусловно в воссоединение души с телом после суда.

ЭПИТАФИИ ИМПЕРАТОРАМ
Мало сохранилось таких эпитафий, начертывать их на могилах было не принято. Некоторые эпитафии фиктивные. На гробницах в храме Апостолов были надписи, но не в стихах. Только две из сохранившихся эпитафий были действительно начертаны над могилами, когда императоры были похоронены не при храме Апостолов, а в др. местах.

8. ГНОМИЧЕСКИЕ ЭПИГРАММЫ

Гномич. эпиграммы дают портрет homo byzantinus.
Дальше тут почти все про эпиграммы Кассии, но об этом и многом другом теперь можно прочесть в моей книжке о ней :)

9. ВЛАСТЬ НАПИСАННОГО СЛОВА

Эпиграмма на восстановление Феофилом крепости на Самосе. Такие эпиграммы на стенах были прославлением деяний и власти императора. Но это не было такой уж эффективной пропагандой, т.к. большинство византийцев не умели читать. Для них написанное слово было чем-то магическим, но в целом, глазея на такие надписи, они понимали, что смысл в утверждении власти императора.

Какую бы теорию причин иконоборчества ни взять, ясно, что императоры играли ключевую роль. Лев должен был склониться к иконоборчеству, видя военные поражения иконопочитателей. Вскоре после собора 815 г. Лев Армянин убирает икону с Медных ворот Дворца и заменяет Крестом. Четыре поэта сочиняют эпиграммы, прославляющие доктрину иконоборцев. Феодор Студит пишет опровержение их. Иконоборческие ямбы Феодору присылали монах Литой и некто еще. Получив их, Феодор дописал к опровержению в прозе стихотворные эпиграммы. Кое-что в опровержениях не принадлежит Феодору и добавлено позднее.
Развитие акростихов в течение антииконоборческой полемики. Феодор по-видимому получил от своих адресатов иконоборческие ямбы в составе некоего трактата в прозе. Эпиграммы, добавленные к трактату Феодора, написаны в конце 9 в.
Стихи на Медных дверях служили пропаганде. Интеллектуалы вроде Феодора Студита легко понимали их. Но менее образованный и богословски подкованный народ мог ли /284/ понять аргументы иконоборцев? а тем более неграмотное большинство? Для них было достаточно видеть изображение креста вместо иконы.