Больше рецензий

1 марта 2016 г. 13:08

743

5 Этой сказке не уцелеть. Ей осталось совсем чуть-чуть.

"Крапивин, что ты делаешь? Ты же для детей пишешь, вроде, не забыл?"
"6+, говорите? Моя нервная система гораздо моложе, чем я думала"
"Я люблю книги про поломанных детей, но в "лето кончится не скоро" ребенок КАПИТАЛЬНО поломанный"
"Владислав Петрович, так нельзя"

(Начало, взятое почти из конца)

На самом деле, все началось с Безлюдных Пространств, воздушного змея из тонкой обёрточной бумаги, трикотажных летних костюмчиков и смеха.

Затем был тихий провинциальный городок, утонувший в летнем зное с уютными улочками, пышной зеленью, небольшими домиками и старыми трамваями. Был одинокий мальчик Шурка, который нашел друзей, благодаря белому пластиковому бидону с нарисованной на нем пиратской рожей - со злорадной улыбкой и заплатой на глазу. Были совместные прогулки, игры в мяч под дождем, искрящиеся счастьем глаза, истории, нашептанные космическими голосами...

А потом Крапивин ударил меня под дых. И в солнечном сплетении поселилась частая цепь пробоин, а в легких засел занозистый деревянный кубик. Второй день кряду я не могу глубоко вздохнуть - по ощущениям, мои легкие знатно сократились в объеме, потому что кислород из них вытеснили все те недетские вопросы, которые свалились на Шурку.

Почему это так? За что?
Как жить с тяжестью утраты и почему жизнь такая несправедливая штука?
Покориться или быть готовым на всё: на отчаянную драку, на боль, на кровь, на тюрьму, даже на смерть?
Можно ли отвечать на зло злом, или тот, кто убил - тот и убит?
Что ранит сильнее - правда или ложь?
Почему люди, умея отличить добро от зла, сознательно выбирают зло?
Как жить, каким моральным кодексом руководствоваться, чтобы добро пересилило зло, чтобы зло не захлестнуло весь наш мир?

И Шурке Полушкину приходится искать ответы на эти вопросы за всех нас. И ответ находится. В самом конце.
Финал повести условно открытый. Жизнь Шурки автор буквально вверяет в наши руки. Почему же условно? А вы попробуйте жить так, чтобы лето у Шурки действительно кончилось не скоро, когда вокруг только лишь зло-зло-зло-зло-зло-зло-зло.

И это не я такой пессимист, глядите:

- <...> Докажи, что добра на Земле больше.
- Больше!
- Нет. Всюду обман, кровь, злоба, стрельба...
- Но ведь есть и хорошее!
- Что?
- Ну... самолёты в Африку летят с едой и лекарствами!
- А по ним стреляют.
- Есть же... книги хорошие! Музыка!
- Она не спасает от зла. Послушав музыку, люди часто идут убивать.
- Но не все же!.. После хорошей музыки никто убивать не пойдет!
- Значит, плохой больше.
- А зато... а ещё... есть друзья!
- Но есть и предатели. Их больше, чем друзей.
- А кто считал?!
- Весы.

Лично для меня эта повесть пока сильнее остальных крапивинских - и более цельная, и более драматичная, с фирменным сплавом реальности и фантастики. Правда, очень тяжело давшаяся в эмоциональном плане. Читая подобное, вспоминаешь, что слова ранят и понимаешь, что живущие внутри тебя спруты и каракатицы уже давно слопали всех золотых рыбок.

"Если копать глубже, Круглый мир может лопнуть", - говорит Кудрик на 67 странице.
Если читать дальше, то может лопнуть и твой.
И совсем не факт, что после этого ты испытаешь катарсис.