Больше рецензий

25 февраля 2016 г. 01:10

61

4

Наверное, самое болезненное потрясение испытываешь, когда вдруг понимаешь, насколько был слеп.


Удивительно, насколько может быть многолик и многогранен писательский талант Донны Тартт. Скажу сразу, я пришла к Тайной истории уже после Щегла и конечно, читала ее с некой долей (отчего? Почему?) снобизма, мол, вот Щегол - это монументальный шедевр,а что такого ты могла написать в своем первом романе. Однако, Донна Тартт словно живет в своем собственном мире изящных красивых, но ужасно опасных вещей, и периодически делится с миром этим бесценным даром - красотой мгновения, навеки запечатленного в ее историях, подобно древним насекомым в каплях янтаря. И слава богам, что это происходит. Она, словно предугадывает будущее, показывает как одно или другое событие по разному отражается на разных людях, но суть одна - разбитую чашку не склеишь, а если и склеишь, то лучше из нее не пить.
Мне нравится с каким ярким энтузиазмом начинается эта книга. С чистосердечного признания, а потом витиеватые, но все же искренние раздумья о его причинах и следствиях. Эта книга об одиночестве среди игривой и несерьезной имитации взрослой жизни. о студенчестве и о первых тяготах выбора, серьезного и взвешенного, о людях, в которых веришь безоговорочно и надрывно жаждешь быть с ними.
Но то, как начинается эта книга - еще не значит, что это событие и есть весь основной сюжет истории. Донна Тартт - умница, она не опускает занавес после похорон, мол, все хорошо, прекрасная маркиза, она показывает, насколько все может зайти, если события никто не контролирует (и себя в том числе). Мне нравится как роман в конце открывается перед тобой с новой неизведанной живой силой древнегреческой трагедии. Катарсис - не обязательно хэппи энд? Именно так. Конец, это просто конец. Как и то, в каком свете перед тобой предстают персонажи романа, словно актеры после спектакля, смывают грим и остаются без масок. Пожалуй, что это-то больше всего и пленяет в Тайной истории, не убийство и компания друзей. а именно осознание последствий главным героем. Это и есть тот самый рост персонажа - через катарсис, через призму страданий и переживаний, ради финала, мощного, оглушительного, неудержимого и рокового.