Больше рецензий

viktork

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 февраля 2016 г. 19:00

639

4

Неспешно и с удовольствием читал. Не разделяю мнения о том, что для понимания книги нужно специальное музыкальное образование. На страницах ведь буквы, а не ноты, а специальные термины можно посмотреть в справочнике.
Пожалуй, эта единственная «корпусная» (издательство) книга, которая мне по-настоящему понравилась. Ее содержание напомнило мне тексты Н.Лебрехта и В.Мартынова о кризисе и даже «убийстве» классической музыки, конце эры композиторов и т.п. Через обсуждение музыкальной культуры раскрываются очень важные социологические проблемы. Тем более здесь собран такой драматичный материал – история прошлого века.
Из музыки (и мира) уходила Гармония. Модернистские эксперименты часто означили дегуманизацию. Они начались еще до Великой войны, но именно шок от нее предопределеил дальнейший упадок культуры (как я жто понимаю). Не все главы одинаково понравились – вкусы не могут быть настолько всеядны. Но автор обо всем пытался рассказать и делал это интересно, хотя, повторим, нельзя объять необъятное: о новомодных тенденциях конца столетия лучше писать отдельно.
Постепенно стал прослушивать произведения, которым уделяет внимание Росс (начал с «Саломеи». Значит – зацепило!) Очень много о Стравинском, чьи сочинения кажутся пародией на русскую музыку, а вот о Рахманинове пишется как-то мимоходом. «Не вписался». Джаз, как и другое «дегенеративное искусство» не очень привлекает. Очерк о пьянице Я.Сибелиусе может даже тронуть. Много неприятных, но познавательных страниц посвящено «тоталитарному искусству». Примечательно, скажем, что о Шостаковиче Росс пишет куда точнее и интереснее многих отечественных авторов.
Музыка при тоталитарных режимах, положение композиторов при диктатурах – всё это трагично. Но и по другую сторону «железного занавеса» политика и музыка были неразделимы. Додекафонию стали усиленно насаждать с середины 40-х при посредничестве оккупационных властей, музыкальные фестивали финансировало ЦРУ через подставные фонды, а деньги музыкантом часто платились за то, что их вовлекали в противостояние «холодной войны». А штамповка новых музыкальных кадров через Дармштадт, а тенденциозная критика?
Мне кажется (и в этом мнении сойдемся со многими меломанами), что лучшая музыка прошлого века относится к его первой трети, а потом пошли уже какая-то какафония с бесплодным экспериментаторством. Новые звуковые возможности были открыты, но многим ли это интересно. Знать культурный контекст надо, как и историю музыки, в частности. Но любить – «это»?! Такое возможно только для знатоков, специалистов или немногочисленных снобов. Музыка перешла почти полностью в популярные жанры (частично питаясь и от классики, и от экспериментов, но в целом, безбожно примитивизируясь и вульгаризируяс), и вместо «классики» и модернизма пошел распад: «дальше -шум». Кроме всего прочего это часто невероятно СКУЧНО. У автора другой, примирительный или даже апологетический взгляд на звукоизвлечения последних десятилетий, но не обязательно с ним соглашаться. Даже особо рекомендованные в конце книги композиции не особенно впечатлили. Ну, кое-что интересно, да. Росс сопереживает авангарду, или пытается быть объективным, но, даже не разделяя его вкусов, благодарен автору за обширный материал для размышлений и множество интересных фактов, которые он приводит, не особенно стесняясь.
Не все интересно и многое вызывает отторжение, но поражает эрудиция Росса и грандиозный охват материала его книги.

Комментарии


Здравствуйте! Скажите пожалуйста, у Вас есть эта книга?