Больше рецензий

Kenzy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 февраля 2016 г. 16:11

1K

2.5 Не взлетел...

Заметки на полях. С крохотными спойлерами.

1. На самом деле, роман нуаром только притворяется. Вернее, прикидывается. Хмурит бровки, кутается в плащ, поправляет на голове мятую федору... Словом, наводит опереточный марафет, броский, но до зубовного скрежета вульгарный. Девица в прокуренном полуночном баре пьет виски, играя в циничного дауншифтера, цедит сквозь зубы всякий разный fatum и вообще все вокруг тлен, помни об этом. Погодка за окном тоже в масть: дождь, дерьмище и Питер. Нуар вульгарис? Он самый. Не хватает только громилы Марва, танцующей на стойке Нэнси и мятой морды Хартигана в углу.

Все это действительно «в стиле нуар», но автора вдохновляли скорее Макс Пэйн и Sin Sity, но никак не Гудис, Томпсон, другие классические нуарщики 50х, что из литературы, что из кино. Нуар, он больше нутряной, в голове, а вовсе не в плащах и полночном распитии вискаря. Особенно в наших родных пенатах.

2. Насчет процедурной достоверности. Есть труп, есть паспорт рядом с трупом, есть телефон, рабочий, с профилем ВК той же самой женщины, что и в паспорте. Но автор желает сказать, что следаки (причем не областные, но специальные из Питера) будут ждать два, три дня, чтобы «подготовить труп к опознанию» (к какому вообще нафиг опознанию?), а не позвонят в тот же час по найденному мобильнику родственникам, и не спросят их: а не пропала ли у вас случаем некто Оксана Титова? Им, что, самим не нужна эта самая идентификация? Кино да и только.

3. Чудовищно затянуто. Читаешь-читаешь-читаешь, а развязки все нет. Вместо этого все новые и новые персонажи, их длинные портянки «за жизнь», потом еще новые персонажи и уже их портянки... Заколебешься. Что характерно, мотивации некоторых POVов начинает вдруг резко (и неубедительно) меняться в противоположную сторону к финалу, хотя до его приближения, ничего этого не предвещало. Например, Лера. Не знаю во что это в итоге выльется, но тут Образцов явно дал слабину, причем абсолютно на ровном месте. Зачем-то все так накрутил — и спасовал.

4. Дочитано. К концу книги роман посыпался точно карточный домик.

Персонажи вроде Штольца появляются на излете страниц, чтобы хоть криво, но двигать сюжет вперед. GPS-жучок в «инфинити»? Да пжлста. Два телефона у Жанны? Да на, курва, подавись. В конце концов, бог из машины щедр, всегда щедр.

Похительница детей разъезжает по городу на дорогом «дукати» и всерьез размышляет над тем: а не пересесть ли ей во время похищения на «камаро»? Он ведь еще незаметнее, чем мощный и дорогой спортбайк.

Никуда не делись и вопросы с процедурой расследования. Ладно, пусть судмедэксперт играет в опера и ходит по свидетелям. Пусть. Но когда этот «коломбо» получает от автора прямую наводку на кандидатуру преступника (в университете, шляпа, ФИО Инквизитора, машина, причинно-следственная связь; причем автор кладет эту зацепку героине прямо в рот, и она даже обсасывает её со всех сторон), а после про это начисто забывает, то я даже не знаю... На Каля опера выходят уже по номеру обреза. Когда он уже изрядно накосячил с Рыжей и в общем-то был уже готов сдаться.

Попытка изобразить некоторых ведьм ковена жертвами тоже выглядит довольно сомнительно. Странно искать справедливого возмездия, устравивая при этом шабаши и принося в жертву младенцев. Автор же настоятельно предлагает посочувствовать этим несчастным убийцам детей. Не получается. Совсем мимо.

Как Инквизитор нашел Виллу? Объяснение звучит довольно по-холмсиански, но оно из разряда на «отвалите». Плевочек в читателя.

Примерно так же выглядит объяснение того, почему Каль не убил Алину в подвале. Она, видите ли, позвонила ему до ареста. Причем все это случилось где-то за кадром, и читателя просто ставят перед фактом. Да, ребятки, вот так. Других объяснений у меня для вас нет. Бери или проваливай. Лично я такое не прощаю. Если и есть худшее осокорбление автором читателя, то это оно. :)

И подобных несуразностей, неуважения к читателю к концу книги все больше и больше. Дешевые клише идут одно за другим: пропановые бомбы, «освобождение от проклятья», перестрелки, драки, новые документы, неожиданные воспоминания NPC о девочке Лере со двора, удивительные совпадения, пошлейшая развязка и просто чудовищный в своей карамели эпилог -- «голливуд» в худшем его проявлении. Минус, незачет, слив.

Написано, правда, хорошо, а иногда — чертовски хорошо. Но... по уму проводить уже не получится. Разочарование.

Комментарии


Ужс, диаметрально противополжные комментарии у книги.
Вот прочитал у другого рецензента и кажется, что в отличие от фэнтези-боевика в первой книге, вторая ближе к мистическому триллеру.
Кому верить?
Все равно прочитаю, написано здорово.