Больше рецензий

cadien

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 февраля 2016 г. 19:21

400

5

Читая сборник рассказов, всегда есть вероятность натолкнуться на слабый, выбивающийся из общего ряда или просто не понравившийся рассказ. Что уже говорить о полном собрании сочинений, где читателю преподносятся произведения разных периодов творчества писателя, начиная ранними коротенькими рассказами и заканчивая уже зрелыми мини-шедеврами. Однако "Дороги, ведущие в Эдем" - на удивление удачная книга; конечно, некоторые вещи понравились мне больше других, но в целом-то остались только положительные впечатления, да и читатель я все-таки привередливый.

Ранние рассказы автора отличает маленький объем и зачастую отсутствие сюжета. Не чужды Капоте ни мистика, ни юмор. Именно юмористическая часть прекрасно выражена в рассказе "Я тоже не промах". Чего стоит одна только завязка: "в воскресенье, двенадцатого августа сего года от Рождества Христова, Юнис пыталась зарубить меня отцовской саблей времен Гражданской войны, а Оливия-Энн как угорелая носилась по дому, размахивая здоровенным тесаком". В общем, настоящий заряд позитива не целый день гарантирован, здесь смешно все от первого до последнего слова. Очень удивил меня рассказал "Ястреб без головы", в котором чувствуется терпкий магический реализм (что явно не привело меня в восторг) и влияние латиноамериканских авторов. Но вот другой рассказ с латиноамериканским уклоном, "Цветочный дом", вызвал однозначное одобрение и море восхищения. Главная героиня - молодая девушка Оттилия - работает в борделе маленького городка Порт-о-Пренс, и есть у нее, казалось бы, все что душе угодно. Но в один прекрасный день она влюбляется в удалого парня и уезжает с ним в горы, где приходится вести ежедневную войну со сварливой бабкой, готовить, да еще и терпеть развязное поведение новоиспеченного мужа. Причем написано это все настолько живо, естественно и легко, что читатель словно переносится на тропический остров где-то в Карибском море, перед глазами проносятся колоритные пейзажи, и волей-неволей слышишь запах крепкого рома.

Еще один запомнившийся рассказ - "Дети в день рождения". Начинается он довольно шокирующе: "Вчера вечером шестичасовой автобус переехал мисс Боббит." И не успевает читатель опомниться от этой новости, как автор уже вовлекает его в водоворот событий, центром которых стала необычная десятилетняя девочка, смышленая и самостоятельная не по годам. Сюжет представляет собой замкнутый круг, и в конце мы можем только задать себе вопрос: что губительнее - неутолимая жажда славы или колеса шестичасового автобуса?

Особняком стоят три поздних рассказа: "Воспоминание о Рождестве", "Гость на день Благодарения" и "Как я провел одно Рождество". Хотя они и не связаны между собой напрямую сюжетной линией и автор не дает нам никаких объяснений, через все три проходят одни и те же главные герои - мальчик Бадди, его пожилая подружка Сук и собака Куинни. Можно рассматривать эти произведения по-отдельности или как разные временные отрезки одной и той же истории, но как бы то ни было, в них эмоции хлещут фонтаном, особенно в первом из них. Вам знакомо это теплое чувство детских воспоминаний, когда все казалось таким ярким, настоящим и вечным? Вот об этом-то и вспоминает главный герой, и слезы наворачиваются на глаза, когда мы понимаем, что это вот-вот закончится: Бадди вступит во взрослую жизнь, Сук похоронит Куинни и будет коротать последние свои дни в щемящем одиночестве.

И, наконец, хочу отметить рассказ "Мохаве", самый сложный в сюжетном плане. Начинается все с романа между психиатром и скучающей пациенткой, а заканчивается шокирующей историей о слепом старике-массажистке, жестоко обманутом своей женой. И все это будто бы проецируется не только на мужа той самой пациентки, который и ведет повествование, но и на все остальные несчастливые браки, которые - кто знает? - могут обрести второе дыхание именно после таких неожиданных откровений.

В целом могу подытожить тем, что у Капоте необычайно богатый язык и огромное количество сюжетов, что еще раз подтверждается невероятным разнообразием этого сборника, где есть все - от мистики и магического реализма до юмора. Поэтому обязательно советую для ознакомления не только поклонниках творчества этого автора, но и всем любителям сборников рассказов да и качественной литературы в целом.

Комментарии


Стоит ли начинать знакомство с этим автором именно с этой книги?


Вполне, почему бы и нет. Капоте здесь очень разный, поэтому что-то да обязательно приглянется. А вот с "Завтрака у Тиффани" не рекомендую (хотя сам сделал именно так) - многим эта книга не нравится, и они после этого не воспринимают автора всерьез.