Больше рецензий

bezkonechno

Эксперт

посягаю на книжные просторы :)

17 февраля 2016 г. 04:49

4K

5

Удивительно, но до чтения я даже примерно не знала, о чем эта книга. Рецензии читала, но как-то так получалось, что основные вехи сюжета прошли мимо. И отлично. Я хорошо помню тот самый день, от которого отсчет. Я была практически ровесницей Оскара Шелла. И даже тогда мне, хоть находилась далеко, было страшно: сколько горя можно причинить чужим людям, сколько потерь, пустых потерь, а все из-за амбиций и мести, почему кому-то позволено по собственной прихоти рушить судьбы людей, разрушать целый мир детей?.. И позволено ли?

«Я впервые задумался, стоит ли жизнь всех тех усилий, которые требуются, чтобы ее прожить. В чем именно состоит ее ценность? Почему так ужасно стать навсегда мертвым, и ничего не чувствовать, и даже не видеть снов? Что такого суперского в чувствах и снах?»

В этой книге особенный главный герой, маленький мальчик Оскар Шелл. Я очень рада, что его история описана так, что этот маленький человек представляется здесь нормальным, с возможностью практически полноценного существования, без ненужных акцентов, с каемкой своих, таких особенных мыслей, суть которых - беспросветная тоска, абсолютная, кромешная. Особенный мальчик с особенной судьбой. Оскар Шелл существует в собственном мире, в котором нет ничего случайного - все до глубины прочувствовано, своевременно и по-настоящему больно. Каждый раз. Каждая мысль. Каждый смешок - “раскол”. Отдается болью потери. Все. Отдается. Болью. Потери. Ему больно. Больно от того, что его мир никто не понимает, что, кажется, никто не прочувствовал до самого сердца то, что чувствует он каждую секунду. Пусть Оскар не различает границ в общении и порой не понимает, что кого-то обидел, но зато он честен и до безумия добр, а еще - способен сочувствовать так, как не способен никто другой. Однако к этой душе тяжело подобрать ключик и любая реакция окружающих может поднять целую бурю внутри. А все потому, что он однажды потерял, потерял весь свой прежний мир. Всю свою жизнь.

Дальше...

«Я не мог понять, почему мне требуется профессиональная помощь: я считал, что у человека должны быть гири на сердце, когда у него умирает папа, и что если у человека нет гирь на сердце, тогда ему нужна помощь

Страшно, когда тоска обернута буднями и будни не лечат, все равно остается самая горькая детсткая скорбь, настоящая, глубокая, беспросветная, которая внезапно разверглась - жутко черная, запределельно глубокая - и вот-вот поглотит, а мальчик и рад бы уйти к папе, но теперь все не так. Раньше папа был центром его мира, папа близок. Он проник в особенный мир сына, проникся им, подстраивался под тончайшее восприятие ребенка и складывал для Оскара мир из отрывков, как это было нужно Оскару. Так угадывать умеет не каждый близкий, феноменальный контакт говорит об одной простой истине - у Оскара Шелла был Самый лучший папа на свете!

«Кто сказал, что должна быть цель?» — «Никто, в сущности». — «Это был риторический вопрос». — «Что это значит?» — «Это значит, я задал его не для того, чтобы получить ответ, а для того, чтобы подчеркнуть свою мысль». — «Какую мысль?» — «Что не во всем обязательно должна быть цель».

Папа был другом, папа был всем. Какое он имел право в одночасье оставить Оскара?! Почему так должно было случиться? Зачем он не перепланировал свой день на несколько минут по-другому? Каково это - докоснуться, выстроить целую Вселенную, где Оскар Шелл понятен, там, где он является самым значимым - быть этой Вселенной - и не вернуться? Все разрушить и оставить мальчику маленькую тайну, а еще - потребность изобретать, жить воспоминаниями.

«Как же я узнаю, что прав, если ты мне ничего не подсказываешь?» Он обвел в кружочки какие-то слова в статье и сказал: «К проблеме можно подойти и иначе: как ты узнаешь, что неправ?»


Весь смысл существования после потери, после обвала Вселенной заключался в проживании, а не переживании горя. Снова и снова. Переживать, думать, изобретать, находить смысл, чтобы, не имея представлений жизни без оставить себе ту другую. Разрушенная Вселенная она совершенно другая и заключается в повторении, в поиске подтверждения того, действительно ли случилось то, что случилось? У Оскара свои, совершенно потрясающие выражения собственных чувств, что четко отпечатывают каждое ощущение, каждое чувство, не только в душе мальчика - в душе читателя тоже. Одни слова Оскар воспринимает по незнанию слишком легко, другие, может и безобидные по сути (которые хранили его эмоциии), - крайне болезненно, потому что чувствовал их запредельно близко. Чего стоит только обозначение боли - ”гири на сердце”, а такое простое действие - рассмеяться у Оскара ”расколоться” (вдумайтесь в такое определение) и “раскалываться” можно было по-плохому и по-хорошему. Второго Оскар добивался и радовался (это означало, что его поняли, приняли), на первое же реагировал бурно, со всей возможной реакцией на несправедливость), но это чувство съедало его изнутри - там и оставалось.

«Упрячу свои чувства поглубже внутрь». — «Что значит, упрячешь чувства?» — «Не буду их демонстрировать. Если потекут слезы, пущу их по изнанке щек. Если кровь — получится синяк. И если сердце начнет выпрыгивать из груди, никому не скажу. Мне это все равно не помогает. А другим только хуже». — «Но если ты упрячешь чувства глубоко внутрь, ты перестанешь быть тем, кто ты есть, как с этим быть? — «Ну и что?» — «Могу я задать тебе один последний вопрос?» — «Не считая этого?» — «Ты не допускаешь, что смерть твоего отца может пойти чему-нибудь на пользу?» — «Не допускаю ли я, что смерть моего отца может пойти чему-нибудь на пользу?»

Слова ”запредельно” и ”жутко” были восприняты со всей возможной глубиной, в каком бы контексте не были сказаны - в качестве комплимента или в качестве внутреннего ощущения. Мне кажется, он придумывал свои гениальные идеи, когда переживал и нервничал, чтобы занимать свой мозг, а изобретал, чтобы обезопасить мир, и в частности свой мир.

«Я изготовил для нее [мамы] еще несколько украшений из морзянки папиных сообщений — цепочку на шею, цепочку на щиколотку, сережки-висюльки, обруч для волос, — но браслет был точно самым красивым, возможно, потому, что я его изготовил последним, и из-за этого он был мне особенно дорог.»


У каждого должен быть такой человек, рядом с которым можно расслабиться и ничего не изобретать, не думать, не искать - быть таким, как ты есть, быт принятым. И если что-то меняется, наоборот, существует потребность запускать механизмы и жить в ритме - изобретать, думать, искать… Зачем? Чтобы жить, чтобы доказать себе, доказать всем. А все вокруг… У каждого своя трагедия или способ ее переживать. Кто-то выживает тем, что создает вокруг себя ненастоящую радость, кто-то - окунается в свое горе, а кто-то живет тем, что ищет.

«Лучше бы нам обоим не пришлось искать». — «Ты прав».

Это все боль. Недосказанная, свежая трагедия, неумение правильно подойти, чтобы раскрыть закрывшийся мир, развеять убеждения и суметь помочь друг другу. Конечно, лучше бы горя не было. Но оно есть. И это самый ужасный факт, который может быть в жизни людей - факт непримиримой потери.

«Очень важно, чтобы людям было удобно обниматься». — «Очень».


Приходит момент, когда паралелльно падают еще несколько сюжетных линий, которые сразу и непонятно: зачем, к чему, кому?

«Я заметил ее еще издали, мне было пятнадцать, ей было семнадцать, мы сидели на траве, пока наши отцы беседовали в доме, могли ли мы быть моложе?»

Еще один мир - мир Ничто и Нечто, “Да” и “Нет”. Мир, в котором люди пишут о своей жизни, ищут как бы в новой семье искупить вину за то, чего не сделал в прошлом. И находят верный способ - способ взаимных обязательств, одну и ту же иллюзию, полную неписанных правил. Способ - не любовь, а способ быть полезным, воимя чего-то, что придумали сами, просто потому что так надо было. Потом настала месть, месть за несовершенное и совершённое, за ненаписанное, за самоотдачу и за то, на что так легко наплевали. А ведь все это время, все это упущенное и уже пустившее корни время нужно было только постараться вскрыть раны, истечь болью друг перед другом, чтобы из двух болей стала одна, общая.

«Ужасно. Мы столько всего не смогли друг другу сказать. Комната пропиталась нашим неразговором»
Мне нужна нескончаемая чистая тетрадь и вечность.»


Недосказанность, невозможность говорить, нехватка доверия и терпения, неумение проникнуть в свои и чужие переживания. Боль, травма, темнота, слезы - все это осколки одного мира, каждый из которых так разбит, что уже не склеишь. Тут не поймешь: как близкие могут быть настолько одиноки, когда они все рядом? Как можно жить настолько отдельно? Как можно настолько не понимать и не дать понять себя? Как можно?.. Ясно одно: никто не умел говорить, все обрывалось на полутонах своего личного горя. У всех героев этой книги свои “гири на сердце”.

«У меня на сердце возникло сразу столько гирь, что пол подо мной не рухнул только благодаря колонне. Как мог человек, живший так близко от меня всю мою жизнь, быть таким одиноким?»


Больно. От этой книги запредельно больно. Просто до невозможности осознать и переосмыслить все границы горя, все границы того, что мешало сюжету пойти в другую сторону, хотелось до секунды развернуть уже свершившееся, чтобы не случилось потери, ведь это - не просто потеря. Ушел тот самый человек, который мог бы стать лекарством и залечить все рубцы, грубые шероховатости которых не давали быть единым целым. Чтобы не пришлось думать о равнодушии, а в то же время скрывать некую тайну, которая ложилась черным отпечатком на совести. Больно. Страшно. Эта книга выпила меня до дна, ее конец просто опустошил, хотя другого ожидать трудно. Знаете, все просто стало на свои места за две последние главы. Каково это? Жутко громко и запредельно близко. Ни больше, ни меньше. Столько тем, острых, задетых на самой глубине человеческого восприятия. Невозможно. Насколько это книга до сердца. Раньше для меня это название было самым нелепым и непонятным. Сейчас оно стало самым глубоким мерилом боли и того, как важно действовать сиюминутно и вовремя.

«Вот я и спрашиваю: на что мы угрохали всю эту кучу времени, если ничего друг про друга не узнали?»


«Одеяло вздымалось и опадало надо мной в такт дыханию Анны.
Я подумала, не разбудить ли ее.
Но к чему.
Будут другие ночи.
Да и как сказать люблю тому, кого любишь?
Я повернулась набок и заснула рядом с ней.
Вот то главное, что я пытаюсь тебе сказать, Оскар.
Это всегда к чему.
Я люблю тебя.

А вот и я с рецензией! :) Спасибо огромное, Amid29081992 , за рекомендацию и возможность прочитать книгу в бумажном варианте. Только читая, я поняла, о чем ты говорил. Отличный получился подарок. Пронзительный. Спасибо:)

Комментарии


Тоже давно хочу прочесть. Спасибо за классную рецензию))


Читайте! Тоже ждала не один год) Спасибо вам)


И мне книга понравилась, тем что не всё мы можем предугадать, никто не знал, что пропущенный звонок может иметь такое значение. Это страшно пережить, если вообще возможно


Да, он мало что изменил бы в глобальном смысле, но мог бы видоизменить внутреннее восприятие в частности такого тонкочувствующего мальчика, как Оскар...

Я не знаю, возможно ли, даже представлять не хочется, честно. Сегодня планирую смотреть кино)


Какая душевная рецензия! Спасибо! Как раз давно хочу прочитать!


Это очень приятно) спасибо) Приятного чтения!


Ох, вот и рецензия! Поздравляю!

Интересная рецензия! Вижу, что книга тронула.. Я, честно говоря, тоже совершенно не знаю ничего о книге (ну, я имею ввиду, что как и ты не знала до прочтения). Я специально не читала ни рецензий толком, ни сюжета и пр. Думаю, что стоит самой ознакомиться, всё-таки книга нашумевшая, автор мне нравится, в общем, я, конечно, не смотрю в вишлист по первым книгам, но эту перенесу поближе и скачаю даже, чтоб быть совсем ближе к ней :)


Спасибо и спасибо! Да не то слово, что тронула... Она - законсервированная боль. Ппросто наизнанку. А что у автора читала? Да, мне твое мнение тоже интересно по одному вопросу, о котором пока умолчу, ибо немножко спойлер;) Приятного чтения на будущее! Держу кулачки за то, что книга понравится!


К сожалению, мне сейчас пока не до неё, а когда доберусь - не знаю. Спойлеров я не боюсь, так что предлагаю тебе спросить напрямую вконтакте. :) И я отвечу.
Я не читала рецензий на эту книгу ранее не потому, что я боялась спойлеров, а потому что книга слишком популярная, а я в таком случае боюсь устроить "мешанину" из разных рецензий у себя в голове :)
Спасибо! *__*


Я понимаю и подожду) а спросить не могу - ты мне не ответишь, пока не прочтешь все равно)) но не спеши) я за тебя болею в твоем процессе закрывания долгов!;)

А, это тоже бывает да) а я читала, но как-то так, что пока добралась до чтения поняла, что о сюжете не знаю ничего) попадались бесспойлерные) вот тоже попыталась без них написать)


Инночка, я всё-таки добрался до рецензии чуть раньше:) Наверное, не скажу особо ничего нового, кроме того, что обсуждали в разговоре. Рецензия еще раз убедила меня в том, что книга тебя действительно тронула. Ты удивительно светлый, чцвственный человек! Я вот так не могу писать... Мой отзыв для сравнения: http://www.livelib.ru/review/187062

«Вот я и спрашиваю: на что мы угрохали всю эту кучу времени, если ничего друг про друга не узнали?»


Вот примерно так я себя спрашивал в контексте запоздалого начала нашего общения... Даже здесь ассоциации находятся...

Еще раз огромное спасибо за рецензию и за вчерашнее обсуждение! Приятно так попасть с подарком, тем более выбирать из двух вариантов было очень непросто, прям как в мифе о Буридановом осле))))

Вот после прочтения отзыва вспомнил, что не спросил вчера: чего не хватило книге для попадания в любимые? Если, конечно, на этот вопрос можно ответить)


Кого не ожидала тут увидеть так рано, так это тебя)) Здорово, что получилось раньше)

Рецензия еще раз убедила меня в том, что книга тебя действительно тронула. Ты удивительно светлый, чцвственный человек! Я вот так не могу писать...

спасибо за приятные слова! Все не могут писать одинаково и не должны) поэтому вот и получается, что у каждого свои впечатлеения) спасибо за ссылку, вот сейчас и побегу по ней)

и тебе спасибо за обсуждение и подарок, потому что в целом не собиралась эту книгу читать вот сейчас, но как же здорово, когда такие попадаются на горизонте незапланированно! Знаешь, это был лучший вариант подарка, так что ты угадал)

А я вчера не сказала, что думала, будто иллюстрации в издании из фильма, как оказалось - нет. Только обложка.

А, кстати да, наверное прозвучит противоречиво, однако... Наверное, там было много боли. Это безусловный плюс, когда книга попадает в чувства, но как-то не поднялась рука ее добавить в любимые вот из-за этого. Хоть книга для меня и идеальна как раз в плане попадания в эмоции. У нас получилась полная эмпатия с книгой.))


Вполне понимаю тебя и никакого противоречия нет, ведь мало кому нравится испытывать много боли...


Да тут скорее дело даже не в ощущении боли. Вот, возможно, пример грубоват, но зато близок. Это как ставить +1 (сердечко, лайк) на новость о смерти человека. Вот где-то так.


А вот эта аналогия очень оригинальная, и, пожалуй, довольно точная. Искренне ставлю плюсик))


Вот примерно так я себя спрашивал в контексте запоздалого начала нашего общения... Даже здесь ассоциации находятся...


кстати да)) но у нас есть какое-никакое оправдание, что мы общались виртуально и не знали главного совпадения, с которого вот все и началось (но не закончится, что бы я там не написала однажды :D)


Просто именно я, как человек, гордящийся своими мозгами, должен был заметить очевидные наводки. Это почти как ЧГК))) ну или хотя бы найти время внимательно прочесть ту историю... Ладно, а то меня может понести, всё-таки данная тема не для комментариев... Еще раз спасибо тебе за всё!!!


Тебе спасибо)

это было забавное замечание)


Ну, для меня оно, скорее, грустное... Однако хорошо всё то. что хорошо заканчивается:)


Да ладно, относись проще. Это же даже не несло того прямого смысла и даже не подсознательное - скорее неправильно выраженное и, как следствие, смешное. :)


Блин, не заметил, что на главной уже) Поздравляю! Ещё 1 показатель, что книга задела за живое, я так считаю)


Спасибо) Задела точно) приятно, что это многие почувствовали)