Больше рецензий

16 февраля 2016 г. 17:29

508

4

12 февраля 2016 года: «Группа ученых из нескольких стран сообщила, что при помощи нескольких не связанных между собой детекторов им удалось зафиксировать в лабораторных условиях гравитационные волны».
Таким образом, еще одна из гипотез Эйнштейна получила экспериментальное подтверждение. СМИ немедленно окрестили событие «эпохальным» и поспешили задать ученым традиционный вопрос: «Какую же практическую пользу можно извлечь из сделанного открытия»? Ученые пытались объяснить что-то про чириканье воробьев, черные дыры и возможные путешествия во времени, но в итоге дали традиционный ответ: нам, ученым, всё это очень интересно и очень нравится, нельзя ли увеличить финансирование? А о «полезном использовании на благо человечества» думать преждевременно. Кроме того, Карел Чапек ещё в 1922 году предупреждал: практическое применение некоторых «открытий» приводит к непредсказуемым результатам.

Инженер Марек сделал гениальное открытие – он изобрёл атомный карбюратор, обеспечивающий полное расщепление материи и превращение её в энергию. Однако сверхэффективное (и сверхприбыльное) устройство обладает одним побочным эффектом: оно экспериментально подтверждает основной постулат пантеизма о «святости природы». Выяснилось, что во всём сущем, как и предполагали пантеисты, действительно проявляется единый бог или Абсолют. Расщепление материи в карбюраторах Марека сопровождается высвобождением «чистого бога», и возле каждой энергетической установки возникает высочайшая концентрация Абсолюта, «химического ничто, обладающего колоссальной силой воздействия». Как и следовало ожидать, побочный метафизический эффект изобретения Марека приводит к совершенно неожиданным социально-экономическим и политическим последствиям.

Изобретение вымышленное, последствия его применения сильно гипертрофированы, однако история в целом выглядит весьма актуально. Сочетание привычно-повседневного и фантастического, узнаваемость героев и ситуаций и сатирическая подача материала формируют особый фельетонный стиль романа. Комизм повествования усиливает вульгарность и ограниченность героев при столкновении с «уникальной возможностью изменить мир». Пошлость в равной степени демонстрируют и промышленник, купивший изобретение, и ученый, рассуждающий о его философском значении, и политики, решающие судьбу мира в новых условиях, и священники, и торговцы, и простые рабочие. В результате получается классическое: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»

Тринадцатая глава весьма символично делит роман на две части: здесь заканчивается развлекательная научно-фантастическая часть и начинается «историческая» хроника. Летопись ужасных последствий. Простодушный читатель (я говорю о себе) ожидает, когда же человеческая природа возьмет свое и вспыхнет тот самый свет, что и во тьме светит, и из мрака и хаоса родится красота и гармония. Но напрасно. Автор неумолим. Установившийся «порядок» в финале романа только усиливает первоначальное впечатление: для развязывания величайших войн, проявления звериной жестокости и скотства и даже для полного уничтожения Земли человечеству Абсолют не нужен. Сами справимся.