Больше рецензий

Julia_cherry

Эксперт

Просто читаю книжки. Ю.Ч.

15 февраля 2016 г. 13:58

1K

Последнюю неделю я ходила, читала, думала, ворчала, снова читала, думала и злилась... Потом все же додумалась до некоторых важных выводов, успокоилась, и решила поделиться своими соображениями не только с любимым советчиком, но и некоторыми моими друзьями, которые явно удивились отсутствию моей оценки у этого знаменитого классического роман.

Оценки нет по очень личной причине. Этот роман напомнил мне сразу три произведения - роман "Парижские тайны" Эжена Сю, роман Арчибальда Кронина "Звезды смотрят вниз" и фильм Марко Феррери "Большая жратва". Причем все три - своими разными составляющими.
Золя, как и Эжен Сю, дотошно описывает разнообразные проявления человеческого уродства, гниения, морального убожества и людского скотства. Бесконечные голые зады, отвисшие груди, адский труд, зловонные испарения, горбы, костыли, скотские совокупления... Наверное, меня должно пронизать сочувствие к этим людям, но нет. Не получается. Мало того, Этьен и Катрина по задумке автора, видимо, должны представлять собой романтичную пару, а для меня они - те самые тупые животные, которые тянут лямку, не размышляя. Самолюбование Этьена - вообще за гранью моего понимания. Представляю, какого рода "профсоюзный лидер" получится из него в итоге... :(( Похоже, именно такой, который описан в романе "Рафферти".
Кроме того, развитие сюжета было для меня абсолютно предсказуемым, что, скорее всего, не вина автора, а проблема моей начитанности, но тоже не прибавляло интереса к книге.
Надо сказать, что меня особенно задело то, что два этих французских писателя (в отличие от того же Горького, у которого тоже не самый цвет общества зачастую описывается) смотрят на углекопов, на всю эту шахту - свысока и в белых перчатках. Мы - такие умные и просвященные, снисходим до самого дна, чтобы показать всем вам пороки и язвы этих людей. Причем именно в этом стиле. Не пороки нашего общества, а пороки той среды... Золя кричит о том, как ужасно живут углекопы, о том, как виноваты в этом богачи и правительство, а себя технично оставляет за скобками. Горькому, возможно, было легче, как выходцу из низов, но как тогда объяснить тогда позицию других русских классиков, сила которых всегда была в сочувствии и сопереживании, а не в препарировании?
Вторая мысль, которая объясняет отсутствие моей оценки этой книге, оформилась у меня в период ворчания уже после прочтения романа, и натолкнул меня на неё Петр Вайль с его "Гением места". В главе о Флоренции и Маккиавелли он говорит о своем герое следующее: "Макиавелли отлично разбирался в психологии массы, но явно терялся перед поведением индивидуума, досадуя на то, что оно так сложно и непредсказуемо: «Кто не хочет вступить на путь добра, должен пойти по пути зла. Но люди идут по каким-то средним дорожкам, самым вредным, потому что не умеют быть ни совсем хорошими, ни совсем дурными…»
Люди — разные, и ученому об этом никогда не догадаться. Люди слабы, жалки и несовершенны. Они поддаются учету и анализу в военном строю, в цеху, в соборе — в сообществе. Как только они прячутся в комнату и погружаются в семейный быт, то выпадают из чертежа.

Вот тут всё и стало на место. Дело даже не в том, что у Золя чрезмерно много политики, дело в том, что его вообще не интересует человек. По крайней мере те его герои из социального дна, которых он описывает в этой книге. В романе очень много различных действий и поступков, в большинстве своем - отвратительных, описана масса событий, но при этом практически нет развития героев, их мыслей, обоснования их действий, а если и есть (у Этьена), то они довольно схематичны, слабо оправданы, и сопереживания не вызывают. Катрина же, как и другие персонажи, действуют абсолютно как скоты, не осознавая совершенного, и не обдумывая последствий.
Или здесь снова мы встречаемся с высокомерием автора?
Его последователь, Арчибальд Кронин, который описывал социальную драму шахтеров уже в середине ХХ века, гораздо глубже погружается во внутренний мир своих героев, хотя все равно пытается посмотреть не на каждого из них в отдельности, а на социальную проблему в целом, и тоже вызывает у меня мало сочувствия. Потому что им обоим в этих романах важнее социальный посыл, общественный пафос, а не конкретный человек, с его сомнениями и терзаниями.
Словом, как я теперь твердо могу сформулировать, мне гораздо более интересен герой не в тот момент, когда он трудится в забое, стоит в строю или выкрикивает лозунги на площадях. Мне интересен он в семейном быту, в отношениях с другими людьми, в личных конфликтах и при решении возникающих перед ним индивидуальных проблем. В полюсах публичное/частное - мои литературные пристрастия ближе к частному...
Ну и третье. Когда-то в юности я посмотрела шокирующий и потрясающий фильм Марко Феррери "Большая жратва". Этот фильм - безусловный шедевр, очень сильный и безусловно отталкивающий. Назвать его своим любимым, или сказать, что он мне очень нравится - я никогда не смогу. Слишком много в нем отвратительного и неприятного. Но если бы я ставила ему оценку, я бы поставила только пять звезд. Словом, если бы Золя не представился мне таким отстраненным описателем в белых перчатках, книга была бы достойна высокой оценки. А так - это просто не моя литература.

Книга прочитана в рамках Игры в классики. Пятый тур.
За совет спасибо kseniyki . Да, Птичка, все равно спасибо, потому что книга эта - чрезвычайно сильная, хоть и совершенно не моя.

Комментарии


спасибо, родная)


Эх, а я эту книгу очень люблю...


Ну я ж потому и создала рецензию, что не смогла просто оставить любимый многими моими друзьями роман без оценки.
Попыталась объяснить.
Кстати, мы с тобой об этом уже говорили, когда обсуждали, почему я не люблю и не веду разговоров о политике. В полюсах публичное/частное - мои литературные (и не только литературные) пристрастия ближе к частному...
Так что вернемся к тому, что нас объединяет. :)
"Усадьбу" Голсуорси читала?


Я "Жерминаль" читала в универе в первый раз для зачета для зарубежки. Многие из книг что читала уже в упор не помню, а этот помню и перечитывала много раз.

"Усадьбу" Голсуорси читала?

Наверняка читала, но не помню уже. Я в школе в библиотеке сгрызла все собрание сочинений которое там было, плюс в универе опять же нас им мучали на английском, так что до сих пор перечитывать не тянет))).


Я "Жерминаль" читала в универе в первый раз для зачета для зарубежки. Многие из книг что читала уже в упор не помню, а этот помню и перечитывала много раз.

Вот тут я ничуть не удивлена. Эту книгу сложно позабыть. Она сильная, тяжелая, яркая, отталкивающая, но вот перечитывать её меня вряд ли когда-то потянет.
Должны же мы чем-то отличаться? :)


Должны же мы чем-то отличаться? :)

Ну конечно!)))


Я тоже читала в универе, причем не обратила внимание на название произведения на первой странице книги, а на обложке гордо значилось "Жерминаль" и сначала прочитала "Западню", которая в томе была первым романом))) В итоге, любовь к Золя на всю жизнь.
(Извиняюсь, что второй раз уже вклиниваюсь вашу беседу.)


Я уже Юле как то рассказывала (вроде), расскажу и тебе. Я хорошо помню, как взяв эту книгу в универе и прочитав аннотацию (шахтеры, забастовки) подумала: "ну чо за тоска, что тут интересного, а бастующих шахтеров и так вокруг полно (в 90-е дело как раз было), а потом читать начала - и залипла намертво.


рассказывала, я запомнила
всю книгу ждала, что меня тоже в какой-то момент зацепит
не случилось :(


жаль, конечно, но бывает( Ничего не поделаешь.


У меня с ней тоже есть небольшая история. Я прочитала к экзамену Западню, а Жерминаль дочитать не успела и после экзамена лежу, читаю (жила в общаге) и одногруппница спрашивает , а зачем ты читаешь, экзамен же уже сдала... я тогда даже растерялась, как можно отложить эту книгу в сторону и оставить недочитанной.


Да ты не извиняйся, это же не вполне частная беседа, а комментарий к рецензии. :)
Я думаю, Настя, что если бы я прочитала эту книгу лет в 18-20, или даже просто до Кронина, она впечатлила бы меня больше. Хотя изучение человеческого уродства - и в юности меня не привлекало. А социальный пафос всегда был менее интересен, чем личностное развитие...


Тогда я спокойна) Просто очень люблю Золя и не смогла пройти мимо)
Вот с Крониным я только планирую знакомиться.
И опять же, кому что интересней, мне вот этот его натурализм , человеческое уродство интересно, да и политику, историю очень люблю. Личностное развитие тоже не оставляет равнодушной, но, наверное, моя чаша весов перевешивает в другую сторону)


И я...


Юля, а мне кажется, Золя на всех смотрит, если не свысока, то с презрением, будь то углекоп, аристократ, мещанин или куртизанка. И я не уверенна даже, что он желает вызвать к своим героям наше читательское сочувствие, он, по-моему, и сам им не сочувствует. Все выписанные им портреты слишком натуралистичны, до отвращения. Жалость к этим персонажам ещё можно испытать, брезгливую такую жалость, но не сострадание. Причём, меня не покидает ощущение, что будь тот же сюжет и те же персонажи описаны каким-то другим автором, то и воспринимались бы они совершенно иначе. Может быть даже с симпатией. Но только не у Золя! Хотя мастер слова он потрясающий, его описания меня просто завораживают. :)


Вот именно такое ощущение у меня и возникло, Ирина, я абсолютно согласна. Когда-то в юности читала роман "Нана", и тоже испытала отвращение. Причем у Золя на персонажей такой отчужденный взгляд, как на опарышей через микроскоп...
А вот язык, действительно, сильный, и читать его было легко. Хотя периодически мне все равно бывало плохо, но это от содержания, а не от формы, конечно.


Поразительно! Я никогда не воспринимала Золя как человека высокомерного. Он ведь защищал Дрейфуса! Именно эту книгу не читала, теперь самой интересно стало, что с ней Золя сделал.


Не претендую на знание абсолютной истины, но в моем восприятии такой весь прогрессивный Золя в белых перчатках показывает на экскурсии грязь и убожество человеческого дна другим приличным людям. Он их просвещает, а не сопереживает тем, о ком пишет. Это не моё.


А Дрейфус - приличный человек, офицер, а не отбросы какие-то. Так что тут я противоречия не вижу.


Не все видели в те времена человека в Дрейфусе:) Впрочем, надеюсь всё-таки, что "Дамское счастье" ваше отношение к Золя переменит.