Больше рецензий

Ferzik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 февраля 2016 г. 13:48

179

3.5

Найо Марш - "Смерть в экстазе".

У каждого писателя есть как удачные вещи, так и не очень. В случае с Найо Марш всё расплывчато: шанс нарваться на крепкий, добротный детектив равен вероятности прочитать "проходнячок". "Смерть в экстазе" - ни то, ни другое. Так, серединка на половинку. Инспектор Аллейн со своей командой появляются практически сразу, а не через сотню страниц, как часто бывает, но зато и события представляются яснее, без особого сумбура. Соответственно, читать про них не скучно.

А вот сам детектив - на троечку. Развязка простоватая, замысел и мотив убийцы, хоть и естественные в жизненном плане, ничего оригинального собой не представляют. Аллейн привычно идеален: кому надо - поможет и посоветует, перед каждым смотрится щеголем и умником - в общем, добрый папа и строгий судия в одном лице. Неудивительно, что такому по плечу расщелкать любое преступление.

И если бы не развязка, тема могла бы быть намного интереснее. Убийство происходит в церкви, причем с самого начала понятно, что речь идет об околосектантской среде, а не о привычной обществу христианской конфессии. В наличии - и священник, обладающий полумистической властью, и его помощники-причетники, и истово верующие, и не столько верующие, сколько ищущие выгоду прихожане. Вот среди этого, достаточно узкого, круга персонажей и происходит убийство. Жертва выпивает отравленное вино, а на подозрении - только те, кто держал чашу в руках во время соответствующего ритуала (почему я акцентирую на этом внимание - чуть ниже, спойлеров тут нет). С таким ограниченным кругом подозреваемых есть, наверное, всего один способ удачного завершения романа - дать читателю забыть о каом-либо из героев, а в конце хлестнуть наотмашь: вот это убийца. Марш пошла по другому пути, которым владела в совершенстве только Агата Кристи: она перед оглашением личности преступника упомянула всех поименно. Но Кристи после подобных штук четко и ясно выписывала злодейский план, и неожиданность заключалась именно в нем. Нужные улики, ключики и намеки "выстреливали" в свое, точно означенное время, и читатель мог с чистой душой хлопнуть себя по лбу со словами: "Как же я не заметил?" Этот прием по-другому не работает, поэтому я и пишу, что у Марш финт не получился.

Ну и в заключение - о житейском и обыденном. Пожалуй, именно в данной книге (серия "Золотой век английского детектива") редакторы и корректоры сработали рекордно халтурно. Такого количества опечаток (именно их, а не ошибок) на одно произведение я, наверное, раньше не встречал. В именах, во фразеологизмах, в отдельных словах - везде. Ну а по поводу редактуры лучше всего за меня скажут две цитаты. Чтобы не портить такую красоту своими комментариями, специально выделю жирненьким место подвоха. Итак, вспоминаем вышеописанный способ убийства. Вот непосредственный момент события:

Женщина поднесла к губам чашу. Она все больше откидывала голову назад, пока не осушила все до последней капли.

А вот - первые шаги в расследовании:

Аллейн открыл черный саквояж, натянул пару резиновых перчаток и достал бутылочку с маленькой воронкой. Он перелил туда немного вина из чаши.