Больше рецензий

fullback34

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 февраля 2016 г. 20:03

541

5

Некоторое время назад журнал «Форбс» в материале о выставке современного русского искусства, проходившей в Манеже, констатировал: русскому искусству нечего предложить миру. В отличие от искусства первой трети 20 века. Вместе с социальным проектом, также предложенному всему миру. И миром подхваченным. Речь об Октябрьской революции 1917 года. Я помню свою реакцию: ну, слава Богу, даже «Форбс» дошел до этого! В этом «дошел», конечно, не было и тени некоего высокомерия – авторитетный, на мой взгляд, совершенно заслуженно, журнал. Со своим взглядом, выраженным практически совершенным, с точки зрения профессионализма, образом. Причем же здесь книжка, отзыв на которую я пишу?
Дело в том, что более чем за 10 лет до этого Александр Сергеевич Панарин диагностировал это явление: ни художественной, ни какой-то иной современной российской элите нечего предложить не только миру, а вменяемой части собственного населения. Ещё раз прошу прощения за возможно у кого-то появившуюся мысль о том же самом высокомерии – есть – вменяемая, а есть – невменяемая части населения. Речь, по большому счету, в книжке идет о причинах бесплодия российской элиты.
Стиль и мысль автора наполнены страстностью. Не страстями и заведомо скучными в своей предсказуемости «политическими» пристрастиями, а страстностью. Знаете, на самом деле Панарин – образец (не «образчик» и не «имидж») просвещенного Патриота. Он не против «либерализма» и «либералов», он против предательства нынешних «либералов» тех ценностей, которые либерализм провозглашал в эпоху Просвещения. Панарин не «против» буржуев и «за» патриотов, он за принцип «милость к павшим призывать». Он за тот принцип, когда сильный помогает слабому, а не подталкивает того в пропасть безнадежности и смерти как итога.
В чем сила убедительности автора в тезисе «народ без элиты» (понятно, что речь идет о политической и экономической элитах)? В том, что идеи гражданских, политических свобод имеют свою родину. Европейское Просвещение. С очень хорошо всем известной аксиологией. Народ без национальной элиты оказался в результате предательства последней, классовые интересы которой оказались сильнее национальной ответственности. В этом причина трансформации элиты из национальной в компрадорскую.
Глобальная трансформация экономической жизни «требует» своего идеологического обоснования. И находит его в пресловутом социал-дарвинизме: каждый за себя, бог – за всех. Наиболее ярко об этом сказал Анатолий Борисович Чубайс (хочу напомнить, что по проводимым ежегодно опросам на предмет персоналий, оказывающих наибольшее интеллектуальное воздействие на современность, ни одной персоналии российского происхождения в подобных списках замечены не были): «Суть спонтанной приватизации можно сформулировать двумя фразами: если ты наглый, смелый, решительный и много чего знаешь (имеется в виду не интеллектуальное, а «шантажирующее» знание) ты получишь все. Если ты не очень наглый и не очень смелый — сиди и молчи в тряпочку» (Ч у б а й с А. Приватизация по-российски. М., 1999.).
Чтобы не ходить впотьмах – найдите время, прочтите умного автора умной книжки. Прекрасный, не заштампованный стереотипами «мыслей», язык; ясная, не искаженная слюнями страстишек, научная мысль. Просвещенный патриот – Александр Сергеевич Панарин.

Комментарии


Заинтересовали, спасибо! Книгу добавила в свою электронную библиотеку.))


Автор вообще мне глаза открыл на новую эпоху! Такой ум, такие невольные "пророчества. Первая его книжка, мной прочитанная - "Искушение глобализмом" - рекомендую!


Я все его 8 книг скачала.


Слов нэ мае!
Вот это заряженность!


Малюсенькая поправочка: немає


Так то ж я специально, проверить! Ну, нормально, знаете язык, знаете!


У меня в школе по украинскому языку и украинской литературе оценка отлично)))


Ну, значит способность к языкам (а к иностранным, что-то мне подсказывает, ещё и любовь, видимо, что-то мне подсказывает) и хорошие грамотные учителя! ВОт и результат.На листе.


К сожалению, кроме русского и украинского других языков не знаю.


Два языка - Вы правда считаете, что это мало?
Да-с, у Вас высокая планка!


имеют свою родину. Европейское Просвещение.

Для того нашего социального организма, что идет от московского государства идейная родина Орда. Со всеми вытекающими...
Пананин эту линию затрагивает?


Думаю, что не только Орда. Византия и христианство - вне всякого сомнения. Пётр и то, что привез из Европы. Идеи после 1991 года. Много чего и Панарин пишет об этом. Но пишет не совсем привычно в том смысле, что он рассматривает сложившийся организм (воспользуюсь Вашим выражением) в динамике. То есть он говорит: корни - оттуда, но принцип историзма не отменял никто, а значит, есть естественная трансформация.

Знаете, он смотрит на Россию через призму уникальности (не квасного патриотизма) и мессианизма. Мессианизма христианского с его последним вопросом этому миру: все живущие - братья, а, значит, общая судьба в спасении или гибели, или же есть более равные из всех равных.

Что касается уникальности. Он говорит о концепции Москва - Третий Рим. Но говорит об этом как необходимом условии существования даже не нации, а цивилизации, коей, вне всякого сомнения, является цивилизация русская. Надличностная цель для этноса, имеющего хоть какие-то "амбиции" - это и есть Москва - Третий Рим и четвертому не бывать.

Если коротко, то вот как-то так. Если Вас волнуют эти вопросы, рекомендую - почитайте АС. Возможно, лучше начать с "Искушения глобализмом". Там здорово и о еврейском вопросе. Здорово - как он ставит и решает его, а не в привычной парадигме: а ты кто? а ты кто? А вы нам! А вы нам! ну и т.д.

Жаль, что он ушел из жизни рано, такой светлый ум, незашоренный, без набившей оскомины ложной альтернативы - или колбаса по 2.20, или турпоездки по миру. Вот как-то так.


Упомянутые книжечки утащил. Спасибо.
Извините, я вопрос нечаянно сформулировал излишне утвердительно.(((
Вы упомянули родину идей и стало интересно насколько широк охват автора. По вашему ответу я увы не понял, рассматривается ли у него именно эта линия.
Совершенно с вами согласен, что все влияния причудливо переплелись, создав своеобразие, уникальность.
А вы еврейским вопросом интересуетесь? Тогда алаверды. "60-е. Мир советского человека"
Петр Вайль, Александр Генис. Там о советских евреях очень интересные мысли.


нет-нет, еврейского вопроса для меня не существует. как и любого другого, всё-таки в какое время живем!
Что касается идей - посмотрите книги, увидите - время не будет потеряно зря, всё там есть.


То есть по Эренбургу: Евреи в СССР есть, а вопроса нет!))))


Позвольте мне нескромное предложение: я написал отзыв на "ЖД" Быкова. Где... да, впрочем, если захотите - сами увидите.


Щас гляну.


...констатировал: русскому искусству нечего предложить миру.

В общем-то это вполне в духе нашей страны.
Помню в советское время мне встретилась фраза: Советская наука успешно выступает в мире в рамках регионального представительства.


Володь, Вы как-то связаны сейчас или в прошлом с техникой?
У меня вот какой вопрос созрел в связи с Вашим комментарием: а сколько направлений мы способны тянуть в науке и технике на уровне "лучших мировых образцов"?


В советское время мне повезло поработать некоторое время в академической, оборонной и долго "специальной" науке. Вроде как на всех этих узких участках были примерно наравне. Но при этом надо учесть,что скажем в наиболее благополучные 80-е вся сложная анализирующая аппаратура и вычислительная техника были лучших мировых производителей. Так что оно и неудивительно.)))
А про сейчас я просто совершенно некомпетентен дать ответ на ваш вопрос.


Вспомнил эпизод из "Семнадцати мгновений": Штирлиц едет в Швейцарию и в ночном вагоне разговаривает с армейским генералом (помните, Гриценко играл). Характер разговора - понятен: далеко от "всевидящего ока и все слышащих ушей", а утром, на перроне, генерал: "Мы свернем им голову!", Штирлиц отвечает: "Вне всякого сомнения!"


Ага! Только так!))))


Не помню, представлялся ли я? Да, если и так, ерунда, ещё раз: меня зовут Александр.
Позвольте ещё одну историю из моего инновационного опыта.
Я был главой одного из районов Калининградской области. Район наш - сельскохозяйственный, следовательно, экономически слабо развитый. И такие условия делают тебя либо негодяем, добивающим последнее, либо философом. У меня получилось был просвещенным чиновником.
Система бухучета - убогая и высокозатратная. Я создал, на базе ИТ, финансовый орган универсального характера : и централизованная бухгалтерия, и казначейство. Несмотря на чудовищный по тем временам бюджет проекта что-то в 2 или чуть больше миллиона рублей (2002 ш), с покупкой компьютеров, которых просто не было, проект окупился за 6 или 7(!) месяцев и ежегодно экономил около 7-8% годового бюджета. Ну и что?

84 проверки за полгода. От местных депутатов до КРУ областного правительства. 84! Пошла такая травля - мама не горюй! В недрах Счетной Палаты как оказалось, есть свой НИИ. По его заключению наша схема муниципального управления финансами стала самой низко затратной в стране. И что?
Не мог нигде устроиться после окончания полномочий.
Второй проект - единой социальное пространство (грубо - полная автоматизация всего, что входит в социалку, это грубо-грубо, там всё началось с автоматизации сбора справок на субсидии по ЖКХ). Мне не хватило что-то около 300 тыс.рублей, чтобы автоматизировать всю бодягу. Попросил у жирного - губер у нас был такой - Боос. Подняли на смех и коллеги-главы и сам толстый. Я тогда сказал, что это позволит ликвидировать очереди за нескончаемым количеством справок и документов. Пошли по пути создания форточек - единых окон.

Вот такие они, инноваторы со Сколковщины!


Сейчас по наводке уважаемого https://www.livelib.ru/reader/sqчитаю "Сталин. Жизнь одного вождя" Олег Хлевнюк. От книги в общем-то не в восторге, но факты местами интересные, и мысль одна настойчиво проводимая интересна: по зачастую, а может и большей части решения тогдашней власти диктовались не благом народа/государства, а интересами внутрипартийной борьбы или вообще личными амбициями вождя.


Смотрел ссылку, правда, поверхностно.
Думаю, что во власти вообще решения принимаются исключительно из собственного представления о благе для государства и окружающих, а в основе мотивации личные предпочтения. Видимо, вопрос в масштабе личности. Наполеон, Мао или Сталин - одно, всё остальное - другое.
Возможно, я ошибаюсь.


Глянул я сей труд, благо он невелик по объему. Честно сказать, остался недоволен автором. Причем именно автором, а не статьей. Он в общем-то говорит довольно правильные на мой взгляд вещи, вот только есть нюансик. Да современная российская элита практически не связана с Россиией по массе пунктов.
Но вот скажем я никакого отношения к элите не имею - нищеброд паршивый, но я тоже никоим образом не хочу считать реалии современной России близкими сердцу. То есть вопрос гораздо шире и интереснее, чем его представляет автор.


Вы правы, и правы какой-то страшной правотой. Этой елите эта страна не нужна. Нужна в единственном качестве, понятно - каком.
Но скольким "простым" людям чужда эта реальность этой страны!
Но тогда вопрос, самый страшный: а кому она нужна? Во с теми реалиями, что сложились, которые выпестовали, сформировали и сформулировали?
Я попробую "ответить" отзывом на книжку о Мао.
Напишу короткий отзыв на "Очки" (хотя какие-то основные вещи я уже Вам написал).
Славникову прочел, но так получилось, что именно "2017". Заканчиваю отзыв.
"Бегство от свободы" Фромма у меня получилось как бегство от всего человеческого в себе.
Ну, и ради прикола -учебник по электротехнике 196 какого-то года.
И ещё я тут открытие сделал (не помню, писал Вам об этом или нет): оказывается, мои отзывы на "Блуду" и "Ананасовую воду" - учредители-капиталисты этого ресурса исключили из общего списка, как будто их и не существует вовсе.
Так что вот как-то так, на выходе будет сейчас 5 отзывов.


Но тогда вопрос, самый страшный: а кому она нужна?

Да вы блестяще сформулировали!)))


Поскольку искусства "постепенных" фазовых переходов состояний систем - нам, русским россиянам, глубоко чуждо, то очередной переход будет исполнен в привычной парадигме.
Вопрос, в общем праздный: кто-то чему-то где-то учится или как всегда?


Честно говоря никаких идей. Ну никаких признаков революционной ситуации или близости переворота не зрю.
Наверно в виде исключения будем плавно сползать в четвертый мир.


Конечно, упаси господи ещё одну революцию. Хотя, собственно, даже мы её пережили, наше поколение.
Каков наш путь?
А если сначала посмотреть иначе: какую аналогию можно привести из нашей истории сегодняшним временам?
Да, но тогда нужно охарактеризовать сегодняшнее время, хотя бы в самых общих параметрах, 3-4 параметрах.
С другой стороны поиск аналога в собственной истории всё равно ничего не подскажет о выходе из то ли смутных времен 17 века, то ли замороженного времени Николая Первого.
Может, поискать выходы "в иных краях"?
Тогда придется, хотя бы отчасти, признать правоту западных учителей демократии и восточных учителей традиции о магистральном пути развития всего прогрессивного и совсем не прогрессивного человечества. А заодно и оправданность "бремени белого человека" и прочих опиумных войн.
Мля, тоже не выход.
Так где он?
К счастью или несчастью, никакие плавные траектории для нас заказаны. Слишком сложная система, слишком сложная.
Проблема: ситуация заходит так далеко, что требует отказа от жизненной установки на то, чтобы самому жить и другим давать, быть хорошим для всех. Что тяжелее: отказаться от личностной установки, с учетом рассчитанного, желаемого места в истории, или отказаться от обанкротившейся модели управления? Судя по всему, место в истории как доброго царя, давшему жить всем - важнее окажется. Тем более, что так человек устроен, что невольно желает быть в сравнении с последующим правителем лучшим.
У меня есть одно предположение, свой вариант, как это могло бы быть. Но это всё - пустое, разумеется.


Да, но тогда нужно охарактеризовать сегодняшнее время, хотя бы в самых общих параметрах

Большое видится на расстояньи.)))
Сейчас крайне сложно даже ответить на простейший вопрос: Когда было лучше, сейчас или скажем в 80х?
И СССР был разным для разных слоев и прослоек, а что до современной России, так и стократно.


Володя, абсолютно согласен, абсолютно!
Мне тут нужно было поднять тему производительности труда. И что? А то, что там столько параметров нужно принять к учету в, казалось бы, простой теме, что эта разно- и много слойность - в корпусе самой категории. И не то, что затруднена интерпретация какого-то результата какого-то анализа, так проблема методологии анализа - задача не тривиальная!
А самое херовое - кому сегодня у нас нужно всё это - сравнительные анализы, какие-то статистические ряды, - кому нах. это всё нужно?
Возможно, повторяюсь, но один из уроков Мао и, шире, Китая вообще - ментальная преемственность всей истории как целостности, с принятием "просто" разных периодов одного: что есть такое - твоя страна? Мне кажется, такой ракусрс и определенная отстраненность позволяет "снять" проблему эмоциональной вовлеченности в предмет рассмотрения и реализовать то, что Вы обозначили "большое видится на расстоянии".


Мне тут нужно было поднять тему производительности труда.

Право заинтриговали! Зачем, расскАжете?
Я думал о производительности труда напрочь забыли, покончив с марксизмом.

Мне кажется, такой ракусрс и определенная отстраненность позволяет "снять" проблему эмоциональной вовлеченности в предмет рассмотрения

Да, наверно так.


Так случилось, что с детства я заболел здравым смыслом (Володь, по крайней мере, я на это надеюсь). Кажется, в 9 или 10 классе я прочел книжку Ципко "Социализм: жизнь общества и человека. Там была одна, запомнившаяся мне на всю жизнь, мысль-определение социализма как общества самоуправляющихся людей. Мысль, конечно, не новая и не Ципко принадлежащая.
Потом, много спустя, когда стали не только модны, но и полезны, теории сетей, в том числе - управленческих, я вспомнил ту самую ленинскую мысль о самоуправляющихся гражданах. Она мне нравится своей топологией на самом деле, красивая она, эдакая нейронная сеть. И когда я был чиновником, я потихоньку этот самый запас, багаж "старого доброго здравого смысла"реализовывал. И это было счастье - делать то и так, во что веришь.
Например, человеческое измерение любого проекта, помните - социализм с человеческим лицом? - вот что-то такое.
Проблема отчуждения работника от результатов труда (помню мини-дискуссию с одним достойным бизнесменом, он вел у нас бизнес в сельском хозяйстве) - это ведь тоже, оттуда, из глубины и не марксизма - ещё глубже.
Просто никто лучше не сказал по поводу овладевания всего богатства мысли, что выработало человечество. Ну вот. Теперь по существу.

Хотя я уже и ответил, наверное, по существу. Производительность труда сегодня меня заинтересовала по прозаической причине. Возможно, я буду заниматься ЖКХ, и мне нужно чуток обновить корпус знаний (как-то пафосно получилось) по этой теме.
Знаете, на самом деле, сейчас в управлении настолько востребовано моделирование, математическое моделирование - Вы представить себе не можете! Но представить, что "племя младое, незнакомое" востребует математическое моделирование - Вы можете это представить? А использование такого нематериального актива, как гордость работника за свой труд и результат - на самом деле за гранью понимания. Пиксельное мышление, как в "Блуде" назвал эту хрень Иванов.
Кажется, я писал об "освоении" Славниковой, именно "2017"? Володя, какой язык, какая прелесть! Ничего подобного я не читал.... да я уже и забыл - читал ли когда подобное! Всё вот готовлю отзыв.

Тоскую я, тоскую. Как много-много-много людей в стране, тоскую от невостребованности. От понимания того, что ещё и сегодня не подошли в управлении (о, конечно, в узком, специфическом секторе муниципального управления) к тому. что было 15 лет назад. Тоскую.

Ну а такие вещи, как производительность труда, производственные отношения, производственная система "Тойоты", - эти системные категории, они ведь дают такое преимущество в, если угодно, конкурентной борьбе. Вот простой мотив моего интереса к производительности.


Там была одна, запомнившаяся мне на всю жизнь, мысль-определение социализма как общества самоуправляющихся людей.


А уже в 1990-м этот непотопляемый теоретик марксизма-ленинизма написал работу
«Насилие лжи, или как заблудился призрак»...

Возможно, я буду заниматься ЖКХ, и мне нужно чуток обновить корпус знаний (как-то пафосно получилось) по этой теме.


Какой же вы Александр молодец!!!)))

какой язык, какая прелесть!


О, вы любите, когда с рюшечками?! По этой части Славникова точно преуспевает.)))

тоскую от невостребованности


Один умный человек написал, что в современной России востребовано обучение сомнительными методами сомнительным же методам получения денег.
Так что учить, учить и учить!


Да, всё так - я о "Насилии лжи".
Володь, знаете, я как-то прочитал "Советники и вожди" (осмотрите по возможности https://www.livelib.ru/reader/fullback34/read/~5 ). И Бурлацкий, и Бовин, и, прости господи, Яковлев, и, скорее всего и Ципко, - работали с Хрущевым, при Хрущеве.
Сейчас, на дистанции опыта и каких-то размышлений и "вновь открывшихся обстоятельств", можно сказать: парни оказались не на уровне. "Не по Сеньке шапка, -как сказал Громыко о Горбачеве". Ну страшно то, что скорее всего, не было ни у кого никакого ответа на вопрос: что делать? То, что насоветовали, то и реализовали.
И вот мы здесь.


А мне напротив книга Бурлацкого очень понравилась.
Волею судьбы я имел возможность слушать лекции работников отделов ЦК последние 10-15 лет СССР. Понятно, что они сильно отличались по качеству анализа от передовицы Правды.))


Володь, Вы знаете, у нас что-то повреждено в гене воплощения продуманного. Ведь это же не только во власти - всё знаем, всё понимаем, всё говорим правильно и честно, а как дойдет до малого, типа реализации, кирдык! А что в оборонке? Сколько всего было сделано-разработано! И?
И вот мы здесь!


Поторопился отправить ответ.
Вы знаете, на самом деле Славникова очень и очень понравилась именно языком, очень-очень! Наверное, от того, что сам никогда не смогу так писать. Я был просто очаровал. Знаете, хотелось, подобно виду за окном в Германии, остановится на любом месте и выписывать, выписывать, выписывать!
Сюжет - нормально, интересно. Некоторые вещи-прозрения - здорово! Но язык - супер! Я ведь практически не разбираюсь в стилистике литературы, когда говорят, например, что Набоков - это "ого-го", а Бунин - это "ого-го в квадрате" - я этого совсем не понимаю.
Чрезвычайно благодарен Владимир, за наводку!
Как-то вот сейчас намечается какой-то перелом в жизненной ситуации (а, может, опять обломится, знаете, я уже хотел список обломов за несколько лет, приготовить). Интересно ведь матстатистику применить в практической деятельности, согласитесь! Володя, просто предыдущий опыт меня научил и показал, что некие пафосные вроде как вещи, связанные вроде как с такой абстракцией теорий, оказываются очень даже и востребованные, главное - эффективные.
Поэтому и решил кое что подчитать. Если так сложится, что ЖКХ состоится, я для себя в первую очередь хочу разобраться - что там? На самом деле - клубок корыстных интересов, непрозрачные и неэффективные модели, или вообще - полное говно, или есть просвет. Я люблю живую работу, живых людей, работая чиновником я знал всех кочегаров в котельных, почти всех дворников. Просто для того, чтобы они знали: их знают и помнят. Нужно людей поддерживать, морально поддерживать, если не всегда получается материально. Вот как-то так.


Не за что!
По мне у Славниковой многовато красивости ради красивости, но писательница она несомненно интересная.
Мне больше нравится умный стиль который демонстрирует Павел Крусанов.


Она ж - женщина! Куда ж тут без рюшечек! Но красиво!
Так, "в нашем поле зрения появляется новый объект"! Павел Крусанов.