Больше рецензий

11 февраля 2016 г. 15:57

2K

4 История одного города

Делюсь мнением об историческом романе Эдварда Резерфорда "Нью-Йорк". Книга вышла в декабре 2015 года в серии "The Big Book" издательства "Азбука". Эту серию я очень люблю, хотя название серии полностью оправдано внушительным объёмом произведений. Итак, "Нью-Йорк" является романом, завершающим своего рода городской цикл Резерфорда, к которому относятся "Лондон" и "Париж". Конечно, они никак между собой не связаны, хотя все три романа - это исторические семейные саги. "Нью-Йорк" - это история становления и развития города через призму человеческих взаимоотношений, а именно изменение города по мере смены многочисленных поколений одной семьи. В центре повествования мы видим историю семьи Мастеров, хотя отправным пунктом нужно считать Дирка ван Дейка, голландца, в семнадцатом веке поселившемся на территории будущего Нью-Йорка. Кстати говоря, город изначально назывался Новый Амстердам, как раз по причине того, что первые жители были голландцами, но позднее произошло завоевание герцогом Йоркским, после чего город и стал Нью-Йорком. Этот роман очень интересен, любопытен и познавателен: своеобразное путешествие на машине времени с запечатлением ключевых этапов развития города, причём историческое повествование - это не занудные и сухие факты, а тонкий и ненавязчивый экскурс в историю, где кое в чём автору пришлось немного додумать, чтобы не нарушать логику происходящего. Роман охватывает период 17-21 века, включая небезызвестные всем драматические события 11 сентября 2001 года, и за этот огромный период сменится множество поколений, изменится до неузнаваемости город, ставший заповедником небоскрёбов, несбывшихся надежд. Этот город немало претерпел: и войны, и восстания, и крах экономики, - но всё равно является соблазнительным яблоком, от которого все стремятся откусить свой кусок. В романе важнее всего люди, что естественно, так как город - это не просто множество зданий, душа города - именно люди, не только коренные ньюйоркцы, но и поколения итальянцев, евреев, немцев, поселившихся в городе. Здесь женщины прекрасны в описании их Резерфордом: они не только достойное сопровождение мужчин, но и поразительная сила, и самообладание, и собственное мнение, иногда идущее вразрез с мужским, и смелость, и предприимчивость, и надёжность. Они все замечательно воплощают в себе тепло семейного очага и уют. Мужчины же, в свою очередь, - добытчики, причём они настолько озабочены сколачиванием состояния, что в конечном итоге мне это надоело, и, надо отдать должное Резерфорду, в этот момент наконец появляется герой, которому важны не деньги, а любимое дело, и появляются в тексте слова о необходимости беречь семью, потому что важнее нет ничего, и благодарить за то, что есть. На мой взгляд, это ключевые моменты романа, на которые и должен обратить внимание читатель.
В романе очень хорошая кольцевая композиция, начало которой положил вампумный пояс, передающийся из поколения в поколение и приносящий удачу, а конец - это его разрушение в результате теракта 11 сентября. "Нью-Йорк" - это масштабное повествование, по мере которого ты и сочувствуешь героям, и восхищаешься, и осуждаешь, но какие бы чувства не испытывал, ты однозначно погружаешься в эту атмосферу с головой. Конечно, я рекомендую этот роман, особенно тем, кто влюблён в этот город, или намерен там побывать, или мечтает о путешествии. По прочтении складывается неоднозначное отношение к Нью-Йорку, но это история, которая имела место быть, и город, поверьте, немало натерпелся в своём развитии.