Больше рецензий

nastena0310

Эксперт

Записки Графомана

10 февраля 2016 г. 17:58

8K

4.5 Война, смерть и любовь...

К роману я подступала с опаской. Первое знакомство с автором не заладилось и я несколько лет обходила Хемингуэя стороной. В прошлом году он смог заинтересовать меня своим рассказом и вот я решила дать второй шанс его крупной прозе.

«По ком звонит колокол» - книга, в первую очередь, страшная. Страшная настолько, что читала я ее почти неделю, подступаясь каждый вечер и снова откладывая после 100 страниц. И не потому, что мне было скучно. Ничуть. Просто даже поверхностно зная историю Испании 20 века, понимаешь, что ничего хорошего с героями просто не может произойти. Они обречены, даже если выживут на страницах книги. Ведь что может быть страшнее войны? Только гражданская война. На мой взгляд, ничего страшнее быть не может.

Роберт Джордан, молодой учитель из Америки, социалист, приезжает, как и многие тысячи ему подобных, в Испанию в разгар гражданской войны, чтобы помочь людям близким ему по духу. Вся книга эти три неполных дня из его жизни на фронте. Роберт - подрывник, и он получает задание взорвать мост в тылу противника. Задание является частью наступательной операции республиканских войск. Но, попав на место, Роберт знакомится с партизанами, которые живут в горах, около моста и которые должны ему помочь пусть и ценой собственной жизни. Среди них есть храбрецы и трусы, приятные люди и не очень, надежные и способные предать. Основной акцент делается на нескольких персонажей.

Пабло, руководитель партизанского отряда, вожак с душком, человек, возглавивший восстание в родном городе, способный на жестокость, храбрый и трусливый одновременно. Его терзания составляют одну из интереснейших, лично для меня, сторон книги. Он понимает, что взрыв моста нарушит их более-менее спокойную жизнь, вынудит уйти из уже обжитых мест. Какой выбор он сделает в итоге? Будет биться за «правое дело»? Останется со своими? Останется вожаком, отвечающим не только за себя, но и за других? Или предпочтет предательство и свою шкуру? Пожалуй, этот персонаж, несмотря на мою к нему неприязнь, был интересен мне больше всех.

Пилар. Женщина Пабло, языкатая, грубая, некрасивая, верящая в судьбу и запах смерти, и верная только своей мечте — Республике, все остальное не важно.

Мария. Девушка, уже искалеченная войной. Любящая и любимая. Сначала мне смущало столь резко вспыхнувшее чувство между двумя молодыми людьми. Ну, не верю я в любовь с первого взгляда! Симпатия? Да. Страсть? Возможно. Интерес? Безусловно. Даже влюбленность для меня сомнительна, но реальна. Но любовь... это чувство, которое возможно только когда люди узнают друг друга по настоящему, когда видят все недостатки друг друга, но это им не мешает (пусть и подбешивает временами), когда за спиной уже есть не только конфеты-букеты и отличный секс, но и быт, мелкие и не очень проблемы, болезни, дурное настроение, неудачи на работе итд итп. В общем, я думаю, вы меня поняли. А тут: он взглянул на нее, она на него и все, время замерло, жизнь изменилась... Но по мере чтения мой скептицизм улетучивался и дело не в том, что я поверила в любовь с первого взгляда. Дело в том, где и когда произошла эта история. В таких условиях, находясь на войне, в тылу врага, готовясь к операции, которая может завершиться смертью, час идет за неделю, а день за год. Чувства обостряются, восприятие усиливается и приравнивать все это к аналогичным ситуациям в мирное время невозможно и неправильно.

Еще хочется упомянуть, конечно же, Ансельмо. Седой старик, верящий в революцию. Человек, не желающий убивать и убивающий. Надежный, преданный, ответственный. Я рада, что ему не суждено увидеть крах своей Республики.

Не могу не отметить и тот факт, что Хемингуэй отлично показал все «прелести» войны. Глупость некоторых высших чинов, обрекающих своей глупостью и твердолобостью на смерть тысячи людей. Бюрократизм военной машины. Зверства с обеих сторон. В книге есть две очень сильные сцены. Первая — это расправа восставших с «фашистами». Здесь виден не народ, здесь видно быдло, тупое, жестокое, пьяное, грязное и вонючее. Вторая — это расправа националистов над республиканцами. В обеих сценах видна жажда крови, жестокость, жажда власти над человеческой судьбой и жизнью. Это уже не люди, это кровожадные твари, способные на все: убить соседа, никогда не сделавшего ничего плохого, на глазах у его рыдающей жены; изнасиловать толпой невинную девушку. Здесь речь уже не идет ни о выполнении своего долга, ни о политических взглядах и противоречиях. Это жестокость ради жестокости, страшное веселье на крови.

Из минусов могу отметить только два момента:

- это какой-то рубленный язык диалогов, описания автору удаются гораздо лучше;
- очень много жестокости по отношению к животным: травля быков, бои быков и многое другое. Откуда в людях такая кровожадность? Как можно радоваться и веселиться, глядя на смерть? Надеюсь, для меня это так и останется страшной и неразрешимой загадкой...

P.S. Хотела упомянуть еще один интересный момент. Роберт, являясь гражданином "свободной и самой демократичной страны во всем мире" Америки, опасается, что по возвращению домой, его попросят с работы, заклеймив красным. Так что, за политические взгляды можно было пострадать не только в СССР...

Прочитано в рамках игр:
"Русское лото" №2
"Четыре сезона " 2/3

За совет большое спасибо Maple81 и Ланочке Lanafly , без волшебных пинков я бы еще долго к ней шла.

1 2

Комментарии


Интересно!
Рассказы Хэмингуэя мне тоже нравятся (правда, читала давно), а вот к романам все боюсь подступиться. Почему-то кажется, что как рассказчик он лучше.


Тут уже на вкус и цвет) Мне, например, Старик и море безумно не понравился, а этот роман очень впечатлил) Так что тут только пробовать)


Ну, когда-нибудь обязательно попробую. В виш-листе аж две штуки висит)


Великий и могучий виш-лист)


Спасибо, Насть! Интересно рассказала.


Спасибо) Я что-то начала писать и Остапа понесло)


Читала года два тому назад, но мне абсолютно книга не понравилась. Было очень скучно. И полностью согласна насчет диалогов. Но, хочу перечитать, может просто не под то настроение попался роман.


Ну, не верю я в любовь с первого взгляда!


Тоже не верю в это.


Все может быть, а, может, просто не твое. Я теперь хочу "Прощай, оружие!" попробовать


Мне нравится "Прощай, оружие!", я оч давно читала, помню, что на Ремарка "Три товарища" чем-то похоже, тематикой и прочим, но, конечно, разное в целом.


О, раз тебе нравится, значит у книги много шансов и мне понравиться))))


Отличная рецензия! Рада, что книга произвела впечатление.


Спасибо за чудесный совет еще раз) Я от нее столько лет бегала, а зря)


"Нет человека, что был бы сам по себе, как остров; каждый живущий – часть континента; и если море смоет утес, не станет ли меньше вся Европа – на каменную скалу, на поместье друзей, на твой собственный дом. Смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством. А потому никогда не посылай узнать, по ком звонит колокол: он звонит и по тебе"

Лично у меня от этой фразы про "он звонит по тебе", мурашки бегут...


Так все! Срочно читать!:)


))))) Попробуй его рассказы)


Так и сделаю. Пойду по твоим стопам;)


))))) Ждем-с;)


я ждала-ждала и дождалась) Радуюсь, что тебе понравилось, что ты добралась-таки до старины Хэма) Мда, он безусловно хорош... Хочу перечитать как-нибудь)

Дело в том, где и когда произошла эта история. В таких условиях, находясь на войне, в тылу врага, готовясь к операции, которая может завершиться смертью, час идет за неделю, а день за год. Чувства обостряются, восприятие усиливается и приравнивать все это к аналогичным ситуациям в мирное время невозможно и неправильно.


Точно, согласна с тобой, Насть. Тут даже не столько любовь, сколько видение в друг друге позабытых за время войны основ. Он в ней - дом и семью, и мирную жизнь. А она - свободу от своих страхов, от ужаса произошедшего, возможность раскрыться душой и что-то почувствовать...
Даааа, стиль ещё тот)) Лаконичный до нельзя, особенно в прямой речи) Сколько его копировали и делали пародии)))


Я может и далеко не сразу добираюсь, но точно помню советовавших))))

Лана, согласна с тобой абсолютно. Это не любовь в классическом понимании.

Стиль своеобразный, но вот меня лично он напрягал только в диалогах, а вот в описании сцен он даже наоборот помогал четче представить картинку. В общем, я довольна и присматриваюсь к "Прощай, оружие!")))


но точно помню советовавших))))

Смущение (219) И ещё раз радуюсь))

Стиль своеобразный, но вот меня лично он напрягал только в диалогах, а вот в описании сцен он даже наоборот помогал четче представить картинку. В общем, я довольна и присматриваюсь к "Прощай, оружие!")))

Буду ждать с нетерпением твоего отзыва) Тоже очень сильная книга


Какая прелесть)))

Твоя оценка радует)) Я не знаю насколько скоро, но доберусь.


Да везде можно пострадать!!!
Не понимаю почему все валят лишь на Совок, в каждой стране своё де**мо!!!


вот и я о том же, везде есть плюсы и минусы, не люблю узколобость и крайность.


и я не люблю!


я в тебе и не сомневалась)


уррраа!)


Когда я читала книгу впервые, меня почему-то просто трясло эмоционально от любви Роберта Джордана и Марии, вот от одного этого "зайчонок" все переворачивалось, хотя обычно я не люблю сцены любви, они кажутся мне сюсюльными и умильными. Но видимо тогда просто звезды так встали))
Потому что недавно перечитав, я такого ощущения уже не испытала
И да, расправа над фашистами в селе Пилар надолго откладывается в памяти.
А стиль этот рубленый меня никогда не напрягал, я его с готовностью приняла


у нас одна работала, так, когда у нее все хорошо с мужем было, она в трубку громко говорила Да Зайка, а как всё плохо - рявкала ДА!))
неделя Зайка, неделя Да!)) то так, то эдак))


Представляю )))

Собака ! — восклицание, которое может быть и оскорблением и комплиментом. Все зависит от того, КТО воскликнул, КАКИМ ТОНОМ и, прежде всего, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ. ( Фафик )


Но все же вот в данном контексте "зайчонок" для меня тогда звучало совсем не "зайкой" :)


Не читала, верю!)
хе, как-то подружку нафнафчиком назвала и... та заржала и порозовела, в общем закончилось объятьями))
да, все зависит и от интонации и от лица, что произносит))


мммм... нафнафчик.... мило, весьма )))


она у меня пухлик с отличным чувством юмора, жаль что сейчас далеко живет...эх
бываю от счастья не сдержанной)))


забавно)


Попало в настроение) У меня тоже так бывает)
Расправа ужасна, я прочла эту главу и отложила книгу на день, не могла сразу читать дальше(((
Меня стиль напрягал немного именно в диалогах, в повествовании же пошел на ура)))


Вот знаешь, даже диалоги. Тут кто-то в рецензиях весело оттягивался над диалогами Хема, а я все же от них шалею

— Ну вот. Я — это ты, и ты — это я, и каждый из нас — мы оба. И я люблю тебя, ох, как я люблю тебя. Ведь правда, что мы с тобой одно? Ты чувствуешь это?

— Да, — сказал он. — Правда.

— А теперь чувствуешь? У тебя нет своего сердца — это мое.

— И своих ног нет, и рук нет, и тела нет.

— Но мы все-таки разные, — сказала она. — А я хочу, чтобы мы были совсем одинаковые.

— Ты глупости говоришь.

— Да. Хочу. Хочу. И я хотела тебе сказать про это.

— Ты глупости говоришь.

— Ну, пусть глупости, — тихо сказала она, уткнувшись ему в плечо. — Но мне хотелось так сказать. Если уж мы с тобой разные, так я рада, что ты Роберто, а я Мария. Но если тебе захочется поменяться, я поменяюсь с радостью. Я буду тобой, потому что я люблю тебя.


Когда я читала книгу впервые, меня почему-то просто трясло эмоционально от любви Роберта Джордана и Марии, вот от одного этого "зайчонок" все переворачивалось,

Да, какой-то эффект присутствия. Интимности, словно подслушиваешь. Так выстроены фразы, что этой искренностью проникаешься.

Потому что недавно перечитав, я такого ощущения уже не испытала

Бывает, да... Может быть новизна уходит, знаешь что будет дальше, в чём суть, и уже читается с холодным носом, менее эмоционально. Со мной тоже такое случалось(


Одно из любимых произведений. Рада, что в наших рядах прибыло)


и я рада, что окончательно отделалась от негатива от "Старика и моря" и теперь не боюсь Хемингуэя, а очень даже наоборот)


И это очень замечательно) Всегда нужно давать второй шанс авторам


Согласна) Иногда бывает произведение попросту не в то настроение или не в то время попадает, а иногда просто именно произведение не твоё


Именно так. Но есть авторы с одним произведением, здесь уже никуда не деться.


Да, и такое встречается.
Вот сейчас как раз под другой моей рецензией Фанни Флэгг в этом ключе обсуждали)


я ее еще не читала) Все планирую


планы - это наше все) сама планировала ее долго-долго)


Доберусь когда-нибудь)

1 2