Больше рецензий

3 февраля 2016 г. 15:25

122

3.5

Возможны спойлеры.

"Мемуары принцессы" - вторая прочитанная мною книга о тяжелой судьбе мусульманских женщин, и я не могу не сопоставлять ее с Сожженной заживо . Эти автобиографии, хоть и с одинаковой главной идеей - рассказать об отсутствии у женщин Ближнего Востока каких-либо прав, об их тяжелой участи, - оказались совершенно разными. Было очень интересно сравнить взгляды на жизнь бедной палестинской девушки Суад и настоящей саудовской принцессы Султаны (оба имени вымышлены, так как раскрытие их личности было бы очень опасно для героинь). Обе они в детстве познали страх перед отцом и братьями, обе с самых малых лет знали, что мужчины решают в этой жизни всё, им всё прощается и всё разрешается, а женщины лишь должны им подчиняться:

Когда мне было всего четыре года, я получила пощечину от своей обычно доброй и нежной матери. Это произошло, когда я, подражая отцу, решила помолиться, однако повернулась лицом не в сторону Мекки, а к своему шестилетнему брату Али. Я думала, что он тоже бог. Откуда мне было знать, что это не так: если мой брат не бог, то почему же с ним обращаются, как с богом?

Но, вместе с тем, детство Султаны радикально отличалось от детства той же Суад, которую заставляли работать с утра до ночи, как и всех остальных девушек из бедных палестинских семей. Султана же была девочкой королевских кровей. В их семье царила атмосфера такого достатка, какой нам, обычным людям, и не снился. Ей не надо было стирать, убирать, пасти коров, чтобы было мясо и молоко, - для всего этого были слуги и магазины. Поэтому Султана описывает свое детство так:

Мы с сестрами изнывали от безделья, сидя по своим комнатам или гуляя в женском садике.

Она привыкла к бездумному растрачиванию денег - такой пример ей подавали родители:

Отец построил для каждой из своих четырех жен по дворцу: в Эр-Рияде, Джидде, Эт-Таифе и Испании. Все четыре дворца были совершенно одинаковыми, вплоть до мебели и расцветки ковров. Отец ненавидел перемены и хотел, чтобы в любом из четырех дворцов можно было чувствовать себя так, как будто и не выходил из дому. Отец купил четыре одинаковых красных "порше" для моего брата Али, которому в ту пору было всего четырнадцать.

Что меня удивило - это то, что Султана, всю книгу позиционирующая себя бунтаркой, борцом за независимость и равноправие, рассказывающая о своей жалости ко всем угнетенным, ни разу не воспользовалась своими деньгами, чтобы помочь женщинам победнее. На секунду - для нее было нормально сходить на рынок и потратить 80 тысяч долларов на цепочку, но почему-то она ни разу не подумала о том, на что еще, кроме своих прихотей, она могла бы потратить деньги. Принцесса явно гордится собой и очень высоко оценивает свои жизненные принципы, постоянно говорит о том, как она хочет помогать, но почему помощь в ее понимании ограничивается лишь тем, что было бы полезно в первую очередь для нее самой, - а именно, борьбой за получение равных с мужчинами прав?
Если честно, я не испытала к Султане особенной жалости и не симпатизирую ей как личности. Это избалованная, взбалмошная женщина, отчаянная максималистка, которой, вообще говоря, в жизни-то повезло, но которая умеет видеть только плохое. Не знаю, изменилась ли ситуация сейчас, но в годы описываемых событий (последняя четверть 20 века) почти никому из саудовских девушек не удалось выйти замуж по любви. В основном, их выдавали за друзей, родственников или коллег отца, которые были старше невесты лет на 40. У Султаны же с ее молодым мужем с первого взгляда вспыхнула взаимная любовь. В целом, у них был очень счастливый семейный союз - не без проблем, конечно, но покажите мне пару любого вероисповедания, у которых за много лет совместной жизни не было крупных ссор или сложных периодов! Да и мужчина ей попался с адекватной жизненной позицей, он уважал Султану как человека, любил и не принижал своих дочерей и тоже не одобрял суровых законов Саудовской Аравии. Султана же ничего этого не ценит. Я ни в коем случае не хочу сказать, что ее жизнь с точки зрения западного общества можно назвать нормальной. Но она намного более счастливая, чем жизнь большинства ее соотечественниц.
Кроме того, принцесса, вся из себя борец, только лишь болтает, но не предпринимает решительных шагов, чтобы что-то изменить. Напротив, когда ее сестры или подруги пытаются сделать что-то незаконное - пообщаться с мужчинами, съездить втайне от всех с будущим мужем в другой город, - Султана впадает в истерику, начинает отговаривать их и причитает, как это опасно. Сама ни в чем подобном никогда не участвует, хотя на каждой странице хвастает своим бунтарским характером.
Лишь однажды принцесса решилась на отчаянный шаг - сбежать от мужа, когда после того, как оказалось, что она больше не может иметь детей, Карим собрался с мыслями и заявил о желании взять вторую жену, всячески убеждая Султану в том, что любит только ее, а другая женщина - лишь для того, чтобы она родила ему еще сыновей, ведь в их обществе считается ненормальным, когда у мужчины всего три ребенка. Но даже этот побег я не смогла считать таким уж невероятным шагом вперед, когда встретила следующие слова:

Я поехала в банк и сняла деньги с именного счета моего сына. Теперь, когда у меня в руках было более шести миллионов долларов, я чувствовала себя в безопасности.

Ну да, действительно. Имея 6 миллионов долларов, зачем добиваться такого сложного для арабки развода, который мог бы, возможно, повлиять на еще чью-то судьбу, когда можно просто уехать в Европу, пользуясь полным доверием мужа и слуг. А пошла бы она на такой шаг, будучи бедной? Стала бы выкрадывать свои документы, если бы Карим прятал их от нее так же, как прячут от большинства арабских женщин их мужья? Думаю, вряд ли.

Если абстрагироваться от личности главной героини, то саму книгу в целом я бы оценила как легкое чтение, несмотря на ее тяжелую тематику. В том числе, ее стоит почитать для расширения кругозора - все-таки не каждый день сталкиваешься c женщинами королевских кровей, тем более из такой экзотической для нас страны, как Саудовская Аравия.