Больше рецензий

2 февраля 2016 г. 13:47

971

4 Алкамен - раб во времени, свободный в вечности.

Хорошая и познавательная повесть об античном мире, в которой лёгкое повествование уживается с интересным сюжетом и вполне правдивыми подробностями жизни древних Афин. Как и во всякой приключенческой литературе, герои, превознемогая великие трудности, идут вперед и не теряют, однако, энтузиазма. Так мальчик Алкамен, мечтающий о свободной жизни в любимых Афинах шёл навстречу великим делам. Кроме того что реальные Фемистокл и Ксантипп не были дружны и именно Ксантипп был изгнан из Афин с помощью остракизма, остальные события повести не протворечат историческим фактам (не могу утверждать это с полной уверенностью, конечно).
Было здорово бегло познакомится с рабом-скифом, напоминающим нашего предка. Ведь так до сих пор и не ясно, кто именно потомки скифов, хотя ясно, что из-за войн и переселений многие народы смешались и точно утверждать нельзя. Блок писал про роскосые и хитрые скифские глаза, однако найденные керамические горшки с изображением представителей этого народа не подтверждают эту роскосость. Но большой рыжий скиф Медведь удивлял свой силой и смекалкой, а также любовью к свободе. Он не зря стал заводилой и вообще самым видным из рабов храма Диониса. Вот кто должен был стать настоящим другом Алкамена, вот с кем этому храброму мальчику нужно было бежать с поля сражения при Саламине. Но Алкамен был так юн, был влюблён в гречанку и верил в Афинскую демократию, верил, что рабы - тоже люди. Но не смотря на все его заслуги и мужественность, он пал опять в рабские оковы к подлому жрецу Килику. Я совсем не ожидал такого конца повести, но он действительно реалистичен, потому что как бы не был полон духом свободы греческий полис Афины, античная Греция не может обойтись без рабства, и не приложны её законы частной собственности, распространяющиеся на людей. Да, "Dura lex, sed lex" (суров закон, но это закон), и крепость афинского государства зависела от подчинения этим законам.
Античность сочетала в себе дикость и высоко развитую культуру, пафос, мощнейшее развитие искусства. Античные статуи выражают эту гордость и славу, эту публичность Древней Греции и Рима. Однако, пришедшее христианство умерило всё это, заставило будто взглянуть в себя, открыть путь милосердию и сотраданию. Как писал Чаадаев, несмотря ни на что, именно христианство (в частности, он писал про католическую церковь) способствовало и боролось за освобождение людей. Кто-то может сказать, что это лишь условия труда, производственные отношения и силы поменяли социальные отношения людей, однако заслуги христианства на этом поприще не стоит недооценивать, тем более, если бросать не только лишь ретроспективный взгляд на историю.