Больше рецензий

30 января 2016 г. 20:52

1K

3.5 Светлая память против тёмного прошлого

Когда хочется настоящих ужасов, беру и читаю документалистику. Я подозреваю, что страшным сущностям вроде вампиров или древнейшего зла я мало интересна, а маньяки найдут себе жертву попокладистее, так что пугают меня вещи, которые потенциально могут случиться со мной. Я искренне надеюсь, что блокада никогда не повторится, но вариант с полной задницей военного характера, когда придётся жрать сто граммов хлеба в сутки и проживать без "современных удобств" я иногда рассматриваю всерьёз. Мало ли.

"Повседневная жизнь блокадного Ленинграда" выделяется из ряда документалистики про блокаду, потому что большая часть книжек была написана в советские времена и изрядно "облагорожена" или зацензурена. О многих вещах в принципе нельзя было говорить публично, чтобы не замарать подвиг советского народа и ленинградцев в частности. Тем не менее, многие подозревали, что не всё так было гладко в блокадном Ленинграде, и на сотни людей, стойко сохраняющих моральные устои, помогающих другим и просто героев приходились и отъявленные негодяи, которые тоже пережили блокаду, благодаря действиям не очень красивых. О них принято умалчивать, хотя их действия и влияние было огромно. Барыги, мародёры, каннибалы - тёмная сторона и без того не очень светлого блокадного Ленинграда. Книга не только о ней, но в кои-то веки обо всех этих гадостях рассказывают наравне с подвигами выживания. Ведь это тоже быт, тоже повседневность. Было - и не забыть теперь, не прикрыть красным стягом. Может быть полезно кому-нибудь, чтобы знать, чего опасаться случись что.

О чём не так часто говорят другие источники?

Невыносимый срач. Так как канализация замёрзла в первые же дни отключения коммуникаций, а сил выносить ночные горшки не было, их выливали просто в окно или на лестничную клетку. То есть, большинство парадных были далеко не парадными, на них были какашечные застывшие ледяные горки. Что примечательно, привычка опорожнять ночной горшок и выкидывать мусор через окно в собственный двор осталась у многих блокадников на долгие годы, так что её смогли штрафами и скандалами искоренить только через несколько лет после завершения блокады.

Мародёрство, кражи, грабежи. И это не только про то, что забирались в пустые дома, крали котиков и собак на жрачку. Если человек падал на улице от слабости, его в большинстве случаев просто раздевали и оставляли околевать на морозе, прикрыв лицо какой-нибудь тряпкой поплоше. Снимали всё вплоть до нижнего белья, про сумочки-карточки и говорить уже нечего. Не будь таких мародёров, может, кто-то из упавших на улице смог бы оклематься.

Каннибализм. Тех же упавших на улице банально сжирали. Очень многих. В книге приводятся только примерные цифры, но даже по ним можно судить, что если труп не успевал остыть за ночь, то с большой вероятностью его уродовали, вырезая мягкие части. Реже уносили почти всё, оставляя только голову, но так как трупов было много, то нужды в этом особенной не было. Интересно, скольким людям помогло это выжить? Как они потом с этим жили дальше? Вспоминали ли? Рассказывали ли?

Драки за хлеб. В очередях за пайками хлеба их отбирали у стариков, детей и тех, кто послабее — это не новость. Но были и другие "воры" хлеба, доведённые до этого отчаянием. Детишки. кто пошустрее, выхватывали у взрослых хлеб и быстро-быстро глотали его на месте, свернувшись в клубочек и никуда не убегая, потому что сил не было. Они знали, что хлеб отнимут, а потом будут бить, возможно ногами, ломая рёбра и выбивая зубы. Но за этот крошечный период времени они успевали хоть сколько-то да проглотить.

Уборка трупов. Очевидцы описывали целые грузовики трупов, куда они были свалены или поставлены стоймя, как чурбаки. Раздетые, промёрзшие. Маленьких детей всовывали поверх остальных, часто вверх ногами. В страшном сне такое не приснится.

Нет, эта книга не концентрируется на мрачняке и не смакует только самые ужасные гадости, которые творились в то время. Скорее, она имеет смелость о них говорить наряду с остальными вещами, которые уже слышали все, кто хоть когда-либо читал про блокадный Ленинград. При этом художественная её ценность почти отсутствует, потому что в книге есть и вода, и повторы, и мелкие недочёты (видимо редакторы немного профилонили). Но как документ - бесценная вещь.

Комментарии


Каннибализм.

Не помнюгде, но встречала описания похорон, при которых хоронили верхнюю половину покойника (видную), потому что вторую употребили.


Ага, тут тоже про такое есть.

Жутко, конечно. Ведь я уверена, что как раз среди каннибалов процент выживаемости огромный был. Мясцо, как-никак, не клей столярный и не опилки размоченные.


Спасибо за рецензию, заберу в "хотелки". В прошлом году на одном из мероприятий в музее блокадного Ленинграда, мне подарили эксклюзивный сборник - "Мадонны блокадного Ленинграда". Тысяча экземпляров в тираже и около сотни честных воспоминаний от переживших.
Стояла на полке. Пора бы почитать.


Сначала думала, что надо бы принять книгу к сведению, но прочитав одну рецензию понимаю, что слишком тяжело будет, по большей части из-за того, что это все реально. Спасибо за рецензию.


Забираю в вишлист. Спасибо за рецензию!


Не могу согласиться с тем, что всё это умалчивалось. По крупицам, по частицам - а даже в детском худлите о блокаде, изданном в советские годы, всё это есть: и про загаженный город, и про встреченного мертвеца со срезанными щеками, и особенно - про то, как выхватывали довесок и тут же запихивали в рот и тут же падали и сворачивались клубком. И про тех, кто умел "устраиваться" тоже писали, не так прям открыто, но упоминали о таких. О тех, у которых и еда водилась, и комната отапливалась, и безделушек и всяких ценностей за время блокады прибавилось. У меня эта книга на очереди давно, и я всё боялась к ней приступить - нонфикшн всё ж, а теперь вижу, что ничего особенно нового я в ней, наверное, не найду.


Как раз недавно перечитывал "Град обреченный", в котором главный герой вспоминает блокадный Ленинград. Как его семья выжила только потому, что у них дома жило семейство кошек.
У меня не получается такие книги читать, и вообще на тему 1941-45 прочитал за жизнь очень мало, хотя многое хочется восполнить в своих знаниях об этом времени.

Мой дед в 41м попал в плен, и до 45го был в концлагере, в Германии. А бабушка в этом же концлагере оказалась в 42м. Там они и познакомились, и после войны вместе вернулись. А деда через какое-то время в сталинский лагерь забрали. Но вот они мне про войну совсем не рассказывали, или в шутку все переводили. Вот от них мне очень хотелось бы больше про войну узнать, но когда они были живы я не особенно настаивал что-то там рассказать. А сейчас тем более только из книг могу узнать.


На пайку хлеба на орозе выжить было абсолютно невозможно.