Больше рецензий

30 января 2016 г. 13:47

783

3

Книга оставила очень двойственное впечатление, и я вряд ли захочу ее перечитывать.

С одной стороны бесценное свидетельство целой эпохи: Сталин, война, оттепель, застой, железный занавес, перестройка - все здесь есть, все от первого лица, по собственному опыту. Все мытарства семьи, попавшей в машину репрессий и войны. Множество мелких деталей с фактами и цифрами, показывающих изнанку счастливого советского строя даже для людей не из серой массы.

С другой стороны персонифицированный контент можно выразить одной фразой: «Все вы *овны, а я одна в белой пачке стою». Плисецкая пишет озлобленно, ядовито и уничижительно обо всех, кроме себя и своей семьи и редких исключений в лице тех людей, которые где-то когда-то ей помогли. Власть поливает грязью на чем свет стоит и тут же в следующей главе бежит к этой власти за помощью и требует особого к себе отношения. Нещадно критикует своих балетных коллег, но про себя подробно рассказывает, сколько минут аплодировали и сколько раз вызывали на бис, как блистала и как все завидуют. Самолюбование и эгоизм просто зашкаливают в каждой строчке: меня притесняют, я борюсь с системой, я танцую лучше всех, я, мне, меня... Впрочем, название книги говорит само за себя. Поневоле создается впечатление, что весь советский балет был представление одной-единственной балериной, а все остальные так, приставлены быть на подхвате.

Не могу судить о Плисецкой-балерине, поскольку не знакома близко с этим видом искусства, чтобы судить о технике или одаренности. Но Плисецкая-человек оставила очень неприятное впечатление желчной особы из породы «Мне все должны». Да, протанцевала по балетным меркам целый мафусаилов век. Да, была обожаема балетоманами и мужем. Но вот вопрос: что не так было с Майей Михайловной? Какой дефект души заставлял ее так ненавидеть почти всех вокруг? И видела ли она хоть что-то хорошее через свое искаженное восприятие? К сожалению, мы этого уже никогда не узнаем.