Больше рецензий

girl_on_fire

Эксперт

Просто читающая девочка

29 января 2016 г. 16:54

11K

5

Не только счастливых концов не существует, концов вообще не существует.

Эту книгу я читала довольно долго. Вероятно, недели три, если учитывать полностью все время от начала чтения и до конца, хоть около 60% романа я прочла буквально за три дня. Я давно хотела прочитать «Американских богов», потому что много о них слышала... разного. Кому-то этот роман абсолютно однозначно не нравится, а кто-то, напротив, говорит, что это шикарно. А я люблю произведения, о которых такие неоднозначные отзывы, это часто обещает что-то весьма интересное. Так оно и оказалось, Нил Гейман не подкачал. Хотя в «Американских богах» я увидела совсем не такого Нила Геймана, к которому уже успела привыкнуть. Он в этом романе весьма жесткий, совсем не волшебный, а более реалистичный. Недаром на книге стоит пометка «18+», она здесь очень кстати, потому что в книге есть и сцены насилия, и обилие матерных выражений, и секс. Это не тот Гейман, которого я ожидала. Но это и к лучшему, потому что я думаю, автор должен уметь удивлять своего читателя. И Гейман в этом, несомненно, мастер.

Где-то первую половину романа я даже не могла понять - нравится мне книга или нет. Больше я склонялась к тому, что «Американские боги» мне все же по нраву, но это было такое, очень спокойное «по нраву», без каких-либо ярких эмоций и впечатлений. Я даже иногда скучала, читая роман. Действия были вялыми, неспешными... Но вот потом, последние процентов 40% я просто заглотила практически на одном дыхании. Во-первых, я как-то привыкла к медленному повествованию, влилась в него. А во-вторых, к самому финалу повествование перестало быть медленным и просто невероятно меня удивило. Я ценю книги, в которых сюжетные ходы заставляют меня выпучить глаза и разинуть рот, потому что такое случается не так часто, как мне самой хотелось бы. В «Американских богах» вот этот эффект «разинутого рта» для меня был. Ведь сначала у меня сложилось определенное мнение о происходящем: есть две стороны - новые боги и старые боги, первый хотят уничтожить вторых, потому что в них все равно уже никто не верит и нефиг вообще место занимать. Ни одна из этих сторон не является ни белой, ни черной, просто у каждой своя правда, свои убеждения и т.д. Но все равно, так как смотрит читатель на все немного с точки зрения стары богов, то их становится жаль, так что новые боги с их жестокими и нечестными поступками сразу же переходят в разряд не слишком любимых персонажей. Так продолжается почти всю книгу. А финальная развязка просто переворачивает все с ног на голову. Дважды! И роман приобретает сразу частично и другую наполненность, и другую смысловую нагрузку, он меняется.

Если говорить о героях, то все они полнокровные, яркие, выразительные, но в то же время немного размытые, нечеткие, больше определенные образы, нежели какие-то четкие личности. Даже Тень для меня скорее яркий образ, чем вот конкретный человек. Кстати, Тень шикарен. Львиную часть романа читатель проходит с ним «за ручку», глядя, по сути, на все его глазами. И в этом плане Тень становится идеальным проводником, потому что рядом с ним приятно. Он спокойный, в меру эмоциональный, рассудительный, он не боится каких-то выкрутасов судьбы, а потому всегда с ними справляется. Загадочный мистер Среда - это отдельная песня. Герой, который очаровывает. Вроде и чувствуешь в нем что-то отталкивающее, что-то такое, что не позволяет твоему читательскому сердцу беззаветно его полюбить, но устоять перед очарованием Среды невозможно. Отдельно могу отметить героев, которые мне просто до безумия понравились - это мистер Ибис, мистер Шакель и кошка Баст. Я поклонница древнеегипетской мифологии, поэтому повстречать богов из этого пантеона на страницах романа для меня было весьма приятно. К тому же, они стали весьма колоритными персонажами.

Не могу не отметить так называемые вставные новеллы, которые встречались по ходу романа. Небольшие рассказы, которые косвенно вплетались в общую канву повествования, расширяя угол обозрения читателя. На мой взгляд, так это отдельные жемчужины. Вставные новеллы делали роман более красочным, словно одеяло из лоскутков. Мне особенно запомнилась новелла про джинна. В определенный момент она у меня вызвала некое отторжение, но в итоге я поняла, что очарована этой печальной историей.

Первое время, когда я читала, было непривычно обилие нецензурных слов, однако потом я как-то быстро привыкла. Все же, несмотря на то, что матерных выражений было раскидано по роману довольно много, я пришла для себя к выводу, что они везде были к месту и абсолютно не резали слух. Да и в общем-то, в повседневной жизни все эти выражения для слуха уже стали весьма привычны. Сексуальные сцены у Геймана, кстати говоря, на мой взгляд прописаны идеально. От них не тошнит, они не смущают. Все весьма красочно и образно, но без лишней мишуры. Секс в романе воспринимается естественно, он реалистичен и гармоничен. По крайней мере, в моем восприятии.

Несмотря на то, что в романе умело сплетается мир реальный и мир вымышленный, мир богов, мне кажется, что этот роман все же очень близок именно к реальности. Он хлесткий, жесткий, злободневный. Он не воспринимается, как нечто волшебное. Возможно, сравнение и не самое лучшее, но вот я сейчас подумала о фильме «Хранители», снятом по графическому романа Алана Мура. Там ведь есть супергерои, но им совсем не завидуешь, ими не хочешь стать, потому что они реалистичны, на них смотришь и понимаешь, что судьба супергероя - это чертовски сложная штука. Так и и здесь. Вроде есть боги, куча разных богов любых мастей, но, черт возьми, практически ни с кем из них не хотелось бы свести знакомство. Да и Тени, обычная жизнь которого вдруг наполнилась в каком-то роде волшебством и чем-то необычным, абсолютно не завидуешь. Ведь на самом деле участвовать в божественных разборках - это не такое уж и приятное занятие.

В общем, подводя итог, могу сказать, что осталась от романа в восторге. Это и «road story», и городское фэнтези, и немного детектив, и... черт знает что еще! Затрудняюсь даже жанр определить. Но могу точно сказать, что это достойный, качественно написанный роман.

Комментарии


А я чуть не сдох от скуки пока читал.


А я читала и готовилась к сессии, подыхала больше от учебников :D


Настоящий писатель не думает о том, чтобы быть интересным, захватывающим в своём тексте, чтобы читатель не скучал: он свободен от этих условностей и творит чистое искусство. Всё-таки чтение — это труд, а не развлечение. я считаю, и если хотите развлекалова, то такого добра полно, благо сейчас век массовой культуры и постмодернизма.


Я обычно не спорю, но тут всё-таки отвечу. Для меня книги Геймана и есть развлекалово. Взрослые сказки, если угодно. Любая художественная книга всё-таки должна вызывать какие-то эмоции у читателя, иначе зачем она тогда нужна? Пусть Гейман и дальше продолжает творить, как Вы выразились, чистое искусство, но именно в "Американских богах" я не нашел и не увидел для себя чего-то такого, что могло бы меня заинтересовать. Отсюда и тоска-печаль во время чтения. Или мне всё-таки надо было ему спасибо сказать за то, что он написал "АБ"?


мне тоже не понравилась и показалась скучной


А мне показалось во время чтения, что роман можно было бы урезать на треть, и он только от этого выиграл бы


Читала роман в оригинале, на английском: не заметила обилия матерных слов:(


Я не была в таком уж особом восторге от книги, признаться - интимные сцены не показались мне такими уж гармоничными, а Тень, пусть и радовал своей рассудительностью и спокойствием, всё-равно был персонажем каким-то пассивным. Но я не могу отрицать и многие плюсы этой истории - мне тоже понравились все эти левые вставки - они хорошо погружали в ту атмосферу, которую хотел создать автор, пусть и нагоняли то какую-то печаль, то мурашки по коже. К тому же, мне показалось, что многие отдельные персонажи, при большей проработке, могли бы представлять из себя нечто весьма перспективное.


Мне книга очень понравилась как раз тщательно продуманными поворотами сюжета. Там нет ни случайных персонажей, ни оборванных линий - все ружья выстрелят!
А Тень, на мой взгляд, как раз по авторской задумке выглядит пассивным... Он же - ТЕНЬ!
В общем, одна из самых любимых книг!


А мне не понравилась рецензия.
Будем честными: я вас не знаю и никогда, вероятно, не узнаю.
Поэтому мне совершенно безразлично ваше к ней отношение, как вы её читали и сколько дней.
Я пришел прочитать рецензию из которой сам для себя сделаю вывод относительно "читать нельзя выбрасывать"


Будем честными: любая рецензия чисто субъективна, так что делать по ее прочтении вывод относительно "читать нельзя выбрасывать" - откровенная глупость.


Тогда зачем мы пишем рецензии?