Больше рецензий

Aedicula

Эксперт

Временно в нечитабельном сумраке

28 января 2016 г. 00:19

160

3

После такой легкой, естественной и ненавязчивой Супружеской жизни этот роман выглядит как полная его противоположность, и остается только порадоваться, что первое ознакомление с творчеством Эндо началось не с этой книгой.

Не люблю безапелляционные суждения, но не могу отделаться от впечатления, что вся книга, не иначе как крайне не правдоподобный романтизм и назойливое морализаторство. И я говорю только о главной героине - Морите Мицу, потому что это ее история, девушки, у которой бы для каждого нашлось место в сердце.
Религиозный подтекст вплетается в сюжетную линию сначала совсем незаметно, в моменте, когда Мицу оговаривается, что потеряла свой "талисман" (подразумевая нательный крестик) и дарит студенту Ёсиоке, дешевый железный крестик, как выражение высшего расположения, искренний и, на ее взгляд, необходимый ему подарок, но который он незамедлительно выбрасывает в ближайшую лужу. На мой взгляд, очень эффектная и символичная сцена. Под голос совести Мицу, однозначно, подразумевается глас Божий:

И еще... Еще голос... Чей-то усталый голос...
«Ты должна вернуться к этой женщине, твои деньги спасут ее и ее детей».
«Но ведь я ночами недосыпала, работала без отдыха», - старалась Мицу возразить этому голосу.
«Знаю, все знаю. И то, что тебе хочется купить желтый жакет, и то, что ты работала ради этого одна, когда все спали. Знаю. Но именно поэтому я прошу тебя отдать тысячу иен мальчишкам и их матери».
«Нет-нет. Почему я? Я здесь ни при чем. Это Тагути-сан виноват, он отвечает за семью».
«Да, но не только он. Все люди отвечают. Надо уметь откликаться на чужое горе, чужое несчастье, принимать их, как свои собственные... У тебя на груди крестик...»

При переезде Мицу в лепрозорий религиозные мотивы приобретают наиболее сильное выражение в сюжете, поднимается извечный вопрос "Почему Бог бездействует, когда страдают невинные?". Есть режущая глаз наивность в утверждении сестры милосердия, что страдают только добрые, хорошие люди. Даже рассматривая в этом контексте образ самой Мицу, она, будучи доброй, великодушной и отзывчивой девушкой, выходит, и расплачивается по жизни за свои добродетели. Что же это выходит, искренняя доброта не жизнеспособна в нашем мире? Мне кажется, не стоит думать так категорично, просто Мицу - образ доведенный до крайности, где к ее доброте и бескорыстию не хватает одного важного качества - здравомыслия. Отсюда можно предположить, что не Ёсиока когда-то погубил Мицу, так как если бы не он, обязательно нашелся кто-нибудь другой, а Мицу сама погубила себя, пусть и не нарочно, просто она думала, что у нее нет другого выхода.

О Ёсиоке можно в принципе ничего не говорить. Его повествование - контрастный фон для благочестивой Мицу, где даже негативная характеристика, которой он чествует героиню, не может ввести заблуждение. Монолог Ёсиоки зачастую откровенен до бесстыдства, благодаря чему, читатель не может питать ложных иллюзий "может, все-таки что-то было у Ёсиоки в душе к Мицу?" или "может, со временем он изменится?". У такого, как Ёсиока, быть не могло - он из таких людей, которые ради удовлетворения собственных потребностей легко поставят другого человека не выше салфетки, которой вытрут рот.