Больше рецензий

rezvaya_books

Эксперт

просто делюсь мыслями

25 января 2016 г. 10:21

706

4

картинка rezvaya
В современной русской литературе я, признаюсь, абсолютный профан. Количество прочитанных мною книг нынешних русских авторов едва достигнет пяти (как бы ужасно это ни звучало...). Поэтому и судить об этом произведении я буду с позиции читателя неискушенного и неопытного. Книга мне понравилась. Настольной она, правда, не станет, и в любимые произведения я ее однозначно не занесу, но зацепить ей меня удалось.
Действие происходит в конце 80-х годов ХХ столетия. Мальчик-подросток, Герман Рымбаев, переезжает с родителями из маленького провинциального городка в большой мегаполис. Там он попадает в плохую компанию, как говорится, "идет по наклонной", вместе с новыми друзьями осваивает уличную науку гоп-стопа. Ребята зарабатывают деньги, показывая "мультики":

И вот тогда Борман, как бы между прочим, рассказал нам, что слышал про такой прикол: пацаны берут с собой на улицу девушку, под шубой она совсем голая. И девушка перед встречным мужиком на несколько секунд распахивает шубу — показывает грудь и все остальное, а сопровождающие пацаны спрашивают: «Мультики видел?» — и поскольку мужик отказаться от увиденного не может, пацаны говорят: «А раз видел, тогда плати!» — и тот вынужден раскошеливаться за увиденные сиськи, причем не рублем и даже не трешкой, а как минимум десяткой. И это не грабеж, ведь мужик видит сиськи и получает интересное впечатление.

До поры до времени все шло гладко, но в один из вечеров компания нарывается на ментов, и Герман попадает в Детскую комнату милиции №7. С этого момента начинаются совершенно необычные вещи. Повествование выходит за рамки реальности и перемещается в плоскость бессознательного, превращается в мультики, в диафильмы. Герману предстоит пережить донельзя странные события, многое осознать и перевоспитаться, позволить разуму взять верх над подсознанием.
Тем не менее, на мой взгляд, Елизаров не вкладывал в это произведение какого-либо глубинного философского смысла, все наоборот очень просто - автор делает попытку исследовать детскую душу, проследить, как она меняется под воздействием любви и заботы и как уродуется безразличием. При этом перерождение Германа происходит под пафосные речи о воспитании и педагогике в духе советской пропаганды и лозунгов, к которым Елизаров примешивает большую долю иронии. Этот прием позволяет повествованию не превратиться в бессмысленное морализаторство.
Мне понравился стиль автора, его язык. Елизаров очень умело создает атмосферу, вызывая яркие слуховые и обонятельные ассоциации, от которых подчас бегут мурашки:

В руке мальчишки блеснула полоска стали, ткнулась в сторожа, тот охнул, схватился рукой за бок и хрустко прошептал, точно прошелся по просыпанному сахару: "Убил…"


Разогревшийся диапроектор чадил стариковским потом - теплый, вонючий, как если бы кто-то в распаренном июльском автобусе задрал обе руки, цепляясь за поручень.

Мне действительно казалось, что я чувствую запах нагретой кинопленки и пыли. При этом текст не выглядит перегруженным, он напротив легок и незамысловат и это его несомненное достоинство.
Однозначно одно: книги Елизарова продолжат пополнять мою библиотеку. Тем более, судя по отзывам, многие читатели считают эту книгу далеко не лучшей в его творчестве.