Больше рецензий
23 января 2016 г. 17:19
378
4.5 Прозрение
РецензияГузель Яхина вынашивала роман долго. Сначала она слушала рассказы своей бабушки, семью которой раскулачили и отправили на поселение на Ангару. Много позже она задумала написать роман о том непростом времени и судьбах людей, с ним связанных, начала вспоминать, узнавать новую информацию. Постепенно рождались персонажи, и однажды Зулейха откроет глаза...
Автор выделяет в романе четыре части.
Первая часть «Мокрая курица» рассказывает о жизни Зулейхи, татарки 30 лет от роду. Многим читателям эта часть нравится больше других. И действительно, в ней со знанием дела Гузель Яхина рисует быт и обычаи традиционной татарской семьи 30-40-х годов прошлого века. Сегодня с позиции современной женщины кажется, что жизнь Зулейхи и ей подобных была ужасной. Однако это поспешный вывод, думаю. Обязанности мужчины и женщины были строго распределены, каждый занимался своим делом. По своему Зулейха была довольна тем, как сложилась её жизнь. И автор не раз упоминает об этом, кстати. Интересно Гузель Яхина рассказывает о гармоничном сосуществовании мусульманской веры и веры языческой – веры отцов и прадедов. Одно другому, как видим, не мешает.
Ни один лист не вернулся обратно к Зулейхе – дух околицы принял угощение. Значит – исполнит просьбу: потолкует по-свойски с духом кладбища, уговорит его.
И тут же:
Но, говорят, в урмане молитвы не работают. Молись – не молись, все одно – погибнешь… Как ты думаешь…есть на земле места, куда не проникает взор Аллаха?
Вторая часть «Куда?» повествует о полугодовой дороге по нашей необъятной стране раскулаченных сельских жителей, петербургской интеллигенции и настоящих деклассированных элементов. И здесь автором прекрасно вырисованы образы каждого сословия: все они яркие, живые, настоящие. И уголовник Горелов, и профессор Лейбе, и художник Иконников, и дама бальзаковских лет из высшего общества Изабелла… Каждый из них – реальная единица народа, не смотря на разность взглядов, уровень образования и предшествующие условия жизни. Все вместе они заново учатся жить, открывая новые ресурсы в себе и соседях по тесному вагону.
Смерть была везде. Зулейха поняла это еще в детстве.
Третья часть «Жить» показывает, как из одной общей на всех землянки постепенно вырастает настоящий посёлок. И образуется прекрасный человеческий симбиоз! Каждый занимается общественным делом, принося пользу другим и себе. Некоторое время спустя люди вновь находят собственное призвание, которое даже получается реализовывать в новых условиях. На мой взгляд, третья часть вышла самой удачной. Автор ловко рисует простую и дружную жизнь поселенцев, показывая её трудности и прелести.
Недавно вдруг поняла: хорошо, что судьба забросила её сюда. Ютится она в казённой лазаретной каморке, живёт среди неродных по крови людей, разговаривает на неродном языке, охотится, как мужик, работает за троих, а ей – хорошо. Не то чтобы счастлива, нет. Но – хорошо.
Четвертая часть «Возвращение» рисует послевоенные годы в поселении. Выяснилось, что посёлок – это не дома, больница и школа, в первую очередь, посёлок – это люди. Постепенно душа посёлкая пустеет – после 46 года власть разрешила поселенцам вернуться домой.
Как говорится, дом – это то место, где тебя ждут. Но будет ли ждать поселенцев спустя годы хоть кто-то на большой земле? И где теперь дом?
Вид из окна в трубочку не свернешь, в чемодан не положишь.
На самом деле, в романе три части. Временных – четыре, да.
Но смысловых частей – три, в них меняется сознание героев, их взгляды на жизнь. Три раза Гузель Яхина начинает новый виток событий словами: «Зулейха открывает глаза». Истинно так! Она не просто открывает глаза, она прозревает! Она отыскивает новые силы в своём теле и духе. Она помогает прозреть другим. Среди них – мы – читатели 21 века.
Я открываю глаза и вглядываюсь вдаль. Пытаюсь рассмотреть на горизонте трудовой посёлок Семрук на Ангаре Красноярского края Северо-Енисейского района...
Комментарии
Книга чудесная! Но вот тут
не могу согласиться. Ужасна, сколько об этом не думай!
С одной стороны, я тоже так думаю. Читала книгу и периодически наговаривала на Муртазу: "Ну и псих! Убила бы!"
Когда его убили, даже выдохнула (прости, Господи!..)
С другой стороны, читала интервью автора книги, где журналисты тоже подняли этот вопрос. Гузель Яхина чётко объяснила, что таковы традиции. А как мы знаем, зачастую традиции оказываются сильнее новомодных веяний. По-своему эти женщины были довольны жизнью.
Нам тяжело судить об этом. Мы выросли в более-менее свободной стране и в свободное время для женщин, то есть имеем определённые социальные права и гарантии, в том числе право голоса. Но так тоже было не всегда. Моя бабушка (а ей 84 года) рассказывает, что отец в семье всегда считался главой, добытчиком, за это его и уважали.
я понимаю, что так было (а много где и есть), но для меня это неправильно. Каким бы хорошим не был мужчина, он все равно не выше меня только из-за своего пола. Я не ярая феминистка, но вот такие моменты дело принципа)
Согласна! Сама я бы никогда не смогла жить, как жила в замужестве Зулейха.
Принять тоже не могу, но понять получилось. Как-то так!..))
поняла))