Больше рецензий

22 января 2016 г. 13:25

68

4

У меня с раннего детства в голове сидела куча предубеждений по поводу этого автора. Вот и наступило время подтвердить имеющиеся опасения или опровергнуть их. Для этих целей решила начать повторное знакомство с малой прозы (может быть и зря).
Бесспорный вывод: Гоголь просто замечательный художник, его описания природы, внешности, города просто незабываемы, они действительно дышат, шумят, светятся, так и ощущаешь лёгкий ветерок или капли дождя, слышишь рокот толпы или шум деревьев, чувствуешь аромат духов или запах табака. Вот эта яркость и чёткость изображения, красочность описаний, то, что кажется, стоит закрыть глаза и ты действительно окажешься на Невском проспекте среди прогуливающихся парочек, в кабаре Парижа или на шумном офицерском вечере - то, чего я раньше не замечала, что как-то пробегало мимо внимания, да я вообще раньше не обращала внимания на какой-то фон происходящего, в попытке уследить за сюжетом, уделить ему как можно больше внимания. Наверное, издержки школьных уроков литературы, когда анализируют персонажей и события, но тот самый фон и атмосфера считаются чем-то второстепенным и не стоящим внимания. Зря!
Подводя итог, могу сказать, что у меня случилось приятное второе знакомство с автором, после которого окрепло желание перейти к его более крупным произведениям.

Подробнее о произведениях, входящих в сборник...


Невский проспект Тут такое описание современного автору Петербурга и конкретно Невского проспекта, что ощущение, будто не книгу читаешь, а как минимум смотришь фильм. В процессе прочтения возникает непреодолимое желание бросить всё и поехать хоть на денёк - посмотреть, подышать, понаблюдать за всей этой кутерьмой, сменой в течение дня публики (всех слоёв общества от самых низов до высшего сословия), послушать обрывки разговоров... Но автор предупреждает нас в обманчивости и мимолётности всего происходящего, в том, что не стоит верить прохожим или своему впечатлению, поддаваться влиянию и лететь на яркий свет огней и собственных мечтаний, что каждое маленькое приключение может привести к совсем не той развязке, на которую вы рассчитывали, бойко сходя с проторенной дорожки, как было с бедным художником Пискарёвым и поручиком Пироговым.
Нос Я раньше никак не могла понять это произведение при предыдущем очень давнем прочтении - я вообще с тех пор мало что помню, но общее впечатление, ощущение "что это вообще было?" и "как понимать?" остались. Сатирическая фантасмагория. Ряд совершенно несвязных событий, герои которых показаны весьма схематично, при этом большое внимание уделяется мелким деталям и второстепенным героям, вроде бы не оказывающим влияние на основной сюжет. Понятно, что речь тут идёт о важности статуса в обществе, о том, что человек, стремящийся к высокому положению, пробившийся из самых низов (как коллежский асессор Ковалев) большое внимание уделяет внешним признакам своего положения: просит именовать его майором (по военному чину), стремиться к выгодной женитьбе, гордиться тем, что вхож в высокие круги - именно поэтому для него исчезновение носа стало такой большой трагедией, которую можно воспринять буквально как исчезновение лица, какой-то поступок, перечеркнувший все прошлые заслуги, авторитет. Но в остальном... Нос, разгуливающий по городу в мундире, воспринимаемый всеми как само собой разумеющееся, его появление в свежем хлебе... Есть тут скорее всего намёк на то, что у высокостоящего лица в определённый период времени возникает некоторое право на неприкосновенность, на то, чтобы выглядеть или вести себя не совсем адекватно обстановке - всё воспринимается как должное, народ закрывает глаза, обращая внимание не на конкретные поступки, а на высокий статус, но... окончательно понять произведение я не могу. Знаете, такое ощущение странного сна. Посмотрел, утром подумал о причинах и следствиях, а в конце концов просто пожал плечами и выкинул из головы, вспоминая иной раз только чтобы подивиться безграничности человеческого воображения.
Портрет Эта повесть меня немного напугала. Знаете, такое ощущение, которое часто возникает в детстве как реакция на всякие "страшилки" - не столько страх или испуг, а какая-то жуткость всего происходящего, неприятное ощущение, что конечно же это всё выдумки, но осадочек на душе остался. Вот и у меня остался. Очень уж ярко передана фигура, изображённая на портрете, эти её глаза, которые "смотрят", так и представлялось что-то жуткое в этом выражении лица. В общем-то первая часть скорее о том, что более ценно для человека, о выборе между развитием таланта, искусством, следованием своему предназначению, работой в том направлении, которое приносит удовлетворение и развитие, или выбор в пользу большего дохода, положения, материальной выгоды, для достижения которых приходится поступиться своими принципами, изменить себе. Особенно ужасен финал - совершенно обезумевший художник Чартков, истребляющий из зависти и собственной никчёмности, из понимания того, что не воспользовался шансами судьбы, красоту, чужой труд, произведения искусства.
Вторая часть с рассказами об истории написания того самого портрета, о человеке, который был запечатлён на картине, а также о судьбе прошлых владельцах полотна нагнетает обстановку, придаёт какого-то ощущения ужасного проведения и безысходности, становится ясно, что не только какие-то личностные качества Чарткова и его неправильный выбор стали причиной произошедшего, что есть тут какое-то мистическое вмешательство как будто самого зла, дух которого живёт в портрете. И вот, когда все уже убедились в необходимости уничтожения произведения, оно исчезает... Очень сильный открытый финал, если рассматривать произведение как мистическую повесть, этакую "страшилку", ведь теперь не понятно, где, как и при каких условиях вновь появится портрет, чью жизнь он испортит следующей.
Шинель Маленький человек и его маленькие беды. Незаметный служащий, с усердием и любовью относящийся к своей работе, вынужденный экономить целый год, чтобы обзавестись верхней одеждой. И борьба с системой, даже с самим роком, с жестокой судьбой, которая проходится по таким "госслужащим" огромным локомотивом, не оставляя и мокрого места. Есть в судьбе Акакия Акакиевича что-то жалостливое и берущее за душу, грустное, но в то же время вызывающее злость - это самое бессилие одного конкретного человека в попытке что-то изменить, прижимистость, невозможность счастья, которое казалось было так близко и заключено в малом - в новой шинели.
Коляска Над этой повестью я немного даже посмеялась в конце. Прекрасно рассказанный анекдот =)
Записки сумасшедшего Это что-то очень странное и сюрреалистическое. Что-то сумбурное и странное. Тут я даже не знаю, что сказать. Может быть, стоит посмеяться над героем, но есть во всём произошедшем какая-то грусть и трагичность.
Рим А вот это произведение я читала очень тяжело, в середине пропускала некоторые описания даже и как-то притомилась к финалу, даже не дочитала несколько страниц. Почему? Очень уж много описаний и сносок. Да, всё так же красочно и замечательно, но слишком много информации при отсутствии какого-либо сюжета вывели меня из строя. И ещё все эти сноски... Очень уж глубокое погружение в реальность, которое в некоторые моменты времени показалось мне неоправданно подробным, слишком яркие краски, на фоне которых теряется нить повествования.

Книга была прочитана в рамках "Игры в классики"