Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 января 2016 г. 22:27

3K

5

Студент, случайно натолкнувшись на это имя, может вяло поинтересоваться, кто такой был этот Уильям Стоунер, но вряд ли его любопытство пойдет дальше вопроса, заданного мимоходом. Преподаватели, не особенно ценившие Стоунера при жизни, сейчас редко о нем говорят; пожилым его имя напоминает о конце, который их всех ждет, для более молодых это всего-навсего имя, звук, не пробуждающий воспоминаний и не вызывающий из небытия личность, с которой они могли бы ассоциировать себя или свою карьеру.

Джон Уильямс ''Стоунер''

Собственно, вся жизнь Уильяма Стоунера в этих нескольких предложениях. всего-навсего имя, звук, не пробуждающий воспоминаний и не вызывающий из небытия личность. Человек, проживший серую, ничем не примечательную жизнь. Серая масса, большинство и т.д. Эпитеты, которыми так любят сейчас разбрасываться, безусловно, считая себя, конечно же, не большинством. О, а сколько бесконечных статей типа ''научись мыслить нестандартно'', ''будь креативным'', ''выделяйся из толпы'' и т.д. Совершенно забывая об одном маленьком нюансе. Это со стороны, причем, со стороны, которая скользит по поверхности, не ныряя в глубину, не желая разобраться во внутреннем мире другого, кажется, что человек ''серая масса'', то самое ''большинство'', а если присмотреться повнимательнее, то окажется, что внутри скрыта целая вселенная, а может быть горе или несчастье, а может застенчивость, а может еще что-то такое тихое и грустное, что сделало человека невидимым, растворившимся, умершим - и все равно это целая вселенная, какая бы она ни была. И когда это понимаешь, понимаешь, что за всего-навсего имя, звук находится человек со всем его внутренним миром, драмой, несчастьем или счастьем, тихим неприметным счастьем, вдруг перехватывает дыхание. И понимаешь, что Билл Стоунер прожил такую большую жизнь и не был счастлив в силу разных причин, что ему не хватило всего лишь чуть-чуть, чтобы быть счастливым. Когда прочитываешь первые два абзаца книги о том, что Стоунер был ничем не примечателен, то в этот момент приходит понимание, что эта небольшая книга - рассказ о жизни самого обычного человека, содержит в себе весь его мир, всю его боль, все его мечты сбывшиеся и не сбывшиеся, - каким-то необъяснимым образом к горлу подкатывает комок и не отпускает все то время, пока читаешь о Стоунере. Тихая грусть. Тихая грусть о человеке, который однажды приехал в университет изучать сельское хозяйство, а в итоге оказался профессором филологии. Все изменил Шекспир, вернее 73 сонет. Молодой человек с маленькой фермы стал профессором филологии. Неужели это заурядно? Да нет.

Бывает так в жизни, что совершаешь незаурядные поступки, трудом добиваешься результатов, вроде встречаешь твоего человека, а оказывается жизнь прожита несчастливо в результате каких-то недопоступков, нерешительности. Почему, почему он не ушел от Эдит? Изначально они были не парой, их жизнь семейная началась несчастливо и так же продолжилась. Ради дочери? Она не стала счастливее от того, что Стоунеру не хватило смелости изменить свою жизнь. Несчастье родителей, живущих вместе, вынужденных жить вместе, сделало несчастной и Грейс. Примочки из якобы семьи не излечили Грейс, что печально, потому что когда родители не понимают, что делают своих детей заложниками собственных войн, это делает детей внутренними калеками, что и случилось с Грейс. Так же, как несчатной оказалась и Кэтрин. Одно решение могло изменить все. Даже ту университетскую ситуацию, которая сложилась из-за амбиций и глупости одного студента и принципов, которых придерживался Стоунер, как преподаватель. Одним решением можно было изменить все. Но делает ли это нерешение Стоунера всего-навсего именем? Да нет. Потому что никогда, ни из-за одной неудачи, несчастья или несложившейся семейной жизни, Стоунер не впадал в отчаяние, не сдавался. Он работал, жил, трудился. Прожил большую жизнь, не будучи блистательным преподавателем кому-то привил любовь к литературе, кого-то, как Кэтрин, вдохновил писать работу. Этот роман - один из лучших образцов прожитой человеческой жизни, самой обычной жизни, наполненной мгновениями счастья, удачной работы, неприятными ситуациями на работе, несчастливой семейной жизнью, неудачами, редкими удачами, с осознанием того, что поступи мы иначе, жизнь пошла бы другим путем. Самой обычной человеческой жизни, которую проживаем мы все. Каждый свою собственную. С неудачами и удачами. С горем и радостью, счастьем и несчастьем. С началом и финалом. И от этого грустнее всего. От того, что когда переворачиваешь последнюю страницу начинаешь думать о том, что не сделала в собственной жизни, о тех поступках, которые не совершила, об утраченных возможностях. Но стоит ли об этом горевать? Нет. Жизнь на этом не заканчивается, она идет своим чередом.

На самом деле, все мои размышления о том, что Стоунеру был предоставлен шанс изменить свою жизнь, а он не воспользовался и прочее и прочее, так вот на самом деле это все глупости, потому как все мы сильны задним умом. Особенно в отношении книжных героев и других людей, мы всегда знаем, что им лучше всего было бы сделать в той или иной ситуации, однако, опыт - это такая полезная штука, которая появляется через несколько секунд после того, как она была нужна. Прожить жизнь без ошибок, без неправильно принятых решений - это и не жизнь вовсе, на мой взгляд.
Замечательная книга о том, что каждый из нас, даже если мы всего-навсего имя, звук, не пробуждающий воспоминаний и не вызывающий из небытия личность, все равно целая вселенная, что каждый из нас носит в себе бескрайние миры, достойные того, чтобы о них была написана книга. Такая, как ''Стоунер'' Джона Уильямса в завораживающе прекрасном переводе Леонида Мотылева.

Пальцы разжались, и книга сначала медленно, а потом быстро заскользила поперек неподвижного тела и канула в тишину комнаты.

Комментарии


Меня также очень тронула история Стоунера! Спасибо за проникновенную рецензию!


Эта история совершенно необыкновенная. Необыкновенная история об обыкновенной жизни. Начинаешь задумываться о том, что как мало мы знаем и понимаем друг о друге. Как поверхностно судим друг о друге.


Вот и мне приходили именно такие же мысли!


Простые вопросы, вроде бы, но мы их себе не задаем вовсе. Такова жизнь наша повседневная, некогда нам. Хорошо, что хоть книги иногда задают такие вопросы.


И мы тогда тоже начинаем задумываться. Эх, хорошее было время, время классической литературы!


Это точно! :) Но что радует, в современной литературе тоже задаются все эти вопросы, причем, что интересно чаще всего в развекательных жанрах - детективах чаще всего. Ну или появляются новые имена, которые вполне на уровне - Джонатан Франзен, например.


Сложно только эти имена выявлять. Мы же "фомы неверующие" ))) А что ты читала у Франзена?


Это сложно в потоке бесконечных ''бестселлеров'' выявить жемчужину, понятно, что каждый находит свою, но все-таки сложно, когда тебе из-за каждого угла предлагают ''лучший роман века'':)) Но тем интереснее читать и откапывать :)
У Франзена читала пока только ''Свободу'', которая считается чуть хуже Поправок, но очень сильная вещь.


Ага, спасибо! А Уэльбека ты читать не пробовала? Как он тебе?


Уэльбека читала только Платформу. Не мог сказать, что мой автор, но книгу высоко оценила, потому что опять же, очень важные вопросы он там затрагивает. Да, он пишет много откровенных сцен, но меня они именно в Платформе не коробили.
Как ни странно понравился Бегбедер. При всей внешней циничности очень глубокий автор, понимающий опять же современные проблемы.


пока я еще до всех их не добрался! мои коллеги тут Модиано начали читать, интересно будет, что скажут


до Модиано я еще не добралась, так что жду отзывов:)) а вот Леклезио хорош, хотя очень индвидуален :) Элис Манро хороша.


ясно, я только немножко немцев успеваю подчитывать. Хороши Ротман, Кельман, очень понравился Тимур Вермеш, хоть там все завуалировано под АИ, но тема хороша


вот с немцами у меня хуже) c современными конечно. Но у нас и переводов современной немецкой литературы мало.
Вот этих троих взяла на заметочку. А кого еще можно из современных немецких авторов почитать?


Ты права, очень мало переводят. Особенно из последнего. Я и так очень долго ждал, когда же переведут Вермеша, занимавшего полгода первое место по продажам в Германии. Прошло полтора года как мы увидели перевод. Единственного, кого переводят сразу - Шлинка. А так интересны Михаэль Энде, Вольфганг Херрндорф, Уве Тимм.


Ну да, в основном переводя Шлинка. Что печально. Вермеша взяла на заметочку) Остальных тоже. Спасибо!!!


С удовольствием! Если что стоящее на русском откопаю, расскажу! ;)


Ага! Хорошо!


Прекрасная рецензия!


Спасибо! Это книга прекрасная! )


Тоже собираюсь ее читать, спасибо вам за рецензию!


Обязательно читайте, это одна из тех книг, которая открывает каждому читателю что-то личное о самом себе. Что бесценно.


Спасибо, именно этого и хочу.


Спасибо за такую проникновенную рецензию, теперь еще больше захотелось книгу прочитать!


Спасибо! Читать, обязательно читать)


А я уж было отказался от прочтения романа после рецензии А. Ливерганта в "Иностранке". Наверное, зря.
Спасибо за рецензию!


А здесь для меня возникает неожиданный парадокс, потому что я как раз согласна с Александром Яковлевичем, что для бестселлера роману не хватает динамики, для романа воспитания не понятно где автор потерял своего героя.

Для романа воспитания маловато. Для бестселлера - тем более. А вот для телесериала, убаюкивающего, монотонного, - самый раз.

Но! Для меня этот роман не столько роман воспитания или бестселлер, сколько очень личное чтение, на эмоциональном уровне, очень личное. Поэтому так высоко оценила книгу.


Согласен полностью с Юлей. Для меня это было тоже очень личное чтение!


Не знаю, где потерял своего героя Джон Уильямс (по-моему, нигде), но интерес к рецензии этого мужчины пропадает самое позднее на третьем абзаце пересказа.
Почитайте лучше роман, это великолепная проза.


"Стоунер" - как зеркало: все пишут о том, что способны в нем разглядеть, но так, будто то, что они видят, и есть "Стоунер". Ливергант героя не разглядел - отсюда и "потерял", хотя весь текст - это непрямой внутренний монолог взрослеющего, а потом стареющего человека, и возникает вопрос, что же тогда Ливергант читал вообще, если этого не заметил. а насчет не-бестселлерности - "Чайка" и прочий драматический Чехов, из которого эта книга выросла, тоже нихрена не бодрячок - а поди ж ты.


Согласна с Вами полностью. Очень личная книга. И каждый в главном герое увидит себя. Для меня - книга-открытие прошлого года.
Замечательная рецензия!


Спасибо! Потому что она о нашей жизни, о том как мы ее проживаем, как иногда никто не виноват, а просто так складывается жизнь. Прекрасная книга.


Хорошо сказано, удивительно совпадает с моим ощущением от книги


Спасибо!