Больше рецензий

blackeyed

Эксперт

бесплатная экспертиза без регистрации и смс

17 января 2016 г. 06:17

2K

4.5

Ползвездочки оторвалось и закатилось под компьютерный стол, потому что Ваш покорный слуга не привык к такой литературе, и его организм пока ещё не может усвоить диалоги автора с читателем, хронологические игры, тройные концовки и т.д. Т.е. фаулзовские постмодернистские штучки. Мнение об этом очередном -изме (постмодернизме) я составляю на ходу, поскольку знаком был с произведениями этого направления лишь понаслышке. Такое блюдо я попробовал едва ли не впервые, и пока что, как говорил герой фильма «Свадьба в Малиновке», не распробовал.

Но если я не совсем определился относительно постмодернизма, то в целом о книге я очень высокого мнения. Она увлекательна, держит в напряжении и заставляет дочитать себя до конца. Она очень познавательна, поскольку Фаулз часто прибегает к интертекстуальности, т.е. к аллегориям и аллюзиям, а ты потом листаешь комментарии в конце книги и узнаёшь много нового. Кроме того, роман позволяет окунуться в викторианскую эпоху Великобритании, узнать о тогдашних нравах, хотя неизвестно, насколько достоверен автор в подобных описаниях.

Это, безусловно, любопытная техника - рассказывать о викторианстве, находясь в другом столетии. То бишь рассказчик не притворяется, что он живёт вместе с героями, в том же времени, в том же месте, а сразу обозначает, что он, мол, расскажет (сочинит) историю о стародавних временах, при этом, не забыв сравнить свой нынешний век с тем, который он описывает. Более того, рассказчик ведёт с читателем чуть ли не прямой разговор, типа: «Вы, конечно, думаете, что наш герой поступит вот так...» или «Пожалуй, я пересластил предыдущий абзац метафорами...». В таких случаях происходит некое раздвоение. Повествование ведётся от 3-го лица, и порой не смекнёшь: делает ли его так называемый обобщенный неперсонифицированный «рассказчик» (narrator), или перед нами голос самого писателя, Джона Роберта Фаулза.

Другая техника вызывает некоторую оторопь. Речь о тройной концовке. Налево пойдёшь - на Эрнестине женишься, направо пойдёшь - дочь обретёшь (и, вероятно, Сару тоже), прямо пойдёшь - останешься ни с чем, кроме горького опыта. С одной стороны, это жизненно. При одних и тех же условиях, хаотичная последовательность событий может повести жизнь в два диаметрально противоположных направления (а то и в множество таковых). Или же уместно прибегнуть к понятию «выбор», от правильности которого зависит ход событий. С другой стороны, если в каждой книге читателю будет предлагаться несколько вариантов концовки, то получится, товарищи, настоящий бедлам! Зачем вовсе читать книги, если ты заранее знаешь, что кончиться всё может и так, и сяк, и эдак? Посему, эта техника весьма любопытна как разовый эксперимент, и только так.

Дарвинизм и фрейдизм - ещё два -изма сильно привлекли моё внимание, по личным мотивам. Эти учения очень мне близки, ввиду неверия в бога и убежденности в детерминированность человеческого поведения сексуальными влечениями. Писатель своими эпиграфами, а то и прямым текстом, как будто объясняет мотивы своих героев с помощью этих научных направлений (+марксизм). Ни разу не кажется, что автор щеголяет своими знаниями, что он умничает - всякий раз это уместно. Разве что аляповато смотрится одна сцена, где, если не ошибаюсь, герой питает нежные чувства к даме, и душа его рвётся ввысь... а автор одним штрихом развенчивает всю романтику фрейдистским объяснением, дескать, у нашего повесы просто давно не было женщины.

Женщины, Сара и Тина (если применять одну из излюбленных техник Фаулза - ссылку на античные тексты и реалии), для Чарльза обернулись Сциллой и Харибдой. Ему нужно было пройти между обеих, чтобы выбрести на тропу жизне- и самопознания. Даже их фамилии подразумевали: «ничего хорошего от них не жди!». Фримен = free man, то есть намёк Чарльзу: быть тебе свободным, холостяком; Woodruff - «дикий лесной ясменник», мол, «не пытайся её одомашнить».
Я уже читал Фаулза более 3 лет назад. Это был всем на ЛЛ известный «Коллекционер». В обоих произведениях, в «Любовнице» и в «Коллекционере», просматривается мотив противостояния мужчины и женщины, некой «битвы», «борьбы» между М и Ж. И в обоих случаях под внешней оболочкой борьбы за жизнь (Фред и Миранда) или борьбы за любовь (Чарльз и Сара) скрывается внутренняя психологическая борьба мировоззрений, чувств, столкновение характеров, убеждений. И это не жаркие споры между героями, это последовательная трансформация героев на протяжении книги, бессловесное перетягивание каната. В «Коллекционере», получается, верх взял мужчина, а в «Любовнице» - женщина. Хотя можно поспорить, сказав, что Чарльз вынес положительный опыт из произошедшего, но мне видится, что в эдаком vochkah-241.gif VS svadba-31.gif противостоянии его попросту оставили с носом. Чего от него хотела Сара, ни мне, ни Чарльзу, ни самой Саре оказалось непонятным. Не случайно она говорит: «Понять меня невозможно», а Чарльз вопрошает: «Пойму ли я когда-нибудь все ваши аллегории?». Ближе всех к пониманию Сары приблизился, пожалуй, доктор Гроган, применивший сугубо научную точку зрения - Сара психически нездорова, у неё психоз и меланхолия, скорбь она принимает за счастье. Если вы поняли Сару иначе, обязательно напишите мне по адресу моего профиля.

В завершении приведу лаконичный диалог, подслушанный в моей голове и подтверждающий, что Фаулз мне понравился:
- «Волхв»?
- «Волхв».

Комментарии


''С другой стороны, если в каждой книге читателю будет предлагаться несколько вариантов концовки, то получится, товарищи, настоящий бедлам! Зачем вовсе читать книги, если ты заранее знаешь, что кончиться всё может и так, и сяк, и эдак? Посему, эта техника весьма любопытна как разовый эксперимент, и только так.''

Тут трудновато с Вами согласиться. Приходит на ум аналогия с показом различных спортивных трансляций. Кроме очевидного боления за одну из команд или личностей, а также удовольствия от созерцания телесного совершенства, есть у многих зрителей спорта и чисто драматургический, эстетический интерес, людей привлекает именно вот эта непредсказуемость финала (игра на три результата во многих игровых видах спорта, возможность многих победителей в неигровых). Я воспринимаю технику Фаулза именно в контексте такого элемента спортивной поэтики, перенесённого в область высокой литературы. Конечно, Фаулз создавал свою поэтику, исходя из совершенно других теоретических обоснований, но моё обоснование на уровне метафоры, думается, не вступило бы в принципиальное противоречие с обоснованием Фаулза.


Давайте прикинем: когда смотришь футбольный матч, ты точно знаешь, что будет либо победа, либо ничья, либо поражение. 1 из 3.
У Фаулза же в этой книге 3 из 3 - и победа, и ничья, и поражение. Если бы перед футболом мне сказали, что, пофантазируем, моя команда одновременно и выиграет, и проиграет, и сыграет вничью - такую игру я не стал бы смотреть. И если в каждой книге будет по 3 концовки, читать их тоже не будут.


И так, и не так.
Победа победе рознь. Можно посмотреть (пофантазируем) как сборная России выиграла у сборной Испании 1-0, и радоваться, как хорошо, блистательно сыграли. Можно увидеть матч с какой-нибудь сборной Люксембурга, увидеть как на последних минутах вымучили тот же 1-0, и возмущаться кошмаром. Есть варианты игры с более крупным счётом вроде 2-1, или 1-1 и там уже вся драматургия встречи меняется в зависимости от того, в каком порядке команды забивали голы и на каких минутах, были ли конфликты с судьёй по случаю взятия ворот, у обеих ли команд, или только у одной.
Примерно такую поливариантность можно углядеть у Фаулза. Она, конечно, может не устраивать. Извините, если я не к месту затеял дискуссию о вкусах. Признаю, что пример, может быть, выбрал не до конца точно, но никак не удаётся выразиться точнее.


Повторяю: не важно, чем книга кончилась, хэппи-эндом или трагически. Главное, чтобы у неё был какой-нибудь конец. А у Фаулза наличие 3 разных концовок можно рассматривать как отсутствие какого бы то ни было сформулированного решения, вывода, заключения - конца.


Новаторство постмодернизма как раз и заключается в отказе (или в творческом переосмыслении) от ключевого принципа поэтики Аристотеля: ''целое есть то, что имеет начало, середину и конец''. Своим этим принципом Аристотель ставит автора в позицию подчинённого к времени повествования, такой традиции следовали все после Аристотеля. Постмодернисты отказываются от традиции, заявляют бунт против подчинения.


Другая техника вызывает некоторую оторопь. Речь о тройной концовке.

Именно за это сама снизила книге оценку, но тоже планирую добраться до "Волхва"


Я шла той же дорогой, но в "Волхва" совершенно не врубилась и не получила от него радости. Вот не знаю, то ли предостеречь, то ли надеяться, что вы умнее )


"Коллекционер" мне понравился больше "Любовницы". "Волхв" больше похож на какую из этих двух книг?
Предостерегайте-не предостерегайте, а "Волхва" я всё равно буду читать, рано или поздно))


Волхв на обе не похож )
Ну что ж, удачи вам! )


Читайте "Волхва"! После "Обрыва" вы попадёте на другую планету!


Я уже прочитал, что "Волхв" Ваша любимая книга)


Да, "Волхва" пока никто не переплюнул! Хотя недавно, совсем неожиданно, близко подобрался Пол Боулз и его "Под покровом небес"


Ближе всех к пониманию Сары приблизился, пожалуй, доктор Гроган, применивший сугубо научную точку зрения - Сара психически нездорова, у неё психоз и меланхолия, скорбь она принимает за счастье. Если вы поняли Сару иначе, обязательно напишите мне по адресу моего профиля.

А надо ли для объяснения отношений между мужчиной и женщиной применять научную точку зрения? Может, Сара просто обыкновенная интриганка? :)


И зачем она плела интриги в отношении Чарльза, если сама не извлекла из них никакой выгоды? Назло?


Полагаю, что да. Женщины вообще иногда странно себя ведут. И не всегда этому можно найти найти нормальное объяснение :)


Так как о мотивах Сары мы можем только догадываться, я предположу, что она свободно и во имя свободы. Свободабыть не такой, как все; свободавыбирать любого мужчину ( ещё лучше обременённого обязательствами). Она много чего сделала ради эксперимента - Свобода без него как белый лист. Даже невинности лишилась, думается мне, не от большой любви. Ей вообще чужды традиционные ценности, и семейная жизнь с Чарльзом, копающимся в останках, её явно не прельщала. Она разрушительница сродни Настасье Филлиповне. Я уверена, что она не металась : все о себе знала и действовала наверняка


Мне не по душе такая книга, в которой читателю даётся безграничная свобода толкования. У Вас хорошее предположение. А мне хотелось, чтобы мистер Фаулз приоткрыл хотя бы пол-занавеса (он же оставил лишь тоненькую щелочку, через которую едва проходит свет).


Я вам скажу, что Фаулз всегда даёт определенную свободу толкования, где-то меньше, где-то больше. Помню, прочитав впервые "Анну Каренину", была под впечатлением. Прошло время, я успела много чего почитать у Фаулза. Решила перечитать "Анну Каренину"-и не смогла! Толстой таким навязчивым показался-ничего додумать не давал, все разжёвывал до мелочей. Стало душно! До сих пор боюсь к нему подступать:) А вот Тургенев при повторном прочтении показался очень актуальным и оставлял пространство для "домысливания". Простите за столь пространные рассуждения, но я это к тому, что не люблю, когда все "прописано", а люблю "предположить", "умозаключить" - я одна разгадала загадку автора:) Но безграничная свобода толкованиямне, как и вам не близка! Да что я говорю, прочтите "Волхва" и решите окончательно, близко вам это или нет:)


Я тоже не люблю, когда все "прописано". Не нужны крайности: 100% прописанность (как у Толстого, по-Вашему) и 100% свобода толкования. Я люблю, когда примерно 70% прописано и 30% остается на домысливание. А у Вас какое соотношение?


Трудно сказать, все зависит от произведения, автора - мы уже настраиваемся на определённый лад. Вам было интересно, чем отличается "Волхв" от "Любовницы" или "Коллекционера". Однозначного ответа я тоже не дам. Просто у Фаулза фишка была такая: экспериментировал с жанрами. "Коллекционер" наиболее понятный роман, здесь мало загадок-чистая психология. "Любовницу" я считаю более женским Романом-мужчинам после истории с Сарой хочется пойти и засунуть голову в микроволновку. Вобщем, вы прочитали два романа, с которых и следует начинать :)дальше - по нарастающей


С микроволновкой блестяще подмечено!


Согласитесь, среднестатистический мужчина не любит ТАК ломать мозги)) Как мне кажется, почему Сара все это делала? Обманывала ГГ, придумала вообще всю эту историю с лейтенантом , явно Ее компрометирующую в глазах общества. Эксперименты ставила! Чистой воды. Второй Морис Кончис. Вы, кстати, читали Волхва? Просто философский поиск какой-то. Замутить такую заваруху и посмотреть сойдёт ли тебе это с рук)) А если и не это, то точно что-то очень интеллектуальное, чуждое и страсти, и каким-либо земным чувствам


Очень согласна с доктором Гроганом, мне тоже кажется, что только благодаря расстройству психики, можно создать вокруг себя такую атмосферу самоуничижения и комфортно существовать в этой отведенной себе роли.