Больше рецензий

Yossarian

Эксперт

Я не достоин звания эксперта

17 января 2016 г. 01:02

322

4 История средних веков для начинающих

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАМОК И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (1907)
Первая часть сборника, посвящённого описанию быта людей Средневековья. Рассматривается типичный замок на примере Франции XII-XIII веков.

Константин Иванов выбирает тип повествования от первого лица во всех частях. Он буквально берёт читателя за руку и ведёт, в данном случае, прямо от подъёмного моста крепостной стены и далее по внутренней территории и комнатам. Побродив по замку, мы попадём на посвящение в рыцари, знатно попируем, поохотимся на кабана. Затем познакомимся с вооружением рыцаря, посетим турнир. Ближе к концу работы увидим, что такое судебный поединок, а напоследок проведём день в кулуарах феодала, познакомимся с его семьёй. Заключительные страницы представляют собой историю рыцаря, собирающего знать на очередной крестовый поход. Это вымышленный рассказ основывается на средневековых мифах и легендах.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (1900)
Серия очерков на примере на примере среднего германского города XIV-XV веков. Вначале идёт описание обычного дня средневековой городской суеты. Потом мы перемещаемся в здание местной администрации (как правило, ратуша), где наблюдаем за работой бургомистров и других членов городского управления. Далее гостим у бюргера, на следующий день - городская свадьба. Потом в фокусе внимания оказываются гильдии ремесленников. Напоследок посетим городские праздники и неплохо развлечёмся. Нашлось место описанию самобичеванию, преследованию ведьм и алхимии.

Вторая часть сборника поинтереснее, не такая радужная, да и сам материал пошире.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДЕРЕВНЯ И ЕЁ ОБИТАТЕЛИ (1915)
Заключительная часть сборника. Вначале кратко описывается процесс развития французской и германской деревни после падения Рима, а далее следуют очерки, как и в части, посвящённой городу: рабочий и выходной день в деревне, крестьянская свадьба, праздники. Также текст дополнен двумя легендами и историческим экскурсом на тему Жакерии.

Когда я брал книгу в библиотеке, то не посмотрел, какого года рождения опубликованные статьи. Придя домой, узнал, что автор работал в начале двадцатого века, поэтому был немного разочарован, но сам виноват - на четвёртой стороне обложки всё чётко указано.

Тот формат, которого придерживается автор, как я понимаю, предназначался для учеников гимназий. Мы не имеем дело с исторической работой в классическом понимании. Фактически повествование напоминает занимательные уроки истории. Поэтому читается текст легко, занимательно, но создаётся слишком глянцевая картинка, слишком романтическая. На каких-либо отрицательных моментах, свойственных той эпохе, автор мало останавливается, не заостряя особо внимания. Это ни в коем случае не говорит о некомпетентности К. Иванова, который был глубоким знатоком Средневековья. Просто не стоит воспринимать книгу как серьёзное исследование, у неё другая цель - дать начальное представление об эпохе или напомнить о некоторых узловых моментах, которые были забыты после обучения в школе, как в моём случае. Да и объём книги невелик, но позволяет дать старт, которому я обязательно дам продолжение.

Комментарии


Мне понравилось описание "Обета Фазана". Очень детально, попсовая вещь и все медиевисты с удовольствием и смаком его пересказывают, но когда я пытаюсь найти первоисточники (хроники Матье де Куси и Оливье де Ламарша), которые они цитируют, то неизменно терплю неудачу. А вам случайно не попадались эти источники в электронном варианте?


В прочитанной несколько минут назад книге Ж. Ле Гоффа "Рождение Европы" тоже встретилось упоминание (буквально парой слов) о фазановой истории. По поводу вашего вопроса - я не искал, к сожалению.


Лилль, 1454, герцог бургундский Филипп Добрый - всё, что я знаю об этом событии.


Я же и говорю, что этот анекдот популярен.) Он и в "Осени Средневековья" Хёйзенги упоминается. Ну, я в общем-то и не надеялась особо, просто подумала, а вдруг вы специалист?..))
Филипп Добрый, да. Но мне там не сколько политика интересна, сколько "кухня" всех этих бургундских увеселений: кто придумывал и делал механические куклы, откуда во Фландрии 15 века взялся слон и т.д.)


Вынужден разочаровать и вас, и, к сожалению, себя, поскольку я вообще не знаток истории по причине гигантских школьных пробелов. Вот вы сейчас написали во втором абзаце такие вещи, о которых я даже не слышал. Здесь многоуважаемая Morra для меня истинный специалист и консультант. Я всего лишь приоткрываю для себя мир знаний.


Я мельком глянул на ваши прочитанные книги за последний период. Ну что я могу сказать? Помягче выразиться - я лох. Кто такой этот Людовик одиннадцатый? Лоренцо Великолепный... Что-то слышал, но опять же. Нет проблем взять и посмотреть в интернете, но у меня нет системы знаний; в основном набор фактов и событий какой-то имеется, но нет чёткой системы. Отсюда вывод - Вы куда больший специалист, нежели ваш покорный слуга)


Вы меня смущаете) но вообще, да, по первому образованию я историк)) Так что читаю литературу по специальности.
Комплексные знания у меня есть, но эта всего лишь схема, а хочется подробностей. Подробности сейчас, благодаря всемирной сети, тоже становятся все больше и больше доступны, но меня подводит мое плохое знание иностранных языков. В последнее время мне интересен 15 век и я стараюсь найти русские переводы исторических источников по этому периоду, но их мало и практически все те, которые находятся сейчас в открытом доступе, сделаны еще в советское время.

Людовик Одиннадцатый Валуа, по прозвищу "Паук", король Франции и сын того самого "милого дофина" Карла, который был коронован в Реймсе Орлеанской Девой и выиграл Столетнюю войну у англичан, был кумом принципца Флорентийской республики Лоренцо "Великолепного" Медичи, банкира и мецената, пригревшего под конец жизни у себя на груди некого неистового монаха-доминиканца с амбициями святого, которого звали Джироламо Савонаролой и который был родом из Феррары и, говорят, ушел в монахи из-за несчастной любви к одной знатной флорентийки из семьи Строцци. Джироламо Савонарола проповедовал возвращения к принципам раннего христианства, осуждал златолюбие и развращенность современной ему католической церкви и Римского Папы (за что схлопотал таки от него под конец жизни отлучение, был арестован, повешен, а потом сожжен), а также ратовал за возвращение фактического республиканского строя во Флоренцию и изгнание из неё Медичи (за что он, видимо, и был нежно любим и глубоко уважаем А.Ф.Лосевым). Самым же известным биографом Людовика Одиннадцатого историки считают Филиппа де Коммина - мелкопоместного дворянина, крестника герцога Бургундского Филиппа Доброго, который состоял с самого детства в свите его сына Карла (будущего герцога бургундского Карла Смелого), но, будучи, опять таки по слухам, обижен им, ибо герцог Карл был гневлив и однажды в припадке ярости, говорят, даже одел сапог на голову этому нерадивому пажу, чем дал повод многим насмешкам над де Коммином среди придворных. Затаивший обиду де Коммин стал со временем одним из первейших советников Карла и предал его однажды, перейдя на службу к Людовику. Формально герцог Бургундии был вассалом короля Франции, но фактически они были врагами. В результате политических талантов Людовика Бургундия перестала существовать, а династия бургундских Валуа прервалась на Карле Смелом.
Возвращаясь к "Клятве Фазана" и несостоявшемуся крестовому походу, который был задуман герцогом Филиппом Бургундским. Его причиной было то, что в 1453 г Константинополь (центр пусть православного, но христианства на Востоке) был взят турками. Византийская империя перестала существовать. Европейцы (прежде всего Генуя и Венеция) потеряли путь на Восток, торговля с Востоком теперь стала не выгодной. Но европейские государи забили на войну с неверными и освобождение Канстантинополя - это означало разорение крупнейших итальянских торговых компаний. В конце-концов, чтоб найти выход из этой сложной ситуации некоторые венецианские и генуэзкие мореходы стали строить прожекты уж совсем нелепые. Так, один из таких прожектеров, некий худородный и бедный сын чесальщика шерсти из Генуи, семь лет оббивал пороги европейских монархов прося у них денег на морскую экспедицию в Индию через западное море... в конце-концов христианнейшая Изабелла Кастильская таки пожалела бедного юродивого и дала ему немного денег во имя Бога и милости его... тем более политика её духовника Торквемады на тот момент как бы способствовала наполнению испанской казны, так что деньги были. Ну, и он в 1492 году сплавал.)


Мдааа. Ваш комментарий чётко обозначил, кто есть кто в нашей с вами беседе. Спасибо за информацию! Кстати, с иностранными языками та же проблема и у меня.


Да это я просто вкратце пересказала тематику прочитанных мною книг по истории за последний квартал. В смысле, что да, все таки ложится в "схему")) А что подробно остановилась на "Обете Фазана", так вчера же была его годовщина!)) А так вообще я не зануда, нет)))))


Зато я - зануда) С фазановой годовщиной вас! Спасибо за ваши потрясающие комментарии!