Больше рецензий

Milena_Main

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 января 2016 г. 21:16

418

5

У рыцарей Артура был свой "квест", а у меня - свой: прочесть "Смерть Артура" за пять-шесть дней. И, скажу я вам, задача эта была не из легких, но я с ней управилась к вящему своему удовлетворению.
Легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого стола в той или иной форме известна всем. На ее основе создано огромное количество произведений - от книг до картин, от фильмов и мультфильмов до компьютерных игр и песен.
Именно поэтому я не буду говорить о сюжете, потому что практически любой так или иначе с ним уже знаком, даже если и в глаза-то эту книгу не видел.
Существует эта легенда в самых различных версиях и трактовках, у каждого века и автора - своя, но общепризнанно-классической считается книга сэра Томаса Мэлори, рыцаря-узника времен войны Алой и Белой Розы. Разумеется, этот вариант древней полулегенды-полуистории впитывает в себя черты, присущие времени и мировоззрению самого автора, что необходимо учитывать при соотнесении его повествования с более древними кельтскими источниками и выводами современных ученых. Тем не менее, этот поистине эпический труд сыграл огромную роль в популяризации легенды, и, кроме того, Мэлори скомпилировал и переработал разрозненные части артурианского цикла в одно произведение.
Ну а поскольку, как правильно отметил в своем эссе Анджей Сапковский, артуриана оказала огромное влияние на всю литературу в целом и литературу фэнтези в частности, а, кроме того, как любой легендариум являет собой обширный культурологический пласт, всплывающий не только в искусстве, но и в речи, образах, породивших целую кучу архетипов, постольку "Смерть Артура" - своеобразный краегольный камень, на котором зиждется огромное количество современных понятий, представлений и клише. С трактовкой артуриановского мифа от Томаса Мэлори можно соглашаться или не соглашаться, но знать ее надо обязательно.
Итак, "Смерть Артура" Томаса Мэлори состоит из восьми повестей, которые правильнее было бы назвать ветвями, причем в большинстве современных изданий две из них - о сэре Гарете и сэре Тристраме (он же более известен как Тристан) - с целью сокращения весьма впечатляющего объема выбрасывается, как необязательные для понимания общей фабулы. Мне повезло, у меня как раз полная версия книги стоит на полке, так что моим талмудом расширенного формата на 700 с небольшим страниц при желании вполне возможно кого-нибудь прихлопнуть.
Повести эти в свою очередь делятся на книги, а те на главы. Количество их неоднородно, да и сами они очень разные как по настроению, так и по наполнению. Не стоит забывать, что Мэлори брал и пересказывал существующие на его момент рыцарские романы, в которых действуют герои артурианы, а потому вполне естественно и создается такое впечатление, будто ты читаешь не одну книгу, а восемь, ведь по сути оно так и есть.
Например, первая повесть - собственно, о рождении Артура, о мече под наковальней, о восхождении на трон - наиболее тесно связана с кельтской мифологией и в ней сильнее ощущаются ее мотивы и отголоски.
Вторая - о походе Артура в Рим - самая военная и неправдоподобная.
Повести о сэре Гарете и сэре Тристраме - типичные рыцарские приключения.
Повесть о Святом Граале - наиболее чужеродна самому Мэлори и его излюбленным мотивам, в ней очень силен христианский дух смирения, она резко отличается от всех остальных ветвей в книге. И она же - одна из самых значимых не только в контексте артурианы, но и в контексте всей христианской идеологии, а также ее апокрифов.
Повести и Гвиневере и Ланселоте и о смерти Артура - это финальное и логическое завершение всех событий легенды, которая подхватывает и подвязывает все концы в одно эпическое - и безумно трагическое - полотно, мастерски и красиво сшитое, по всем канонам искусства.
Разумеется, это средневековая литература со всеми из этого вытекающими, но при этом она довольно легко читается. Проблему представляет разве что объем, который, учитывая стилистику, крайне тяжело осилить в короткие сроки, а если читать книгу, никуда не торопясь, то и он не станет таким уж испытанием на прочность.
Не все части усваиваются одинаково легко, причем связано это будет, скорее всего, не с объемом, а с личными предпочтениями каждого конкретного читателя, но чем дальше читаешь эту книгу, тем лучше она становится, тем глубже ею проникаешься.
А под конец остается лиричное чувство соприкосновения с чем-то большим, прекрасным и утраченным.
Ну и под конец хочу сказать пару слов конкретно об этом издании. О том, что оно наиболее полное, я уже упоминула, о том, что объемное и по формату выше и шире обычной книги - тоже, но не сказала ничего о том, как оно оформлено, - а сделано это, надо сказать, совершенно чудесно. На обложку помещена прекрасная и широко известная картина, изображающая момент перед отплытием на Авалон. Текст дается в два столбца, каждая глава начинается со стилизованной с рисунком первой буквы, помимо черной краски шрифта в книге используется еще и красная - для создания максимальной приближенности к средневековому стилю. Красно-черными цветами выполнены также иллюстрации, которые сопровождают повествование. Есть некоторое количество опечаток и одна небольшая накладка, но общего впечатления они не портят.
Книга, во всех смыслах достойная того, чтобы украсить любую коллекцию.

Книга прочитала в рамках игры "Дайте две!" Девятнадцатая волна.