Больше рецензий

11 января 2016 г. 09:54

740

0.5

К чему стадам дара свободы? Их должно резать или стричь.

Трудно оценивать произведение, от которого сам автор впоследствии отказался и даже под конец жизни стыдился этой вещи (судя по "Самопознанию"). Бердяев - вообще человек эмоциональный и увлекающийся, за это ему можно простить всю ту ахинею, которую он тут понаписал: ну был у Николая Александровича эмоциональный всплеск на фоне переживаний за свою Родину (за которую он, кстати, в отличие от белой эмиграции, например, переживал реально, а не только на словах), ну высказал он в сердцах все, что накипело - ну так чего же не скажешь в порыве-то. В порыве и любимому человеку гадостей наговорить можно, а потом горько сожалеть об этом...
Поэтому я и ставлю кол. Думаю, и сам Бердяев меня в этом бы поддержал - как я не уважаю его как личность, как философа и мыслителя (пусть и чересчур противоречивого, эмоционального, душевно мятущегося, что, кстати, хорошо, поскольку говорит о его неравнодушии), но именно с этой вещью не соглашусь никогда. И даже спорить с ней не стану, задам только один закономерный вопрос: "А СУДЬИ КТО?" После него уж точно автоматически отмирают рассуждения об избранности аристократии и предопределенности неравенства.
Я бы только хотела ответить Николаю Александровичу на его размышления о свободе, которую он так любит и из любви к которой, собственно, и написал и эту книгу, и книгу, посвященную русской революции... Свобода - это такая вещь, с которой шутить нельзя. Она может быть абсолютной ценностью, но насаждать ее повсеместно - губительно. Приведу пару примеров. Представьте, что случится, если, например, коту предоставить полную свободу в квартире. Вот прямо с рождения. Никакого контроля за туалетом, едой, поведением и т.п. Во что превратится ваша квартира, ваша жизнь и даже жизнь кота, если ему предоставить есть все, что ему хочется? Хорошо, многие скажут, что кот - это глупый зверь, а вот человек... Ладно, представим, что полную свободу мы теперь предоставляем не коту, а ребенку. Что, страшно? Ладно, ребенок тоже неразумен по большому счету. Тогда представим, что нас, взрослых людей, не ограничивают в жизни никакие правила и нормы, только собственная совесть. За совесть многих ли людей вы можете поручиться? И не превратится ли планета в бандитскую группировку мародеров, если насадить свободу повсеместно? Не существует этой свободы. Всегда найдутся те, кто захватит власть над более пассивными людьми. Да и люди в большинстве своем не могут существовать в рамках свободы, т.к. сразу превращаются в свиней. "Наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич".
А Бердяев - идеалист и просто святая наивность с потрясающей любовью к человечеству, которое такой любви не заслуживает. Посмотрел бы Николай Александрович на людей без государственного гнета, но, боюсь, его хватил бы удар раньше времени. Место этого человека в раю, а не среди людей, которых он судил по себе, по своей чистой мятущейся душе...

Комментарии


Эк вы его разделали. В то же время книга наряду с чисто бердяевскими невыносимыми наивностями наполнена чеканными и классическими формулировками, как, например:

«Дворянство остается на веки веков образцом более высокого качественного состояния, породы дифференцированной и выделенной. Дворянству подражала буржуазия, ему будет подражать и пролетариат. Все parvenu хотят быть дворянами. В социализме пролетариат хочет быть новым дворянством, новой аристократией. В мире, по-видимому, должно быть меньшинство, поставленное в привилегированное положение. Разрушение исторической иерархии и исторической аристократии не означает уничтожения всякой иерархии и всякой аристократии. Образуется новая иерархия и новая аристократия. Всякий жизненный строй — иерархичен и имеет свою аристократию, не иерархична лишь куча мусора и лишь в ней не выделяются никакие аристократические качества. Если нарушена истинная иерархия и истреблена истинная аристократия, то являются ложные иерархии и образуется ложная аристократия. Кучка мошенников и убийц из отбросов общества может образовать новую лжеаристократию и представить иерархическое начало в строе общества. Таков закон всего живого, всего, обладающего жизненными функциями. Лишь куча сыпучего песка может существовать без иерархии и без аристократии».


Ну упростила, да, есть немного :)))) Обобщила. Он мне вообще чем-то Достоевского напоминает манерой письма - такое же эмоциональное, почти задыхающееся, готовое либо разгромить, либо расцеловать...
Даже в этом отрывке, что Вы привели, масса эмоций и оценочных формулировок...
И именно на подобные заявления я и отвечаю: А судьи кто?


Да, Бердяев сам — несомненный достоевский персонаж. Причем в черновиках «Бесов» есть дивные «философские страницы», на которых Шатов философствует кратко, умно, страстно — вполне в бердяевской манере.


Да все мы немного Достоевские персонажи :))) Не все, правда, наверное, осознают это...