Больше рецензий

10 января 2016 г. 19:21

224

5 Книга, которая понравится многим.

В конце 2015-го года на полки книжных магазинов поступил роман Валерия Пылаева «Выборг» из серии «Вселенная Метро 2033». За довольно короткий срок книга набрала немало отзывов, причем по большей части положительных. Повторяться не вижу смысла, и потому хочется рассказать, как эту книгу понял лично я. Без спойлеров, если кто волнуется на этот счет.
В творении Валерия Пылаева можно выделить несколько основных вещей, делающих книгу, банально выражаясь, хорошей.
Во-первых, это сама История. Безусловно, написанная интересно и грамотно, написанная так, что читать ее можно как поклонникам постапокалипсиса, так и читателям, с жанром не знакомым. Кстати, первая же сцена получилась таинственной и интригующей: мрачный выборгский замок, из которого сбегает пятнадцатилетний парень, таща за собой какую-то девочку. Прямо скажем – нетипичное начало для книг серии, в которой люди обычно стремятся туда, где есть стены, а не туда, где радиация и мутанты. Что заставляет героев покидать место, которое, казалось бы, является единственным оплотом жизни в постапокалиптическом Выборге?..
Радует и то, что «Выборг» все-таки не стал пафосной книжонкой о подростках. Пятеро сталкеров, следующих из Питера в Финляндию, натыкаются на парня и странную девочку неслучайно. Похоже, Выборг – не тот город, который можно пройти, не вляпавшись в неприятности.
В общем, в плане остросюжетности здесь хватает всего – и вопросов, на которые хочется поскорее заполучить ответы, и драматических событий, от погонь и перестрелок до решений моральных дилемм, и особого северного колорита (с весьма крупными намеками на Скандинавскую мифологию). Желание перелистывать страницы не пропадает, сюжетные «крючки» – работают на полную, на протяжении всей книги преподнося читателю сюрпризы.
Во-вторых – это вопрос веры в романе. При этом автор не ударяется в религию или философию, а лишь рассказывает напряженную историю, в которой вера во что-либо преподносится всеобразно: кто-то религиозен до мозга костей, кто-то верит в силу науки, кто-то – в себя. А кто-то не верит ни во что. Автор очень смело и удачно показал, как может изменить человека не надежда, а абсолютная уверенность в том, что все, что он делает, не зря. На первый взгляд банальная тема обыгрывается в романе настолько глубоко и переплетенно, что все обвинения в наивности и занудности снимаются.
В-третьих – на протяжении всего романа происходит метафоричная борьба Веры и Хаоса в более широких смыслах. Ко всему прочему, в «Выборге» существует сильное, впечатляющее фантдопущение, не совсем свойственное серии, где порой, кроме постапокалиптических декораций, фантастики-то и нет толком. А здесь именно оно отождествляется с этаким стержнем Веры и ее противостояния Хаосу. При этом до примитивной борьбы «бобра с ослом» вроде дело не доходит. Некое второе дно книги, за развитием которым следить не менее интересно, чем за первостепенным сюжетом.
Конечно, книга не идеальна и без проблем найдутся те, кому она не понравится. Ведь в плане боевика есть и более динамичные жанровые книги. Кому-то может не прийтись по вкусу, например, четкое окрашивание героев: алкоголик не скажет слишком умную мысль, а ученый не ляпнет глупость. Возможно, местами эти рамки были чересчур жесткими. В романе хватает небольших подыгрываний героям (благо это всегда работает на сюжет или центральную идею) или неточностей, но придираться к ним будет только тот, кто ради этого книги и читает.
В любом случае, это действительно интересный роман. Помимо ярких постапокалиптических приключений с быстрой сменой обстановок мы можем насладиться интересным обыгрыванием вопросов Веры с психологической точки зрения – вне конфессий, вне взглядов на жизнь.
Подводя итог: роман написан гармонично, сильно, красиво. В каком-то смысле, его сюжет добротно построен на канонах драматургии голливудских киносценариев, однако при этом «Выборг» довольно уникален. Словом, книга может украсить полку не только поклонника постапокалипсиса, но и «обычного» любителя хорошей литературы. И тут, наверное, стоит отдать должное Выборгу реальному – за то, что он есть, и за то, что сумел вдохновить автора на написание такого потрясающего романа.