Больше рецензий

el_lagarto

Эксперт

такой себе гуру

10 января 2016 г. 00:12

472

3.5

Прага.
Город, укутанный тайнами, как туманами. Золотое сердце Европы - и сердце темное. Чтобы перечислить все легенды и предания, связанные с её улицами и площадями, понадобится написать отдельный справочник.
Добавим сюда ещё такого музыкального гения, как Бетховен, и получим... книгу, мимо которой я никак не могла пройти.

Впервые в жизни при чтении книга для меня звучит. Обычно в тексте можно встретить немало отсылок к другим произведениям, и тогда сразу хочется составлять списочки и бежать и читать, чем же вдохновлялся автор и персонажи. В случае Магнуса Флайта такой список тоже есть, вот только это будут не книги, а... композиторы. "Город темной магии" просто-таки напоен мелодиями Дворжака, Берлиоза и, конечно же, Людвига ван Бетховена. Это потому, что главная героиня Сара Уэстон - специалистка по бетховеноведению (неужели действительно есть такое слово?), и это - ее главная черта. Она думает о Бетховене, работает с нотами, слушает музыку, подпевает, подыгрывает - и благодаря этому история обрастает звуковым сопровождением. Первое, что хочется сделать по прочтении, - это поставить что-нибудь из классики.

И, наверное, это главный вау-эффект книги. Потому что все остальное, мягко говоря, вышло не столь образно. Прага - это город, о легендах которого можно говорить бесконечно, и, похоже, автор на это и нацеливался. Помимо традиционных уже голема, алхимиков, философского камня, Тихо Браге и императора Рудольфа он умудрился впихнуть сюда еще и Бетховена с его Бессмертной Возлюбленной, тайны головного мозга и Золотое Руно. Да-да, обо всем и сразу. Пошло ли это книге на пользу? Не очень. Все это свалено в кучу, все смешивается, подробности теряются, и через полсотни страниц уже хочется спросить "а это-то здесь было причем?". Причем все как-то больше по поверхности, видимо, из расчета, что читатель про все эти легенды и так знает, а если что, в любом путеводителе прочтет. Идея с композитором и музыкой хороша, свежа, но, наверное, не стоило погружать ее в густой замес из пражских преданий - как-то быстро она теряет свою свежесть.

К тому же, мистика на протяжении почти всего романа кажется просто цветной оберткой, верхним слоем - ковырнешь, а там уже вовсе не мистический роман, а шпионский боевик. В городе на стыке двух миров за магию воюют КГБ, ЦРУ и правительство США. Ну и конечно, куда же без традиционной бомбы. Честное слово, даже не рыская по интернету, можно догадаться, какой национальности автор (точнее, авторы. Под звучным псевдонимом скрываются две дамы-писательницы), и эта "боевичность" сразу идет книге в минус: ну совсем не вяжутся очарование старинной Праги и погони-перестрелки в стиле "Идентификации Борна"! Поэтому когда ближе к концу один из персонажей вдруг заявляет, что СПОЙЛЕР! - бессмертен, то сначала ему не веришь. И удивляешься, с чего вдруг ему верят остальные. К этому же можно отнести целые толпы абсолютно ненужных персонажей, которые никакой смысловой нагрузки не несут, вроде итальянской маркизы, которая нужна только для создания слабенького любовного треугольника, а все остальные функции запросто мог заменить любой дяденька-агент.

Поэтому не верь, о читатель, когда тебя заманивают туманами Праги и адскими порталами, может статься, что это всего лишь удачная декорация для боевика.

Итак, в "плюсы":
- Прага, Прага и еще раз Прага, пусть даже в масштабе ненамного большем, чем путеводитель;
- почти сюда же - очарование старой Европы и ее истории;
- Людвиг ван Бетховен и музыка;
- несмотря на множество подробностей, легкий язык;
- бесспорная увлекательность сюжета.

"минусы":
- масса проходных персонажей, которые непонятно вообще что там делают, как следствие - затянутость;
- "боевичность" и "кинематографичность" книги, которую Магнус Флайт пытается компенсировать историческими сведениями, но уши голливудщины все равно торчат (кстати, беда многих современных книг, которые клепаются как заготовки к сценарию);
- огромное количество совершенно неуместного секса, нередко почему-то под образчиками местной скульптуры. Не то чтобы я за пуританство, но постельные сцены и размышления о постельных сценах занимают страниц под сто из общего объема, а смысла несут ровно ноль, из серии "героиня встала утром не с той ноги и что-то захотела потрахаться".

Кстати, книга заканчивается чуть ли не предательски: на последней странице Саре вручают билет до Санкт-Петербурга ("Аэрофлотом", на минуточку, это вам не кот начхал) ) с явным намеком на вторую часть. Когда же я полезла в сеть искать информацию про эту самую вторую часть, внезапно оказалось, что она про Вену.

Маруся rijka , спасибо тебе за этот чудесный подарок!

Комментарии


Уж мне его goodreads советовал-советовал, так руки и не дошли. Может, хоть в переводе прочитаю.


Почему бы и нет? Только если что - я забыла упомянуть, что в бумажной версии множество опечаток, вроде "холодное жидкость".


Боже, вторая часть? И опять косяк автора? Человек не следит за тем что сам пишет мне кажется