Больше рецензий

5 января 2016 г. 18:06

578

5

Одно из многочисленных и неоспоримых достоинств Гая Гэвриела Кея как писателя – это его умение с потрясающей детализацией создавать и реконструировать миры. И то, и другое одновременно. Потому что романы его – историческое фэнтези, в котором вымышленные государства носят явные черты своих реальных прототипов, но всё же совершенно самобытны и исключительны. Так было в великолепной дилогии «Сарантийская мозаика» , где автор искусно разворачивал перед восторженным читателем панораму древней Византии, и то же Кей делает здесь, в «Поднебесной». Но на сей раз мы отправляемся далеко на восток, в величественную Империю Катай...

В происходящее на страницах романа невозможно не верить. Нельзя не вжиться в красочный, идеально проработанный мир, не сродниться с героями повествования и не смотреть на события их глазами. Под пером Кея не самый (по сегодняшним меркам) монументальный роман оживает дивной музыкой струнных инструментов, звоном клинков, перестуком копыт и шелестом шелковых одежд. Будь то церемонии, предписанные государственным служащим дворцовым этикетом, или стенания призраков на берегу печально известного Куала Нора, или же дикие степи варваров-богю с жестокими нравами и многочисленными суевериями – каждый пейзаж, каждый образ объёмен и надолго сохраняется в памяти. Декорации хороши и сами по себе, но Кей использует весь этот исторический (без преувеличения, потому как «Поднебесная» воспринимается не как легенда или предание, а как историческое полотно) фон для многомерного, разветвлённого сюжета, в котором линии различных персонажей причудливо переплетаются и расходятся вновь.

Начавшись обманчиво просто, неподалёку от границ Империи, круговерть событий вскоре с невиданной силой обрушивается на главного героя романа. Шэнь Тай, второй сын недавно почившего прославленного генерала, подарившего отпрыскам мудрость и обострённое чувство справедливости, отправляется к берегам отдалённого озера, видевшего тысячи смертей в многочисленных битвах катайских армий против соседей-тагуров. Дабы почтить память родителя, последнее сражение которого у Куала Нора навсегда изменило отношение генерала к войне и смерти, Тай на протяжении двух лет хоронит кости солдат – и своих, и чужих. Кто мог знать, что незначительная, на первый взгляд, фигура в партии власть имущих; человек, не имеющий звания служащего и прервавший военную карьеру едва ли не в самом начале, из разменной монеты превратится в того, кто решает судьбы других людей, не всегда даже осознавая это? Этим «Поднебесная» выгодно отличается от «Сарантийской мозаики», где герой смущал своей пассивностью и нежеланием касаться игр сильных мира сего, даже будучи в самом их центре. Тай немного похож на Криспина, он так же ищет покоя, но, следуя своим принципам, он не раз и не два переворачивает всё с ног на голову. Будучи пешкой (а как иначе в мире дворцовых интриг, убийств и переворотов), он хорош тем, что не сходит со своего пути и преподносит немало сюрпризов.

Другие герои не менее колоритны. Поэт Сыма Цянь, Изгнанный Бессмертный, с повадками пропойцы и настороженным взглядом тигриных глаз; офицер тагурской армии Бицан, готовый презреть предрассудки и многолетнюю вражду ради уважаемого им человека; каньлиньские воины-наёмники, боевому искусству и преданности которых нет равных… Их можно перечислять очень долго, и о каждом найдётся что рассказать. Есть и женские персонажи, оказывающие не меньшее влияние на течение событий. Все они прекрасны и удивительны (что характерно для творчества автора) – куртизанка Весенняя Капель, наёмница Вэй Сун и сама Драгоценная Наложница Императора Вэнь Цзянь. И, конечно же, Ли-Мэй, сестра Тая, не в меру любознательная и отважная, затерявшаяся в далёких северных степях вместе со своим загадочным спутником. Вот ещё одна линия, на первый взгляд – избитая донельзя: он и она, спасающиеся от погони в дикой глуши. Но даже тут проза Кея проникает в самое сердце и держит в напряжении, заставляя переживать и сочувствовать, страдать вместе с героями и радоваться их победам или спасению.

«Поднебесная» – восхитительный роман, который можно назвать жемчужиной жанра. Фантастических элементов в нём совсем немного, они лишь придают тексту загадочный, сказочный оттенок. Кею найдётся чем увлечь любителя приключений и интриг, загадок и дилеммы между собственным счастьем и долгом.

Разветвление дорог. Круговорот дней, времён года и лет. Жизнь иногда дарит любовь, часто – печаль. Если вам очень повезёт – истинную дружбу. Иногда бывает война. Вы делаете всё, что в ваших силах, чтобы создать для себя покой до того, как уйдёте в ночь и оставите позади мир, как и все люди. И вас забудут или будут помнить, как позволит время и любовь…
P.S. Издание из серии "Сны разума" действительно оставлено без малейшей редактуры. Обидно, на самом деле, за такой прекрасный роман. Не будь "Поднебесная" настолько хороша, вполне можно было бы растерять всё своё восхищение, постоянно спотыкаясь на нестыковках и опечатках.

За совет во Флэшмобе-2015 огромное спасибо Nianne !

Комментарии


Насколько я люблю Кея, и до этого момента читал его всего, "Поднебесная" не пошла ну вообще.. Забуксовал уже на моменте как ГГ вернулся от озера, и дальше уже не смог продвинуться.. На мой взгляд, Сарантий был у автора пиком творчества, а дальше все пошло скатываться.


Жаль, но, как говорится, на вкус и цвет... Мне "Поднебесная" показалась более сказочной и более линейной - в Сарантии здорово были показаны события глазами второстепенных персонажей. Но всё равно роман хорош, фирменный стиль автора чувствуется, и прочитался он очень быстро. Хотя начало могло показаться затянутым, согласна. :)
Впрочем, кроме "...Мозаики", мне пока больше не с чем сравнивать. Как раз заказала себе новое издание самого первого цикла Кея, "Гобеленов Фьонавара". С нетерпением жду возможности познакомиться с ранним его творчеством. :)


И не забудьте "Львов Аль-Рассана"! При моем и так огромном обожании Кея (исключая, пожалуй, лишь "Изабель") "Львы" - это что-то совсем особенное! :))
Как же приятно, когда любимого автора читают и ценят! :)


Обязательно! :)


Два раза брался за книгу и два раза бросал, но всё-таки надеюсь, что когда-нибудь прочитаю, потому что нравится мир


Может, тогда и не стоит пока?) У Кея в каждой книге мир роскошен, но не у всех читателей одинаково ровно идут все его произведения. Можно попробовать "Сарантийскую мозаику" или более традиционное "Гобелены Фьонавара". А там и до "Поднебесной" дело дойдёт)


Спасибо за совет) Обязательно воспользуюсь) Про "Гобелены Фьонавара" уже давно слышал.