Больше рецензий

stauver

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 января 2016 г. 13:19

614

5

картинка stauver
Наверное, стоит сразу рассказать про автора этой работы. Дабы настроить на серьезную атмосферу, потому что теорий на тему "мозга и религии" весьма много, хотя, во многом они и схожи. Но ведь куда приятнее знать, что книгу написал профессионал в своем вопросе, а не просто любитель, половину фактов сочиняющий по ходу процесса.
Итак, автор - нейротеолог. Тот человек, который с научной точки зрения объясняет религию и духовность. Вопросы существования Бога и жизни после смерти интересовали его с раннего детства и поискам ответов на них он посвятил всю жизнь. И то, что мне довелось прочитать - это финал его личных поисков знаний о Боге сквозь научную призму.
Вынесу и я этот сакральный вопрос о существовании Бога поверх всего текста, витающими в воздухе буквами: " Есть ли Всевышний? "
В последнее столетие атеизм стал популярен. Но, к сожалению, большинство его приверженцев, как и сторонников противоположного клана, не столь глубоко волнует глубинный подтекст их убеждений. Кто-то просто верит, а кто-то просто не верит. Чаще это вопрос воспитания или окружения. Атеизм - это отдельное целостное мировоззрение , принимать которое нужно лишь после всестороннего анализа и придирчивого изучения, хотя бы, довольствуясь современной научно-популярной литературой, а не "Бога нет, я его не видел" . Хотя, свой опыт тоже нужно учитывать. Который как раз часто выступает аргументом у верующих. Так что же это такое?
Мэтью Альпер выстраивает свой рассказ в виде слоеного пирога, где каждый слой - это определенная наука, помогающая объяснить тот или иной аспект веры.
Так как существует великое множество Богов в разных религиях, с присущими им экзотическими атрибутами, мы выделим лишь общий образ, воплощающий в себе все духовное - духовную квинтэссенцию, "универсального Бога". Каждая религия подразумевает в себе некое продолжение жизни после смерти, обещает бессмертие души. И вот он - назревший вопрос: " Смерть-это финал существования или новое начало?"
Альпер столь увлекательно проводит экскурсию по эволюционной кривой, от зарождения вселенной до нашего времени, что дух захватывает) Изначально, мой отзыв в голове выглядел, как сплошные цитаты из книги. Но не буду сильно спойлерить сюжет этого научного приключения, а лишь выделю уже конечные плоды многолетних исканий.
Эволюция. Вот почему, мы склонны , в той или иной степени, верить в Бога. Эта способность, что-то вроде генетически унаследованного рефлекса. Человек обладает религиозной функцией и она оказывает на него столь же значительное влияние, как и половой инстинкт или инстинкт агрессии. Как бы я хотела перечислить все научные опыты, все исследования, которые подтверждают это. Но прочитайте сами! Это удивительно!
Разве сам факт, что все человеческие культуры, какими бы обособленными они не были, верят в существование некой духовной сферы, не свидетельствует о том, что подобное предположение может представлять собой неотъемлемую характеристику человека, как вида, врожденный рефлекс? Альпер в своей работе опирается на труды таких ученых, как Юнг, Фрейд, Кант, Докинз и многих других. "Юнг подобно Канту утверждал, что мы рождаемся с набором предварительно запрограммированных режимов восприятия". Сходство между мифами разных культур мира настолько значительно, что оно наверняка порождено одной и той же неотъемлемой психической основой, общей для нашего вида в целом и является генетически наследуемой чертой. Мы внутренне предрасположены верить в духовную реальность. Хотя десятки специфических религиозных обрядов и практик со временем забылись, повсеместно сохранилась фундаментальная вера в духовную сферу, духов, сверхъестественные существа и богов, душу и загробную жизнь. Эти ключевые убеждения составляют фундамент всех мировых религий. "Религиозная вера - это неотъемлемая часть человеческой натуры, и она будет возникать в любом конкретном обществе с той же определенностью, как и любые другие наши унаследованные инстинкты".
Если предположить, что духовной реальности не существует - нет ни Бога, ни богов, ни души, ни загробной жизни. В этом случае все вышеперечисленное существует лишь как проявление особого способа восприятия реальности, на которую человек "запрограммирован" как вид. И получается, что не мы творение Бога, а скорее наоборот - Бог - продукт когнитивной деятельности человека.
Если среднестатическому человеку сказать, что по комнате летает большой невидимый розовый слон, скорее всего, он подумает, что это шутка. Потому, что эта информация противоречит физическому восприятию через органы чувств. А вот если сказать, что по комнате летает дух Божий или дух умершего, есть вероятность , что собеседник будет склонен поверить, вне зависимости от того, что ему сообщают его органы чувств. Значит, можно предположить, что в мозге есть некая часть, которая искажает наше восприятие и эмоциональную реакцию, чтобы мы ощущали сверхъестественные силы повсюду.
Автор приводит множество исследований, в том числе и мрт-диагностику головного мозга людей в трансе, во время медитации, после травм , и поясняет с биохимической точки зрения происходящие процессы.
Будем считать, что он убедителен и задаем следующий вопрос: " Зачем у нас развились такие способности?" И получаем очень убедительный ответ.
В чем же преимущество духовного сознания? Какую функцию выполняет эта духовная адаптация? Если бы она не была нужна, то мудрая эволюция искоренила бы этот признак за ненадобностью.
Вернемся на пару тысяч лет назад. Где-то в тот момент, когда человек осознал, что он человек, а потом понял, что он еще и смертен, а вокруг него мир, наполненный опасностями. То есть у него, как вида развилась когнитивное сознание. И когда он понял, что может настать момент, когда его просто не станет у него случился первый в жизни экзистенциальный кризис. Он познал всю тщетность бытия) И испытал сильнейший стресс. Которого ему и так хватало. А, как известно, стресс - пусковой механизм многих болезней. И что же придумала матушка-природа? Классную адаптацию.
Она выбрала те линии наследования, для которых была характерна врожденная предрасположенность к вере в иную реальность. Стало не все так бессмысленно. Тело умирает, а душа нет. "Если все прочие существа живут одной минутой, то мы получили возможность соразмерять свою жизнь с ошеломляющим фоном, на котором она протекает,- с вечностью. " Появилась группа людей, воспринимающих бесконечность и вечность как неотъемлемую часть самосознания. В итоге люди стали считать себя бессмертными и эти представления сохранились в каждой культуре.
К чему сводится вся психология религии? Ослабить страх человека перед смертью. С появлением духовного сознания человек смог сравнительно спокойно жить, несмотря на осознание неизбежной кончины.
Вы не представляете, насколько топорно я изложила мысли автора. У него все так стройно и логично. Однозначно, эта работа достойна прочтения, хотя бы потому, что автор не навязывает свою точку зрения. А просто делится своими мыслями, впрочем, научно аргументированными. Вопрос возникновения жизни на Земле и ее смысл все равно остается открытым, по крайней мере, лично для меня)

Комментарии


Отличная рецензия на отличную книгу. Спасибо
Читал с большим удовольствием.Всего за 2 дня прочёл. Вся эта серия "Религия..." хороша. Я уже прочел 3.

> К чему сводится вся психология религии? Ослабить страх человека перед смертью. С появлением духовного сознания человек смог сравнительно спокойно жить, несмотря на осознание неизбежной кончины.

Ага, особенно если учесть, что большинство религий учат, что по смерти человек вполне может отправиться в ад.