Больше рецензий

30 декабря 2015 г. 17:47

518

5

- Опять с ножом? - спросил я устало.
- Какое с ножом? На дороге грабил!
Мир обрушился на меня. Рефлективно я спросил молчащего и дрожащего Приходько:
- Правда?
- Правда, - прошептал он еле слышно, глядя в землю.
В какую-то миллионную часть мгновения произошла катастрофа. В моих руках оказался револьвер.
- А! Черт!.. С вами жить!
Но я не успел поднести револьвер к своей голове. На меня обрушилась кричащая, плачущая толпа ребят.

Недавно я закончила педагогический вуз и получила диплом. Но для себя уже давно решила: в школу не пойду, благо это позволяла моя двойная специальность. Поработав в детском лагере, состояние у меня было почти такое же, как в вышеприведенной цитате у Макаренко. Я всегда считала: чтобы работать учителем, нужно чувствовать большую любовь к детям, радость от своей работы и педагогическое призвание. У меня нет никакого из перечисленных качеств. А вот у Антона Семеновича Макаренко они были в избытке.

О "Педагогической поэме" была наслышана и по долгу учебы в педвузе, а еще мама рассказывала мне об этой удивительной книге (а поскольку моя мама не любит читать, то мне тем более необходимо было прочитать достойную ее похвалы книгу). Этот человек... Антон Семенович... Сейчас у меня такое ощущение, что я знакома с ним лично и вообще мы друзья. Я восхищаюсь им, и это не просто высокопарные слова. Антон Семенович - это один из настоящих Людей, профессионал в своем деле и вместе с тем остроумный, юморной, легкий человек, влюбляющий в себя не только своих подопечных, но и, я уверена, читателей его "Поэмы".

"На войне как на войне" - известное выражение. Так вот, я хочу сказать, что воспитание - это тоже война. Война с наклонностями ребенка, с его личностью, да с ним самим целиком! Я читала "Поэму" и не верила своим глазам: неужели Макаренко удалось перевоспитать столько малолетних преступников? Еще больше меня "мандражит", когда я думаю о том, что ведь все это было на самом деле! Беднота, вши, голод, убийства, кражи - все! И все это среди детей. Мало того что нужно было воспитывать малолетних преступников. Так нужно было еще и заставить их работать тяжелым сельскохозяйственным трудом, ибо супермаркетов не было, людей кормили собственные руки. Мало иметь землю: чтобы что-то проросло путное, нужно кровь и пот в нее вложить. Мало иметь домашний скот: за ним тоже нужно ухаживать. А как заставить работать малолетних преступников, которым легче ограбить, чем сходить за водой? Поэтому Макаренко, щупленькому интеллигенту в очках против целой оравы шпаны, разрешающей споры размахиванием финкой, пришлось ой как непросто.

Антон Семенович сам признавался в своей книге, что все умные теоретические трактаты о педагогике ему пришлось забросить, ибо они ничем не могли помочь в данной ситуации. Только находчивость, наблюдательность и блестящий ум этого человека позволили ему разработать собственную стратегию перевоспитания малолетних преступников. Действуя по наитию и руководствуясь только своим опытом, методом проб и ошибок он достиг успеха. Да, для разработки системы ему пришлось положить лучший кусок своей жизни; были срывы (он все-таки тоже человек, а не робот), были так называемые непедагогические методы, осуждаемые "олимпийцами", как называет педагогических чиновников сам Макаренко. Но знаете что я думаю? Именно эти самые непедагогические методы и срывы показали его воспитанникам, что Антон Семенович - человек, и чувства у него человеческие. Что он борется за них, что он с ними, на их стороне. Вот это как раз-таки и важно, а не сухая теория, написанная людьми, которые к детям и близко за всю жизнь не подошли.

Дети - не какой-нибудь вам конструктор "Лего" с безупречными, подогнанными детальками, которые по инструкции соберешь - и вот тебе готовый красивый домик или самолетик без изъяна. У детей детальки часто не сходятся одна с одной, и каждую такую деталь нужно подточить, отшлифовать и попробовать собрать опять. И не факт, что детальки подойдут, а сами вы никогда не будете знать точно, какая конструкция получится.

В конце я даже чуть не заплакала, настолько не хотела расставаться с полюбившимися уже героями. И вот еще вопрос: интересно, что Макаренко сказал бы о современных детях?

Напоследок наиболее понравившиеся мне цитаты.

Я утверждал также, что нельзя основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает.

Думал и о другом: почему такая несправедливость?.. Ведь я сделал хорошее дело, ведь это в тысячу раз труднее и достойнее, чем пропеть романс на клубном вечере, даже труднее, чем сыграть роль в хорошей пьесе, хотя бы даже и в МХАТе. Почему там артистам сотни людей аплодируют, почему артисты пойдут спать домой с ощущением людского внимания и благодарности, почему я в тоске сижу темной ночью в заброшенной в полях колонии, почему мне не аплодируют хотя бы гончаровские жители?

Добавлю от себя: товарищ Макаренко, не волнуйтесь, и в 21-ом веке ничего не изменилось.

Видите ли, если коротко говорить: сорок сорокарублевых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризоных, но и какой угодно коллектив.

Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать?

Только тот, кто в детстве потерял семью, кто не унес с собой в длинную жизнь никакого запаса тепла, тот хорошо знает, как иногда холодно становится на свете, только тот поймет, как это дорого стоит забота и ласка большого человека, человека богатого и щедрого сердцем.

PS Отдельно хотелось бы отметить, что Макаренко не только талантливый педагог, но и незаурядный писатель. Понравился его стиль, все эти украинизмы позволяют живо вообразить персонажей. А его сравнения и образы - просто прелесть! Остроумно и с юмором, услада для моей филологической души.

Комментарии


Спасибо за замечательную рецензию:)
Я тоже очень люблю эту книгу


Спасибо, что прочитали! Мне очень приятно)


Как мне в своё время хотелось заявить преподавательнице по педагогике, что теоретические трактаты не имеют отношения к реальной школе (кстати, ей же было рекомендовано прочесть данное произведение).


Да, вся эта теория километровая только для того, чтобы чем-то занять студентов. Да, я согласна, что и она нужна, но соотношение ее с практикой в учебном процессе должно быть 30 к 70. Мне всегда нравилось, когда преподы в универе рассказывали что-то интересное из своего личного опыта, а не по сто раз диктовали скучные лекции.


Паважаная Рына_К! Вам яшчэ засталося з Янушам Корчакам пазнаёміцца і ўсё будзе добра. Нават не верыцца, што ў Вашай душы не жыве педагог... Але гэта мы ўжо абмяркоўвалі. Лепш падзялюся ўражаннямі ад Вашага непараўнальнага стылю рэцэнзента: спадабалася вобразнасць на гэты раз і трапныя параўнанні, як з канструктарам Лега.
Жадаю Вам больш пісаць у новым годзе! У Вас гэта цудоўна атрымліваецца! Са святамі!


Дзякуй! Вы вельмі нагадваеце мне майго каханага маладога чалавека, які таксама падтрымлівае мяне ў маіх пачынаннях. Вас таксама са святамі!


Замечательная книга!


Прекрасная рецензия на прекрасную книгу, спасибо! Работала в Америке педагогом и была потрясена тем, как профессура отдельных учебных заведений ценит Макаренко! Его считают лучшим специалистом а вопросах "коррекционной педагогики" и проблем сиротства. Причём, некоторые утверждают, что его методы настолько универсальны, что соответствуют базовым ценностям американского общества: воспитание трудом, командный дух и командная ответственность, жёсткая дисциплина и самодисциплина, основанные на доверии и вере в лучшую, сильную часть человека.
В своём романе "Школьные тайны и геометрия первой любви", это вторая часть трилогии "Американские приключения русской учительницы" я даже описала свою встречу с известным профессором В.Г. , поклонником педагогических методов А.Макаренко
"Профессор готовил презентацию своего перевода книг Макаренко: «Педагогической поэмы» и «Книги для родителей». Кроме того, он обещал ответить на вопросы присутствующих.
Профессор оказался симпатичным, с приветливым открытым лицом человеком. Небольшие светло-голубые глаза смотрели на публику с живым интересом. Я бы сказала, с искренним любопытством!
Слушать его было одно удовольствие: красивая, простая, эмоционально окрашенная в тёплые тона речь захватывала внимание с первой минуты.
Но ещё больше с ним хотелось поделиться своими мыслями. Редкий дар для столь успешного, известного на всю Америку человека.
Вопросы посыпались, едва он замолк:
– И всё-таки, почему Вы считаете именно Макаренко лучшим из лучших педагогов?
– Видите ли, я – типичный американец. Слова меня мало трогают. Я сужу о людях и их словах по результату. А лучшего результата в борьбе с беспризорностью и по воспитанию из бродяжек и бандитов хороших граждан история не дала. Просто других примеров со столь положительным результатом нет.
– А у нас, в США?
– Наша, самая богатая страна мира, находится на одном из последних мест по борьбе с детской организованной преступностью и обнищанием десятков тысяч детей. Вы знаете, что ежедневно на улицы наших городов выходят 17-18 тысяч бездомных детей и подростков? Эту ситуацию можно назвать благополучной?
– Профессор! А это правда, что ежегодно границу США пересекают порядка 50 тысяч беспризорных детей из Южной и Центральной Америки? – решила я проверить информацию с последнего урока в колледже.
– Это так. Я Вам точную статистику могу дать: за восемь месяцев этого года границу перешли 47 тысяч детей, в возрасте от 6 до 16 лет. А сколько тех, кто до неё не добрался и просто исчез после того, как покинул дом? Вот этого никто, похоже, не знает.
Я сидела, подавленная услышанным.
Грузный, скептически выглядывающий из-под бифокальных очков мужчина рядом со мной, спросил громко и неприязненно:
– И что же такого в методах советского, подчёркиваю, советского педагога Вам так понравилось?
– А то, что нравится всем нам, нормальным, правильным американцам: воспитание трудом, практика самообслуживания детей и доверие к ним. Именно эти три вещи вы найдёте в любой хорошей американской семье. Доверие должно идти первым.
– Я Вас как-то слушала по радио. Я правильно поняла, что Вы скептически относитесь к завоёвывающей весь мир практике закрытия детских домов и передачи детей в патронажные семьи или на усыновление? – это опять была я.
– Вы меня правильно поняли. Эти страшилки про детские дома, которые во времена Чарльза Диккенса назывались «работными домами», кое-кому очень выгодны. На них делается миллиардный бизнес.
– Что конкретно Вы имеете ввиду?
– Социальные службы. Там вертится почти столько же денег, сколько от торговли оружием. Я двадцать пять лет собираю статистику о судьбах детей, имевших несчастье, как я сам, сменить несколько усыновителей и выйти в мир совершенно неподготовленными к жизни. Особенно трудно у них складываются отношения с другими людьми. Их так много и часто не любили, но терпели и даже прощали то, что прощать нельзя, что они никому не верят, часто манипулируют другими и обозлены на весь мир. Из такой закваски хороший гражданин не получится.
– Но почему, как вы говорите, им, в частности, слишком многое прощают?
– Для того, чтобы они остались с опекунами, а опекуны, соответственно, продолжали получать на них деньги. Опекунство – это же целый бизнес. Достаточно много людей, которые этим живут: так называемые профессиональные опекуны. И социальные службы их ценят и берегут, даже если надо закрыть глаза на многие вещи. Заметьте, я даже не упоминаю сейчас о насилии, издевательствах и убийствах детей в таких семьях. Это слишком тяжёлый и страшный разговор.
– А лично Вы, кому благодарны за то, что стали успешным, известным, высокообразованным человеком?
– Директору и персоналу детского приюта в Лос Анжелесе. Сейчас одна из наших выпускниц, моя большая приятельница, руководит прекрасным детским домом здесь, в Калифорнии. У неё на кабинете висит лозунг «Объятия – бесплатно. Всем гарантирована одинаковая любовь». Надо видеть, как на неё смотрят дети, когда она идёт по территории школы. Многие мамы могут позавидовать!
– Я слышала об этом детском доме.
– Вы, случайно, не та миссис Ти, которая перед картой летала и «Гитлер капут!» изображала?
Я густо покраснела, но кивнула головой."
Вот так обстоят дела в современном мире: всё пустое и "шелупливое" нас разъединяет, а настоящий талант человека, совершившего настоящий подвиг - объединяет.
Мануковская Татьяна Григорьевна


Спасибо за похвалу! И спасибо за цитату из вашего романа. Очень интересно было прочесть!