Больше рецензий

26 декабря 2015 г. 20:27

569

4 Иоаким Кунцельманн

Говорят, что отечественная литература отстаёт от зарубежной на несколько десятилетий. Между тем в романе "Живописец теней" можно при желании разглядеть отражения значимых русских текстов 90-х годов. В произведении скандинавца Карла-Йоганна Вальгрена сорокинская телесность сочетается "алхимическим браком" с узаконенным бездельем а ля "Духless" Минаева и с философской проблематикой "Generation П" Пелевина. Поэтика телесных выделений соединена с проблемой современного "лишнего человека" и увенчана темой мучительных поисков отличия между оригинальным предметом искусства и его точной копией.
Как всегда и бывает в алхимических штудиях, "философский камень" остаётся недостижимой мечтой: "Живописец теней" немного не дотягивает до высокого звания "роман идей". Конечно, идеи здесь использованы своеобычные. Прямо скажем, далёкие от классических. Лучше всяких определений будет перекличка основоположников: Артур Данто, Фуко, Сартр, Бодрийяр, Маршалл Маклюэн... Ирония судьбы: текст, который изо всех сил тужится деконструировать постмодернизм, сам оборачивается постмодернистским. Более того, даже отзывы на этот роман часто страдают тем же пороком!
Тем не менее автор подводит читателя к мысли: не только герой, но и весь современный мир насквозь лжив. Современное искусство - подделка. Современная философия - надувательство. А счастье можно обрести, лишь вернувшись к Платону и традиционным ценностям.