Больше рецензий

Yossarian

Эксперт

Я не достоин звания эксперта

23 декабря 2015 г. 23:19

96

4 Британские подводники на Второй мировой войне (One Of Our Submarines, 1952)

Книга начинается со следующего высказывания автора: "Несмотря на наличие некоторых неудобств, я считаю, что во время войны значительно лучше находиться на субмарине, чем укрываться в грязном окопе от летящих со всех сторон снарядов, или в разгар жестокого боя глохнуть в железной утробе танка, или каждую ночь вылетать на бомбёжки, или сутками не вылезать из машинного отделения большого надводного корабля". Ну и я, мысленно не согласившись с мнением товарища Янга, начал знакомство с воспоминаниями британского подводника.

Что можно сказать? Вышеуказанные строки подтверждаются потому, что автор родился под счастливой звездой. Во-первых, Эдвард Янг стал единственным в британском флоте командиром подводной лодки, который вышел из добровольческого резерва (!). Во-вторых, автор прошёл всю войну практически без единой царапины и жил долго и, думается, счастливо до 89 лет, проработав в издательском бизнесе и написав четыре книги. Наибольшую известность получила эта книга, в оригинале называющаяся "One Of Our Submarines" (1952).

В своих воспоминаниях автор проходит путь от начала 1940 года, когда он был приглашён из Королевского военно-морского добровольческого резерва для службы на подводных лодках, и до января 1945 года, когда субмарина Янга установила рекорд по продолжительности пребывания лодок класса S вдали от базы (37 суток).

Что происходило с Янгом во время службы? Уже в начале своей карьеры (в июле 1941 года) он попал в катастрофу, в которой погибла половина экипажа - 22 человека. Причём причиной трагедии оказались не немцы - произошло столкновение с траулером эскорта. Казалось бы, не лучшее начало, но автору повезло - это было первое и последнее серьёзное происшествие, произошедшее с ним. Далее Янг участвовал в военных действиях на самых разных театрах военных действий: Норвежское и Баренцево море (защита полярных конвоев, помощь советским подводникам), Бискайский залив (патрулирование Бреста), Средиземное море (оборона Мальты и др.), моря Индийского океана. И везде ему сопутствовала удача, правда, серьёзных боевых столкновений с его участием не происходило. Так или иначе, потерь не было.

Первую удачную торпедную атаку субмарина под командованием Янга провела только в апреле 1944 года. Справедливости ради, следует указать, что автору повезло. Сопротивление японцев в том регионе, где патрулировал Янг, было слабым. Это, конечно, не вина командира, и основных успехов он добился именно в районе Андаманских островов близ современного Таиланда. Отмечу, что автор подчёркивает слаженную работу команды, не приписывая все успехи себе. В конце книги он приводит список всех членов команды по состоянию на апрель 1945 года.

Источниками информации были не только собственно воспоминания Янга; часто использовались выдержки из судового журнала. Описания боевых походов и быта британских подводников дополняются объяснениями читателю некоторых принципов работы субмарины, например, как происходит погружение и всплытие, или указываются особенности работы перископа. Книга снабжена несколькими схематическими картами, иллюстрациями, фотографиями. Даже приведено изображение в разрезе подводной лодки "Шторм", командиром которой и служил Янг.

Ещё отмечу, что коллектив на подводной лодке обычно отличается более дружескими взаимоотношениями, нежели в других родах войск. Субмарина "Шторм" также не была исключением. Интересно, что командир лодки не находился в отрыве от команды, но даже издавал, так сказать, "стенгазету", чтобы скрасить тяжёлые будни моряков.

Подведу итог. Добротные и подробные мемуары, с описанием нюансов и особенностей подводной службы. Единственным недостатком, если, конечно, можно охарактеризовать это как недостаток, я бы назвал небольшое количество именно боевых столкновений. Но, повторюсь, вины автора нет. Вполне возможно, попади он в более суровые ситуации, не видать нам никаких воспоминаний.

Как обычно, немного поругаю издательство "Центрполиграф", которое в данной серии (да и в других тоже) страдает неточностями перевода, не указывает названия кораблей и субмарин в оригинале, низкое качество иллюстраций. А книга хорошая, читать было интересно.

Комментарии


Меня завораживают подлодки. Хотя я тоже никак не могу согласиться с высказыванием Янга.
Очень рекомендую в продолжении темы крутую "Подлодку" Буххайма - взгляд с другой стороны фронта и в художественной форме.


Спасибо, я запомню. Я бы точно никогда не пошёл подводником - не люблю воду.


Это да. Чтобы на флот идти, нужно либо быть влюблённым в море, либо просто пофигистом.


Я родился и живу в паре-тройке часов от места, где базируются наши субмарины, но я себя в виртуальной Великой Отечественной вижу каким-нибудь миномётчиком. Из стального - танкистом, но тоже как-то не очень. Да я и плавать даже не умею, к стыду своему. Но читать воспоминания участников войны на море почему-то люблю. Возможно, радуюсь, что это случилось не со мной))))


Да, пощекотать себе нервы и порадоваться, что это всё происходило где-то далеко и не с нами. :) А я очень люблю плавать - и полезно, и здорово успокаивает и как-то встряхивает.


Ну что ж, завидую)