Больше рецензий

17 декабря 2015 г. 19:55

526

4

1. Стив Джобс всегда обладал умением вдохновлять людей, однако в начале карьеры он был известен своей грубостью, склонностью к обману и манипуляциям.
2. С момента основания Apple Computer, Inc. Джобс проявил свой талант в создании стильных, удобных для пользователя изделий с продуманным интерфейсом.
3. Многие ошибки Джобса были связаны с его стремлением доверять собственным инстинктам, игнорируя все остальное.
4. После ухода Джобса из Apple его проекты часто приводили к неудачам на рынке и огромным финансовым потерям.
5. Возвращение Джобса к вершинам успеха началось в тот момент, когда, преодолев собственное навязчивое стремление к созданию аппаратных продуктов, он переключился на производство программного обеспечения и контента.
6. Много сил и собственных средств он отдал развитию Pixar Animation Studios.
7. Джобс был единственным из директоров Apple, кто почувствовал и поддержал своеобразную культуру сообщества инженеров и программистов.
8. iPod, iTunes и iTunes Music Store радикально изменили музыкальную индустрию.
9. Под руководством Джобса Apple сумела составить реальную конкуренцию корпорации Microsoft, поставив под угрозу ее монопольное положение на рынке.
10. В возрасте 50 лет Джобс, сделавший выводы из прошлых ошибок и изменившийся к лучшему, был гигантом трех отраслей: музыкальной, компьютерной и кино.

Дальше...



Взлеты и падения

Стив Джобс всегда обладал харизмой. В первые годы существования Apple Computer, Inc., многие говорили, что, кроме харизмы, у него за душой ничего и нет. Однако в январе 2000 года, когда Джобс вышел на сцену на выставке MacWorld Expo, чтобы объявить о своем возвращении на пост СЕО Apple, это был совершенно другой человек. Пятнадцать лет неудач сделали его скромнее и человечнее. Даже Стивен Возняк, не общавшийся с Джобсом долгие годы, был тронут до слез, увидев, как сильно изменился его бывший товарищ по Apple.
Стивен Джобс родился в 1955 году. Его детство прошло в Калифорнии. Упрямый и дерзкий, законченный индивидуалист, он словно притягивал к себе неприятности. В старших классах школы Стив уже был одержим страстью к электронике. В 1969 году он познакомился со Стивеном Возняком по прозвищу Воз. Тот был на пять лет старше Джобса и уже пользовался репутацией знатока электронной техники. Джобс поступил в колледж, но вскоре бросил учебу. Его притягивала жизнь хиппи, наркотики, дзен-буддизм, восточная философия. Пропутешествовав несколько месяцев по Индии, Джобс вернулся в Калифорнию, где вместе с Возняком начал чрезвычайно доходный бизнес. Они собирали и продавали устройства для нелегального подключения к телефонным линиям, с помощью которых пользователи могли бесплатно звонить в другие города и страны. В 1976 году в возрасте 21 года Джобс занялся вместе со своим партнером вполне официальным бизнесом – сборкой персональных компьютеров для домашнего пользования. Джобс назвал компанию Apple Computer.

Свежие яблоки

Первый компьютер Apple I был просто набором плат без корпуса. Затем компания перешла к созданию Apple II – первого в истории полноценного домашнего компьютера. Покупателю нужно было лишь достать его из коробки, и он мог сразу приступать к работе, а гнезда для плат расширения позволяли увеличивать его возможности. Как управленец Джобс поступал безжалостно, манипулировал сотрудниками, умело пускал в ход свою харизму – и был маниакально предан делу. С самого начала он яростно конфликтовал с другими руководителями и не чурался хитростей и прямого обмана – даже если дело касалось Воза, вскоре вовсе прекратившего с ним отношения. Личная жизнь его была весьма беспорядочной: он отказался признать свою новорожденную дочь Лизу и оставил ее расти в бедности. В то же время он был одержим идеей создания революционных устройств, и его страсть вдохновляла коллектив Apple. Вновь и вновь он заставлял своих инженеров и программистов совершать чудеса. Компания стремительно росла, и, казалось, Джобсу удается все, что бы он ни задумал. К 24 годам он был миллионером, и ему пришлось учиться вести себя как цивилизованный бизнесмен, по крайней мере, на публике.
Однако президент и совет директоров Apple не спешили наделять Джобса всей полнотой власти. Компьютер Apple III, проектированием которого он руководил, так никогда и не начал работать как надо. Джобс мечтал создать компьютер для нужд бизнеса – свой собственный, без участия Воза. Он возглавил работу над компьютером, который назвал Lisa в честь не признанной им дочери. В этот же период он добился разрешения на посещение исследовательского центра компании Xerox в Пало-Альто, где воочию увидел будущее: компьютеры, объединенные в локальную сеть, снабженные графическим интерфейсом и “мышью”. Джобс и его сотрудники сразу поняли, сколь мощным потенциалом обладают технологии, разработанные в Xerox. Джобс убедил представителей Xerox разрешить ему использовать эти технологии в обмен на возможность инвестировать средства в Apple.
Проект Lisa вышел из-под контроля из-за слишком большого количества функций, которыми пытались нагрузить компьютер разработчики. Постепенно Джобс был от него отстранен. В качестве компенсации его назначили председателем совета директоров, хотя в реальности власть его была номинальной. Тем не менее в 1980 году он буквально в один вечер заработал 200 миллионов долларов на IPO компании Apple. Внимание его привлек проект, которым занималась команда Джефа Раскина, – небольшой дешевый “бытовой компьютер”, получивший имя Macintosh. Джобс взял в свои руки контроль над этим проектом и привлек к работе лучшие умы Apple. Примерно в это же время на рынок персональных компьютеров вышла компания IBM, начавшая диктовать законы в отрасли. Низкие цены на PC предопределили полный крах компьютера Lisa, стоившего 10 000 долларов. Поскольку сам Джобс не имел возможности управлять Apple, он нанял на работу Джона Скалли, экс-президента Pepsi, полагая (и, как оказалось, вполне справедливо), что сможет навязывать ему свои взгляды.
В 1984 году на рынке появился первый Macintosh. Он был дешевле, чем Lisa, но Джобс допустил грубый просчет: в цельном корпусе нового компьютера не было ни одного гнезда для расширения, а ограниченный объем памяти делал его непрактичным. Мир бизнеса отверг новую модель. Члены команды Macintosh обнаружили, что их труд оплачивается намного ниже, чем работа проектной группы Lisa, и порвали с Джобсом. Компания держалась на плаву лишь за счет старой модели Apple II. Воз покинул компанию, публично заклеймив ее руководство. Совет директоров отобрал у Джобса подразделение, разрабатывавшее Macintosh, и обратился за помощью к Скалли, который затребовал полной свободы действий. Джобс попытался поднять бунт, но был пойман за руку и понижен в должности. В 1985 году он уволился из Apple. Ему было 30 лет. Следующие 15 лет были бедны успехами.

NeXT и Pixar: новый старт

Горя желанием создавать новую электронную технику, Джобс основал NeXT Computer. Компания регулярно потрясала публику громкими заявлениями, но с выводом продуктов на рынок у нее явно были проблемы. Представители IBM предложили Джобсу продать права на разработанную NeXT операционную систему, но Джобс затягивал переговоры, из-за чего в конечном итоге упустил свой шанс обойти Windows, став разработчиком доминирующей операционной системы для PC. Компьютер Cube так и не нашел своего места на рынке, как, впрочем, и все творения Джобса, зато у него был очень стильный дизайн.
Семена будущего триумфа были брошены в землю почти что случайно. Небольшая группа специалистов в области компьютерной графики во главе с Элви Реем Смитом и Эдом Кэтмеллом начала работать на Джорджа Лукаса, режиссера “Звездных войн”. Постепенно они убедили Лукаса, что компьютерная анимация как нельзя лучше подходит для создания спецэффектов. Лукас привлек их к разработке компьютера, предназначенного для графического дизайна. К команде присоединился Джон Лассетер, блестящий молодой аниматор, восходящая звезда компании Disney. Однако Лукасу, который находился в процессе развода, нужны были деньги для урегулирования отношений с бывшей женой, и он решил продать подразделение компьютерной графики, получившее название Pixar, за 30 миллионов долларов. Джобс узнал об этом от знакомого программиста. Посетив Pixar, он увидел в студии громадный потенциал – точно так же, как когда-то в новых технологиях Xerox. Но с наличными у него было туго, поэтому он решил правдами и неправдами потянуть время. В конце концов в 1986 году он купил Pixar у режиссера “Звездных войн” за 10 миллионов долларов.
Не желая расстаться с идеей производить аппаратное обеспечение, Джобс нацелил сотрудников Pixar на создание компьютеров для графического дизайна, которые, увы, никак не хотели продаваться. Созданный Лассетером короткий анимационный фильм “Люксо младший”, выдвинутый на премию “Оскар”, ярко продемонстрировал потенциал компьютерной анимации. Несмотря на то что Джобс вложил в Pixar примерно 50–60 миллионов долларов собственных средств, компания все еще оставалась убыточной. Начались увольнения. В разгар кризиса команда Pixar обратилась к Джобсу с просьбой найти деньги еще на один короткий фильм, “Оловянная игрушка”. Вдохновленный набросками, сделанными Лассетером, Джобс дал добро на создание картины. Фильм получил “Оскар” в номинации “Лучший короткометражный анимационный фильм”.
Pixar наконец начала приносить доход за счет продаж пакета программ RenderMan, сохраняющего популярность и сегодня. Однако расходы были по-прежнему столь велики, что Джобс всерьез подумывал о закрытии и NeXT, и Pixar. Он уволил треть сотрудников Pixar, оставив лишь отдел компьютерной анимации. Но ему повезло: один из руководителей Disney Джеффри Катценберг, большой поклонник творчества Джона Лассетера, связался с аниматором и предложил от имени Disney финансирование, продвижение и прокат полнометражной анимационной картины. Это и спасло Pixar. Джобс добился контракта на создание трех картин, при этом доходы от продаж видеокопий и сувениров должна была получать Disney.
Тем временем компания NeXT совершила рывок, разработав операционную систему на базе ядра Mach, созданного в Университете Карнеги-Меллона. Но NeXT по-прежнему испытывала финансовые трудности, даже несмотря на инвестиции Canon на сумму 100 миллионов долларов. Джобсу пришлось закрыть подразделение, занимавшееся разработкой аппаратного обеспечения. Положение было нешуточное: его состояние таяло, в NeXT царил хаос, Pixar была на грани закрытия. В довершение всего Катценберг приостановил производство “Истории игрушек”. Правда, работа возобновилась после того, как сценаристы Pixar написали несколько новых сцен, учтя его пожелания. Вскоре Катценберг покинул Disney, где начался управленческий кризис. Джобс тем временем понял, что “История игрушек” принесет компании Disney куда больше денег, чем его студии, – разумеется, если фильм не обернется провалом стоимостью 100 миллионов долларов. Он начал подумывать о том, чтобы продать Pixar. Однако вскоре СЕО Disney Майкл Эйснер объявил, что “История игрушек”, которую он назвал “зрелищной и очень милой”, будет выпущена на экраны к рождественским праздникам 1995 года. Судя по всему, успех был гарантирован.
Изменения к лучшему произошли и в личной жизни Джобса. Он женился, зажил семейной жизнью и начал общаться с дочерью Лизой, уже ставшей подростком. Между тем Apple сражалась с проблемами: в ней сменилось несколько CEO, которые так и не сумели сжиться с нонконформистской культурой сообщества программистов. Компания теряла деньги и все больше отставала от рынка. Последний из вереницы директоров, Джил Амелио, сумел улучшить ее финансовое положение. Однако компьютерам Apple была нужна новая операционная система. NeXTSTEP Джобса оказалась идеально подходящим вариантом, и Apple приобрела NeXT за 377,5 миллиона долларов и 1,5 миллиона своих акций. Вскоре Джобс вернул себе контроль над Apple, заняв пост временного CEO. Чтобы обеспечить стабильность, он пошел на необходимое, но весьма непопулярное сотрудничество с Microsoft.
“История игрушек” вызвала массовый восторг публики и принесла огромную прибыль, Apple вновь стала доходной, а Стив Джобс превратился в икону. IPO студии Pixar в 1995 году сделало его миллиардером. Джобс потребовал от Disney заключения нового контракта – и получил его, поскольку Эйснер боялся, что Pixar объединит усилия с Катценбергом, принимавшим участие в создании конкурента, студии DreamWorks. “Историю игрушек-2” первоначально планировалось выпустить в видеоформате, однако в разгар работы в Pixar решили не размениваться на продукт второго сорта и сделать из сиквела полноценный анимационный фильм для кинопроката. За три следующих года три новых фильма студии Pixar – “Приключения Флика”, “История игрушек-2” и “Корпорация монстров” – стали хитами.
В Apple Джобс задумал создать яркий, удовлетворяющий все требования пользователя iMac. Это было началом целой череды успешных продуктов Apple, нередко бросавших вызов здравому смыслу и пользовавшихся успехом на рынке вопреки скептическим отзывам экспертов. Джобс оставался все таким же непреклонным переговорщиком, в особенности в своем сотрудничестве с Голливудом, однако теперь он мыслил глубже и больше доверял людям. Семейная жизнь смягчила его характер. Он был готов лицезреть мир таким, каков он есть, а не таким, каким он хотел его видеть, что, безусловно, помогало ему работать с людьми при создании новых проектов. Он осознал, что успех ему принесли не “железки” и даже не программное обеспечение, а контент.

В будущее с песней

Джобс заинтересовался музыкальной индустрией, увидев для себя возможность выхода на рынок цифровых музыкальных записей. Apple приобрела у компании Casady & Greene программный пакет SoundJam и превратила его в iTunes, тотчас ставший лучшим программным приложением для копирования и воспроизведения музыкальных файлов. Оценив потенциал MP3-плееров, он вновь начал поиски среди уже существующих моделей и заключил соглашение с PortalPlayer о создании нового плеера. Когда в конце 2001 года iPod был представлен публике, его критиковали за слишком высокую цену, однако плеер раскупался полным ходом. Apple довершила начатую ею революцию созданием iTunes Music Store. Отныне скачивать музыку можно было легально, просто и недорого. Вскоре корпорация Apple отвоевала более 70% лицензионного рынка музыкальных интернет-продаж.
Джобс искал пути для заключения более выгодного соглашения со студией Disney. Эйснер заявил совету директоров Disney, что очередной фильм Pixar “В поисках Немо” ждет провал. Джобс был в ярости. После того как фильм триумфально прошел в прокате, позиции Pixar заметно усилились. Эйснер столкнулся с недовольством акционеров Disney, а Джобс подлил масла в огонь, сказав, что никогда не перезаключит соглашение со студией, пока Эйснер стоит у руля. Переговоры были прерваны в январе 2004 года, после чего Джобс заявил, что Pixar будет искать другого прокатчика. Следующий хит студии – “Суперсемейка” – получил премию “Оскар”. Теперь у Pixar было достаточно денег для самостоятельного финансирования своих картин. В это же время Эйснер объявил о своем уходе. Новый СЕО Disney Роберт Айгер возобновил переговоры с Pixar. В разгар этих событий Джобс – вегетарианец и сторонник здорового образа жизни – был госпитализирован с редкой, но излечимой разновидностью рака поджелудочной железы. Тем не менее он продолжал работать.

Четкая стратегия

Итак, стратегия Джобса была ясна. Он позиционировал Apple как реального конкурента Microsoft, способного всерьез угрожать ее монопольному положению на рынке программного обеспечения. Операционная система Mac OS X на базе NeXTSTEP считается более стабильной и надежной по сравнению с Windows. Серверы Apple успешно выдерживают конкуренцию на рынке B2B. iPod и iTunes позволили Apple завоевать новое поколение пользователей. В январе 2005 года Apple объявила, что предыдущий квартал оказался наиболее успешным за всю историю компании.