Больше рецензий

Покусаева Мария (Turnezolle)

Эксперт

Критик с дивана маминого

14 декабря 2015 г. 22:25

7K

3.5

Прочитала.
Скажу сразу: отделаться от ощущения, что читаю Гарри Поттера в лубочном антураже, было ну очень сложно. Не знаю, хорошо это или плохо, но это самое верное описание моих чувств.
Книга - хорошая, почти что очень_хорошая, неплохо написанная, действительно атмосферная. Ближе к середине, как мне показалось, авторы расписались и текст пошел легче, исчезли всевозможные завитушечки, красивости, атмосфера начала затягивать капитально. Сюжет проработан неплохо, персонажи - тоже, хотя, конечно, некоторые типажи кое-где проглядываются. Сеттинг взят интересный, но, имхо, можно было бы сделать лучше. Потому что сеттинг стал для меня большой проблемой.
При появлении рядом с Ярилами, Велесами, Муромцами и прочим антуражным людом ЛЕШЕГО ИЛЬИ, пастихосспаде, ПРОРОКА, я делала круглые глаза и распадалась на десяток вреднейших Машенек-пикси. Когда авторы решили ввести городскую локацию Пустые Холмы (или Полые Холмы, думаю, концепт понятен), я просто артистично изобразила фейспалм. Такие вещи серьезно выбивали меня из атмосферы, в которую и без того удалось погрузиться только страницы так со сто пятидесятой. До того шло сплошное притирание к тексту и героям и попытки понять: Горыныч Марья Кощевна - это мне хихикать после слова "лопата" или таки серьезно воспринимать?
Еще немного подбесили рассуждения о чистоте и невинности колдуний (возраст главных героев, на минуточку, 14-17 лет). То есть, это было нежно, трогательно, немножко стыдно. Просто у меня слишком испорченный мозг, извините.
Еще момент, который не понравился. В том же "Гарри Поттере" у детей, которые лезли в пекло вперед Дамблдора, всегда была очень четкая мотивация в это пекло лезть. Не помню, что там было с первой книгой (честно - не помню, но что-то вроде было), а в остальных герои обычно вставали перед серьезной проблемой (взаимопомощь, например, или им самим грозящая опасность), из-за которой они кидались на василиска или под ветки Гремучей ивы. Здесь я такого не увидела. Путешествие персонажей черт знает куда за черт знает чем выглядело для меня как "Ой, легенда красивая. Ой, я тут схемку нашла. Ой, пойдем, посмотрим, рискуя жизнью?!"
Деточки, ну нафига?
И еще мне не понравился нарратор. Он был такой... сладкий. Сюсюкающийся слегка. Со всем причитающимся: "ребята", "юные колдуньи", ля-ля-ля. Тут меня стоит понять правильно: я очень люблю читать детскую и подростковую литературу и вполне принимаю ее интонации. Здесь не приняла. Казалось, что авторы ставят читателя все-таки чуть ниже себя и боятся где-то ранить его нежную психику. А зря.

В остальном - няш-мяш и ванильная магия. Приятно. Немного менее самоиронично, чем хотелось бы. Показались предсказуемыми некоторые пути развития событий (если мальчик и девочка сильно не любят друг друга - жди беды, не даром он с дудочкой ходит, лол). Лиса - это просто нечто, к этому персонажу я испытала совершенно искреннюю симпатию.

А. Еще немного брюзжания.
Когда девочки заговорили о ярилиных рукописях, то есть - о ведьмовских конспектах, я вздохнула и подумала, что вроде бы в моей молодости это называлось "книга теней", и пошла отмывать котел от крови младенцев.

Комментарии


Интересное мнение)
Книга теней - у меня две ассоциации: Зачарованные и Джеймс Риз. Или вы в общем имели в виду?)


Есть такая неоязыческая религия Викка, это от туда всё пошло.


Спасибо за честный отзыв! Про смешение традиций все объясним в подкасте, который выйдет совсем скоро. Для нас это были очевидные вещи, оживляющие книгу, но оказалось, что не всем это понятно.


Леший по имени Илья Пророк - это очень неочевидная вещь, кмк. Вплетение в сеттинг разных мифологий на примере происхождения того же Севы - да, обоснуй, все отлично и гармонично. Но Илья Пророк рядом с Велесом - это вотзефак. Я подозреваю, что в развитии это получит какое-то объяснение, но в первый момент я едва не бросила текст.


Тут все просто на самом деле. Велес - это религиозный миф одного временного периода (и кстати у нас это просто фамилия главной наставницы, а не бог. Про богов герои упоминают лишь вскользь и непосвященные до конца сами не знают, существовали ли боги на самом деле, или это были всего лишь основатели древних родов). Илья Пророк - это религиозный миф другого временного периода. То есть они оба мифологические персонажи, сказочные. Я даже больше скажу, Баба Яга - тоже религиозный миф, только еще третьего временного периода и третьей традиции. Мы взяли всех сказочных персонажей, в том числе из религиозных "сказок", прижившихся именно у нашего народа, и смешали так, как нам это нужно. То же самое с лешим. Вы, может быть, представляете, что леший - это такое жутковатое лесное божество, а у нас Илья Пророк всегда описывается обычным, просто слегка потрепанным, стариком. То есть это не леший в привычном понимании. Там не случайно в Митиной фразе есть слово "Это наш МЕСТНЫЙ леший". Это не существо, оберегающее леса, а именно их местный персонаж, которого так прозвали за его некоторые особенности, которые в этой части могут раскрыться только при супер-внимательном чтении. Я еще раз повторюсь, что у нас просто выдуманная нами сказка, тут нет историчности. Для нас и Велес, и Илья Пророк, и избушка-на-курьих ножках - фольклорные сказочные персонажи. И да, конечно, дальше будет понятно, почему выбран на эту роль именно Илья Пророк (в предшествующей ему традиции это Перун, но нам необходим был именно "христианский" вариант Перуна), у нас нет случайных имен. А вот про Севу подробнее пока рассказать не могу, так как это будет дичайший спойлер.


Я поняла, что это Перун. Я даже готов принять этот образ блаженного местного лешего, но не с христианским оттенком. Просто в моей голове не помещается такое сочетание язычества и христианства. Точнее - когда столько язычества (Велес - это только один момент, у вас же еще упоминается уже вне контекста преподавательского состава Ярило, Сварог и т.д.) и один несчастный христианский святой, которого (ну, допустим) называют лешим.
Это вопрос не историчности (вопрос историчности - это совсем другой вопрос), это вопрос сочетаемости. К сожалению, христианство (и почти любая подобная религия) и колдовство - вещи трудносовместимые. Ну, то есть, конечно, они совместимы - в контексте инквизиции или забивания ведьмы камнями. В других - это вотзефак.
К Севе у меня и нет никаких претензий, мало ли где его батя путешествовал, все ок, норм, обоснуй во все поля ^__^ Смешение разных мифологий - это круто. Но христианство, как и прочие монотеистические религии - это уже совсем другое дело.


У меня честно больший резонанс вызвало заявка "русская сказка" и просто громадное обилие викканской мифологи, притом во всём, в любых малейших деталях - впору назвать "викканская сказка"


Я еще раз повторюсь, что у нас просто выдуманная нами сказка, тут нет историчности.

А можно каверзный вопрос? Хрен с ней историчность, с атмосферой то у вас что? От произведения просто заверсту разит викканской традицией, но никак не русской. Даже описание славянской традиции и то викканское. Это даже по весьма заниженным меркам на совпадение не тянет. Где "русский дух" и "Русью пахнет"? Потому что откровенно западный взгляд.


А давайте вы мне сначала напишете, что именно увидели в сказке от Викки? Чтобы быть уверенной, что не возникает подмены понятий.
У нас в книге нет описаний славянской традиции. Повторю в который раз, что мы вдохновлялись русскими народными сказками и славянской мифологией и написали свою собственную историю.
"Где "русский дух" и "Русью пахнет"?" А почему это должно быть? Здесь, видимо, просто несовпадение ожиданий конкретного читателя с замыслом авторов. У нас есть свое собственное впечатление от прочтения народных сказок и от родной мифологии. И в нашей книге мы передаем наше собственное впечатление и наши ощущения, а не факты. В нашей современной жизни очень редко "Русью пахнет", а действие книги происходит в современное время и в современном мире. Наша колдуны по нашей задумке прошли все те же этапы развития культуры, что и потусторонние, но имея некоторое тайное знание и особенные умения, сохранили чуть больше своего традиционного уклада.


А давайте вы мне сначала напишете, что именно увидели в сказке от Викки

А давай те без давайте. Я уже попробывал сделать соответствия, так честно проще сказать чего я от неё не увидел. Само магичесткое общество у вас простроено на викканской традиции от элементального символизма, "посвящение" (это изобритение неоязычников), преимущественное использование солнечных и лунных циклов, заканчивая даже делением светлых, тёмных и страников (точнее самой логикой деления, правда от своих "темных" они всячески отнекиваются, что впринцыпе тоже повторяется в сюжете), обрядовыми вещами в духе кинжалов для сбора, аналогом книги теней (есть легендарная, но каждый ведёт и свою), даже анимализм описан викканский.

Повторю в который раз, что мы вдохновлялись русскими народными сказками и славянской мифологией и написали свою собственную историю.

Сюдя по первой книге вы вдохновлялись Гарри Поттером, который там не стесняясь и не прикрываясь лезет из-за всех щелей, и уж извините викканской традицией, которая там вообще свободно разгуливает.

А почему это должно быть? Здесь, видимо, просто несовпадение ожиданий конкретного читателя с замыслом авторов.

Не честно я не против произведения, оно не плохо. Но да несовпадение есть, между замыслом автора и маркетинговой подачей и позиционированием. Если уж слово сказка, это посути одно и тоже с фентези (по смыслу кстати термин fantasy ближе к нашему пониманию слова сказка, чем fairy tale). А вот с русским у вас проблемы, вся подача напоминает прозападный труд А.Н. Афанасьева "Поэтические воззрения славян".

и наши ощущения, а не факты.

А про факты никто и не говорит. Просто слово "русский" несет в себе определённый культурный пласт, который не смоги на протяжении веков вытравить ни церковь, ни СССР, ни годы 90х. Традиции и культура менялись, а русские оставались русскими, т.е. они на протяжении веков традиции и культуру преобразовывали под свой быть. Сами знаете так появились и православные святые аналочичные славянским богам, и большинство праздников. Вроде и пришло православие, но так и осталось носить именно языческий(в переводе "народный, национальный") характер, а не мировой свойственный христианству. Тоже самое было и с союзом и дальнейшими изменениями, ну тянет нашего человека бессознательнок корням.

а действие книги происходит в современное время и в современном мире.

И что? У нас теперь заимствование чужой культуры что ли, аля "покаление пепси колы"? Русские это такая нация, которая даже живя в другой стране не теряет национальных черт. У вас получилось, что из серии где-то в климатических зонах схожих РФ.

И в нашей книге мы передаем наше собственное впечатление и наши ощущения

Простите если б их было видно, а так я увидел впечатления и ощущения навеянные уже поняитно чем. Извините это не ваше детище. А вот было б действительно ваше, я бы и не спрашивал, а чего у вас чуть ли не сплошником викканская традиция. Так что хватит лукавить то.


Я начну с того, что когда семь лет назад мы придумали весь основной сюжет книги, мы понятия не имели ничего о викканской традиции. Даже сейчас знаем про Викку немного. Но судя по тому, что вы тут пишите, она очень близка к родноверию и славянскому ведизму.
Во-первых, если уж мы так углубляемся, то про "традиции" еще пока сложно говорить относительно виккан, так как этот культ относительно новый (чуть больше века существует). То есть конечно виккане верят в древние корни этого, но так как я отношусь критически к подобным вещам (к религиям, верованиям и культам, воспринимаю их только с точки зрения мифологии), то будем называть вещи своими именами. Викка заимствует традиции и ритуалы более древних культур. Деление на темных и светлых магов и даже принцип их деления - это, конечно, никакая не викканская традиция)) Особенно когда пишешь фэнтези, не подозревая ничего о существовании Викки, это достаточно стандартный для фэнтезийных книг ход. Иначе получается, что половина фэнтези - это викканское фэнтези. Не спорю, что они могут совпадать, то но происхождение имеют совершенно разное.
То же самое происходит и с Ярилиной рукописью. Книга, в которой собраны магические тайны - вообще распространенная сказочно-фэнтезийная вещь. Вот если б мы ее называли книгой теней или гримуаром, я бы еще поняла это обвинение. А так получается вилами по воде.
Вы правда считаете, что "посвящение" придумали неоязычники? Правда-правда?)) Обряд инициации или "посвящения" существовал у многих древних народов, в том числе славян. Причем был одним из ключевых обрадов в жизни человека. Но у нас тут не лекция по истории.
Про вдохновение. Получается, можно вдохновляться либо чем-то одним либо только чем-то вторым? Вдохновлялись мы именно словянской мифологией и русскими сказками, так как изучение всего этого нас сильно затянуло в то время. Вы можете перестать меня в этом разубеждать, так как я гораздо лучше вас знаю, что послужило мне вдохновением) А Гарри Поттера мы сильно любим, бесспорно. Говорим об этом на каждой встрече с читателями. И так как книгу мы несколько лет писали исключительно для себя и вышла в свет она только благодаря настойчивости наших друзей, насчет маркетинговой позиции ничего сказать не могу. (На обложке написано только то, что это русская сказка о подростках и волшебстве. Русская - потому что от русских авторов, на русском языке, действие происходит в русской деревне с русскими персонажами) Но согласитесь, если основываясь на традициях славянских родо-племенных союзов, мы хотим сделать центром повествования именно обряд инициации, который проводился в подростковом возрасте и в прохождении которого помогали более опытные взрослые, история уже будет немного напоминать историю мальчика в магической школе. Здесь мы примешали шаманскую традицию, где посвящаемый получает именно силу природы, стихии и помогают ему в этом шаманы-наставники.
Про использование лунных и солнечных циклов - древние народы, в том числе наши, жили по лунному календарю. Тут нет ничего магического, это очень логично и понятно. А ориентирование на эти солнечные и лунные циклы отсылает нас к родноверской традиции (словянское неоязычество). Очевидно, это совпадает с викканской, но мне сложно судить, потому что про викку знаю не так подробно, как вы. Но очевидно то, что мы чисто интуитивно угадали многие вещи (память поколений никто не отменял), которые потом нашли в описании древних славянских ритуалов.
Про "русскость" абсолютно согласна. И именно это нам и удалось передать, именно это ощущение "русского") Мы все детство провели в глухих русских деревнях, не только из книжек знаем старые поверья, сказки и национальный уклад. И это считывают почти все читатели, чему мы несказанно рады!
("Поэтическое воззрение славян на природу" люблю. Интересные и хорошо обоснованные точки зрения у Афанасьева)

И не надо обвинять меня в лукавстве) Вы додумываете за нас то, чего не было. Вы, наверное, неплохо разбираетесь в Викке, и поэтому видите ее везде, даже там, где ее и в помине не было (а было немного словянского родноверия и чистая фантазия авторов). Я не спорю, что в итоге это могло совпасть с какими-то еще традициями, так как иногда мы непроизвольно вдавались в такие древние глубины, только лишь потом узнавая, что такое действительно существовало у колыбельных цивилизаций. Но, наверное, дело просто касается древнейших архетипов, про которые мы все на самом деле помним.


Но судя по тому, что вы тут пишите, она очень близка к родноверию и славянскому ведизму.

Даже близко не стояло, это хоть всё и неоязыческие направления, но кардинально разные.

Викка заимствует традиции и ритуалы более древних культур.

Да ничего они не заимствуют, всё чисто их изобретение, единственное что они заимствовали это взяли за основу почитание природы. Это просто часть их религии верить в то, что всё то заимствовано и имеет древние корни. Заимствовующими можно назвать родноверов и сейдов - и то лишь потому что они основываются на определённой мифологии, а обряды у них тоже чистый полёт фантазии без какой либо базы.

Обряд инициации или "посвящения" существовал у многих древних народов, в том числе славян.

Простите конечно, но за такие утверждения человека в знающих кругах шарлотаном назовут. Можете хоть поделится источником от куда у вас такая дизинформация? У славян не было посвящений, потому что не было объединений, все передовалось от учителя к единственному ученику при его смерти, т.е. никакого посвящения, а банальное префразирование известной фразы "волх умер, да здравствует волхв". И во многих древних культурах было так же, даже в шаманизме. Само посвящение возникло на уровне культов мировых религий, к мелким религиям, как ещё на Запада называю язычества pagan (провинциальных) это не касалось, размах не тот.

Вот если б мы ее называли книгой теней или гримуаром, я бы еще поняла это обвинение.

Вся разница книги теней, от гримуара в том, что гримуар таки да классический ход для фентези. Гримуары - это некий артефакт обладающий невероятной силой и дающая своему владельцу и существуют гримуары в единственном экземпляре. Книга теней так единственное мифический представитель, который является лишь личной книгой каждого мага и имеет миф об изначальной. Вот эта самая традиция и описана у вас в отношении рукописи.

Получается, можно вдохновляться либо чем-то одним либо только чем-то вторым?

Вдохновлятся можно хоть всем сразу, вопрос в другом: "какой смысл одно выдавать за другое", когда как раз того одного реально на 90%, а выдается за то что и 5% не составляет.

так как изучение всего этого нас сильно затянуло в то время.

честно читая ваш коментарий понимаю что занесло вас в изучении куда то очень далеко от всего этого. но отвечать и дополнять буду по порядку, дабы не запутаться.

А Гарри Поттера мы сильно любим, бесспорно. Говорим об этом на каждой встрече с читателями. И так как книгу мы несколько лет писали исключительно для себя и вышла в свет она только благодаря настойчивости наших друзей,

Вот честно в первый раз это слышу, но да ваша любовь к произведению и видимо подсознательно подражание видны невообружённым глазом.

Русская - потому что от русских авторов, на русском языке, действие происходит в русской деревне с русскими персонажами)

Эх вы давно в русской деревне были то? Честно скажу и отдалённо не похоже. Ну да ладно, я уже привык ктакому искаженному восприятию.
"Здесь мы примешали шаманскую традицию, где посвящаемый получает именно силу природы, стихии и помогают ему в этом шаманы-наставники."
Мама родная, а это вы откуда взяли? Шаманизм вообще неимеет никакого отношения к силе природы и стихий. Шаманизм основан на общении с духами, для этой традиции духом обладало всё, даже галька под ногами.

Про использование лунных и солнечных циклов - древние народы, в том числе наши, жили по лунному календарю. Тут нет ничего магического, это очень логично и понятно. А ориентирование на эти солнечные и лунные циклы отсылает нас к родноверской традиции (словянское неоязычество).

Где вы этого набрались то? То что вы пишите называется астрономическим годом. Ни славянской традиции, ни увы даже в родноверии им не пользуются. Он для славянской традиции не подходит, т.к. у нас просто жуткий климатический рассинхрон с астрономическим годом (пример: по астрономическому году когда уже пора встречать весну, у нас всё ещё сугробы по колено). Единственное что почиталось, так солнцестояние и равноденствие, как следствие почитания солнца. Культа луны у нас вообще никогда небыло. В славянской традиции календарь составлялся согласна ритмам земли (от сюда и специфические названия месяцев ), а это ещё более хаотический календарь, чем циклы луны.

память поколений никто не отменял

Это фикция, память поколений есть ничто иное, как просто бессознательное копирование старого окружения (т.е. это не "поколений", а скорее бессознательное запоминание, на чем и работает интуиция). Значит просто в вашем окружении либо есть, либо раньше кто-то был с такой активной позицией, от кого этого и набрались.

Мы все детство провели в глухих русских деревнях, не только из книжек знаем старые поверья, сказки и национальный уклад. И это считывают почти все читатели, чему мы несказанно рады!

Эм а можно хотя бы узнать георафическое расположение деревень? Я вам честно скажу что в 80-90% глухих деревень живы не словянско-православные поверия, а совковые предрасудки. Сам деревенский, и даже хорошо знаком с различием традиций в разных областях, краях и республиках. И честно скажу даже в близи от Москвы, умудрялись как-то хранить традиции, хотя если уж быть честными из живых носителей и осталось 2 человека.

"Поэтическое воззрение славян на природу" люблю. Интересные и хорошо обоснованные точки зрения у Афанасьева

Только основаны они на западной философии, и западном взгляде на русскую культуру, и писался труд для западной аудитории. А как раевед Афанасьев даже сборник сказок сам не собрал, его ему другие краеведы отдали по частям, а он тупо издал под своим именем в известный сборник. Он и сейчас как фольклорист и краевед считается очень паршивым, хотя и очень модным в своё время в Европе.

Вы, наверное, неплохо разбираетесь в Викке, и поэтому видите ее везде, даже там, где ее и в помине не было (а было немного словянского родноверия и чистая фантазия авторов).

На вашу беду я и в родноверии неплохо разбираюсь, и в других неоязыческих направлениях (сейд, асатру, тенгрианство, армянские солнцепоклоники, болгарские ромува, неошаманизм, толтекство, алтайский бурханизм), так же неплохо разбираюсь в окультных науках (кабалистика, герметические движения, астрология, алхимия и т.д. по теософии), в восточном мистицизме (буддийские школы(в том числе и чёд), китайские философские школы, индуиский ведизм), а так же и некоторые наши именно национальные языческие культры (шаманизм народв севера и алтая, славянские, карельские).
Так что я не понаслышке знаю, что такое славянское и родноверие, и увы у вас его небыло.

только лишь потом узнавая, что такое действительно существовало у колыбельных цивилизаций. Но, наверное, дело просто касается древнейших архетипов, про которые мы все на самом деле помним.

Знаете когда такое где-то пишут, то это явный признак фальсификации и написаного ради денег. Яркий пример Асов, мало того что переводил подделки XIX-XX века создания, так ещё и трактовку менял 3 раза (прям мормон от историков-мошеников).

Вас я понял, вы просто сами считаете то что говорите правдой, хотя на деле стали просто жертвами обмана.


Шарлотан, дизинформация, передовалось,префразирование известной фразы "волх умер, да здравствует волхв",

В чём вы не разбираетесь точно (а ведь вашим знаниям, судя по лл обсуждениям, числа не счесть), так это в орфографии и пунктуации. Жуткая безграмотная мешанина белиберды.


Простите а кто виноват, что вы обладаете прям узко-узко профильными знаниями и толком не знаете сопутствующие дисциплины. И уж извините вы сами виноваты, что просто потратили время на самоудовлетворения вместо увеличения собственных знаний. Те темы про которые я пишу пересекаются между собой, уж извините ваше графоманство в него не входит. вы честно ещё чаще пишете такой бред, что дадите фору любой сплетнице.


просто потратили время на самоудовлетворения


Чего? Вы вообще понимаете, что пишете? Это комментарий вообще феерия несогласованного бреда, такое впечатление, что невменяемый кто-то пишет.
Говорю последний раз прямым текстом: если не в курсе, как пишутся некоторые слова, не используйте их в своих глубокомысленных просветительских телегах, потому что это ужасно тупо.


Самоудовлетворение -я, ср. Удовлетворение самим собой, своими поступками, деятельностью.
©Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР

простите конечно, не знаю что ваш там воспалённый мозг вам выдал, но я использовал вполне нормальное слово. А уж это ваши проблемы, что вы думаете в силу собственной испорченности. Самоудовлетворение это именно то, чем большинство и занимается в свободное время, т.е. сам себя удовлетворяет, т.е. делает поступки которые доставляют ему удовольствие. Кто-то по клубам тусит, кто-то киноморофоны устраивает, кто-то не вылезая просматривает всё подряд на ЛЛ как вы (честно мне времени жалко читать общую ленту, в нее так за всё время пребывания залез только один раз, после регистрации). И уж если пошла речь о русском языке, то синоним ещё не означает полную передачу смысла, а я уж не знаю какой синоним пришел вам на ум, и в этом не виноват. Все притензии к вашей фантазии, которая явно работает не в том русле.


И уж если пошла речь о русском языке, то синоним ещё не означает полную передачу смысла

притензии

киноморофоны

Продолжайте штудировать словари, и (не вылезая) учите всех подряд всему подряд. хоть посмеёмся.


не озабоченным это говорить


И это, погуглите, что такое самоудовлетворение.


молодец, герой) а я и смотрю, чёйт ея подозрительно хвалят.
я читать не буду, мне Часодеев хватило.
попробую сначала на ребенке.


Просто я старый солдат и у меня некоторые проблемы со словами любви.
Да, ребенку должно зайти неплохо. Там действительно и атмосфера есть, и колоритные персонажи. И это лучше Часодеев в разы, как мне показалось (у Часодеев читала первую часть, было ок, норм, но на продолжение не потянуло).


Ну нет! В Часодеях мне не понравились ни герои, ни диалоги. Мир прикольный, даже не мир, а механизмы. А так как мне пришлось покупать все книги, ты представляешь, какой у меня на Щербу зуб)))

Из современных детских мне очень нравится Жвалевский. И Живые хочу почитать, прям надеюсь на неё.


Жвалевский фееричен ваще, хотя тоже местами наивный. Но эта наивность в глаза вообще не бросается. Я "Здесь вам не причинят никакого вреда" летом читала.
Меня "Часодеи" зацепили в начале, а потом скатились в какие-то сопельки с непонятностями. Потому и не стала читать цикл полностью.


Слушай, я надеюсь, ты простишь мне немного флуда, а ты любишь Толстую или это Ася Чернова любит?
Я просто прочитала ее Легкие миры - под громадным впечатлением. Хотя бы заглавную повесть очень советую. Она такая мощная, с ног сбивает просто.


Конечно, ТатьянуНикитишну я уруру нежнейше :3


Живые штука стоящая, конечно немного портит книгу основная идея "любовь спасёт мир" уж больно наивна. А так и мир, и герои и подростковые проблемы прописаны намного лучше, чем тут так называемая "русская сказка"


Живые очень сильны! Был там один минус для меня - это повторы информации. Но в остальном - очень-очень-очень! Дает фору многим вещам.


" Сеттинг", " Фейспалм". Да леший меня побери, это заклинания у вас такие? :-) Ну,няш-мяш! Моё вам уруру.


Магия-шмагия :3

Маша, поясни за "Пустые холмы". Не пониманию, отсылка, что ли, к чему-то...


Ой мне уже сразу хватило жутких кровавых магов, гримуара названого в честь бреда Асова и просто уймы виккинских замашек по поводу ритуалов, кровавых старообрядцев-маньяков и светлых магов-веганов. Ну прям всё русское русское из серии "тушенка русская" произведена в Китае XD