Больше рецензий

Demiurg

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 апреля 2010 г. 15:17

1K

2

Плохо, нет, правда, ОЧЕНЬ плохо.
Первое что насторожило это американцы и японцы.
Первые написали эту книгу, по словам вторых. Кроме того по словам первых именно у вторых они экспортировали дзен буддизм, с которым раньше в Америке было не густо.
Из Японии? Всем известно, что буддизм зародился в Индии. От туда он добрался до Китая, где именно и появилась такая причудливая форма буддизма как дзен. По сути буддизм в обработке древних философий Китая. Особенно примечательный тем, что практиковать его можно в одиночку, и для этого не обязательно уходить в монастырь. От туда он уже перебрался в Японию, а что тогда в Японии не тянули из Китая? В ней он сильно преобразился, образовал множество сект, каждая из которых по своему поняла буддизм, смешала его с сентоизмом и даже с христианством. Именно там появилась причудливая форма буддизм с посмертным раем и адом. Войны монастырей буддистов в Японии, вошли в историю.

Но вот после этой фразы стало все понятно:
"Физическая поза не есть средство достижения правильного состояния сознания. Принять такое положение тела само по себе есть цель нашей практики. Когда вы в этой позе – у вас правильное состояние сознания, и потому нет необходимости пытаться достичь какого-то особого состояния сознания."
Вот почему в Америке эта ветка получила такую популярность. Если в Китае именно на работу с сознанием делался упор, медитации, коаны просветление. То тут все отрицается. Типично по-американски, вы пришли сели и в позу лотоса и вот вы уже мастер дзен. В понятие автора просветление не существует и вообще единственное состояние сознание которого стоит добавится, это состояние начинающего. В идеале и через 40 лет у вас должно быть то же состояние с которым вы в первый раз уселись в эту позу.
Замечу что в некоторых китайских трактатах на позу вообще не делается основного упора. Главное это состояние сознания, а сидеть в ней вы вольны как вам удобно. Но это не важно, ведь по мнению автора для Китая дзен был потерян.
Итого: крайне отрицательное впечатление. Лучше почитать, что-нибудь более традиционное.

Комментарии


От туда он добрался до Китая, где именно и появилась такая причудливая форма буддизма как дзен.



Фактически - абсолютно верно, только в Китае он все-таки был "чань-буддизм". Ввиду разных чтений одного и того же иероглифа :)


Когда Сюнрю Судзуки говорит, что "правильная поза - это уже правильное состояние сознания", он имеет в виду, что нужно отбросить мысли о достижении сатори! Сатори, которое нужно достигать, - не сатори. Сатори не существует отвлеченно в виде идеи или цели. Сатори - это практика. Сатори - здесь и сейчас. Вот что имеет в виду Сюнрю Судзуки.